Биосфера-живая оболочка Земли. Структура биосферы.


Биосфера-живая оболочка Земли. Структура биосферы. Дата:
47 урок
Класс 11
Ожидаемые результаты урока учащиеся конкретизируют и обобщают знания о структуре и компонентах биосферы.
Цели урока Создать представления о биосфере на основе её главных признаков; сформировать знания о границах биосферы, её структуре; познакомить с учением В.И.Вернадского о биосфере.
Развивать умения учащихся работать с раздаточным материалом, текстом учебника; интернетом, обогатить и усложнить словарный запас; учить анализировать, выделять главное.
Создать условия для осмысления роли человека в биосфере;
Тип урока комбинированный
Вид урока Урок исследование
Форма и методы работы частично поисковый, икт, крит мышления, парная индивидуальная
Оборудование Интернет, раздаточный материал, видеороликвремя Этап/ деятельность ресурсы
Орг момент.
5мин Приветствие
Настрой на урок
Вы когда нибудь задумывались зачем вы вообще живёте? Почему жизнь продолжается? И какого бы успеха человек не добился , всё равно он когда-то умрёт. Мы определённо живём для какой-то цели. Всё появилось не просто так. Земля и всё живое не просто так создано. Но, кем это создано? Если у любой системы есть создатель, то неужели мы появились и планета наша не из чего и Не для чего? Не может быть такого. Посмотрите как всё мудро устроено! Всё движется в каком-то направлении, как мудро устроен наш организм и природа и все физические законы, как всё гармонично!. видеоролик
Проверка д.з5 минут 1) Как называется наука о происхождении  и эволюции человека, становление его как вида в процессе развития общества                    А) цитокинез  Б) кариокинез  В) антропогенез  Г) палеонтогенез2) Человек относится к типу:
 А) членистоногих Б) хордовых   В) кишечнополостных  Г) обезьяновых3) О принадлежности человека к семейству гоминид свидетельствует:
А)  наличие диафрагмы                       Б) приспособленность к прямохождениюВ)  наличие внутреннего скелета     Г) большое сходство с человекообразными обезьянами в генетическом аппарате
4) Как называются первые представители биологического вида Человек разумный?
А) австралопитеки     Б) кроманьонцы     В)неандертальцы       Г) палеоантропы
5) Общий предок человекообразных обезьян и человека:
А) рамапитек            Б)  дриопитек           В) питекантроп       Г) Австралопитек
6) Какой учёный впервые поставил человека в одну группу с приматами?
А) Ж.Б. Ламарк         Б) К.Линней            В) Ч. Дарвин            Г) Э. Геккель
7) Доказательство происхождения человека от животных
А) редуценты           Б)симбионты           В)рудименты           Г) консументы8) Что в переводе с латинского означает «австралопитек»
А)  австралийская обезьяна      Б) древнейшая обезьяна    В) человекообразная обезьяна        Г) южная обезьяна
9) Чему соответствует стадия австралопитека в эволюции семейства гоминид?
А) архантропу         Б) палеоантропу     В) протоантропу       Г)неоантропу
10) Как называется древнейший человек, ископаемые остатки которого были найдены на острове Ява
А) протоантроп        Б)питекантроп       В)палеоантроп             Г) синантроп 3 минуты Изучение нового материала
10 минут 1. Уточнить состав биосферы: (используя Интернет найти информацию: о химическом, физическом составе слоев биосферы оформить в виде флипчарта)
1 – атмосфера
2 – гидросфера, биомасса
3 – литосфера, биомасса
4 – живое и неживое вещество
5 – ноосфера
2. Учение Вернандского.
В.И.Вернадский говорил, что весь животный мир и человек являются придатками хлорофильных растений.
Обсудите в группе как вы это понимаете?
Объясните влияние человека на биосферу с помощью приема «идеал»
Вернандский говорил: В буре и грозе родится Ноосфера, в уничтожении войн и голода впервые выразится проявление нашей Планеты как целого и будет первым проявлением перехода Биосферы в Ноосферу, в котором человечество станет мощной геологической силой, где сможет геологически проявиться его мысль, сознание, разум.
При помощи стратегии фишбоунОбъясните переход биосферы в ноосферу, каковы последствия этого перехода.
Объясните возможен ли переход ноосферы в биосферу
4 минуты Оболочки Земли Протяжённость Строение Границы жизни
Атмосфера 2000 – 3000 кмТропосфера (10 - 18 км)
Стратосфера (40 км, а на расстоянии 20 -25 км озоновый экран).
Ионосфера 10 -18 км (споры микроорганизмов до 20 - 25 км)
Гидросфера 70 % Земли
Эфотическая зона (100 – 200 м).
Афотическая зона 11 кмЛитосфера 30 – 70 кмОсадочные породы
Гранитный слой
Базальтовый слой 2 – 5 кмЗаполните таблицу с помощью учебника. Закрепление
3 минуты
5 минут (вопросы по Таксономии Блума)
1.Какие оболочки Земли входят в состав биосферы?
2.Каковы верхние и нижние пределы жизни во всех оболочках Земли?
3.Каково значение озонового экрана в атмосфере?
4.Почему изменяется плотность жизни в различных частях биосферы?
5.Что такое биомасса?
6.Каковы свойства биосферы?
Напишите небольшое эссе по данной теме, начиная со слов, «Я живу в сказочном мире» Рефлексия Что у меня на сердце 3мин
Дом. задание Сочините сказку по теме «Однажды на планете Земля»