Факультативный курс по математике на тему Решение практических задач (8 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №1
с.Черниговка Черниговского района Приморского края
Программа дополнительного образования
«Решение практических задач»
8 классы
Составила: учитель математики
Домченко Г.В.
с.Черниговка
2012 год
Пояснительная записка
Данная программа составлена учителем математики высшей квалификационной категории МОУСОШ №1 с.Черниговки Домченко Г.В.
Каждый учащийся при получении среднего образования должен иметь возможность расширить свои знания, кругозор, поднять свой культурный уровень вне зависимости от специализации, которую он выбирает. Отдельные разделы математики для учащихся выпускного класса требуют дополнительных знаний, которые можно пополнить на занятиях дополнительного образования.
Предлагаемые занятия по математике рассчитаны на 34 часа ( в течение учебного года) для учащихся 8 классов общеобразовательных школ, интересующихся разделами математики связанными с решением практических задач . В рамках курса учащиеся более в широком спектре увидят более широкий круг применения математических знаний в жизненных ситуациях, научатся составлять математические модели практических задач.
Цели курса: Научить учащихся видеть в каждой «жизненной» задаче математику, решать эти задачи различными методами , проиллюстрировать широкие возможности использования хорошо освоенных школьных знаний и привить учащимся навыки употреблять различные методы рассуждений.
Задачи курса:
ознакомить учащихся с различными типами математических задач встречающихся в жизненных ситуациях
показать пути решения практических задач через математическую модель
формировать умения самостоятельно добывать знания, разрабатывать несколько способов решения поставленной задачи
Основные формы и методы изучения материала – лекции, практикумы, «защита задачи» и презентация задач, групповая работа.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь различать задачи на проценты, работу, оптимизацию и движения
учащиеся должны владеть основными приёмами их решения
учащиеся должны находить несколько способов(если позволяет условие0 решения задач
Форма проведения итогового занятия: тест- зачет
Учебно- тематический план дополнительной образовательной
программы 2010- 2011 уч.годВсего 34 часа (занятия 1 раз в неделю)
№ тематика текущего занятия Количество часов Теория практика
I Задачи « на движение» 10 3 7
1 Задачи на прямолинейное равномерное движение 2 1 1
2 Задачи на непрямолинейное равномерное движение 2 - 2
3 Задачи на движение по реке 2 0.5 1,5
4 Задачи на равноускоренное и равнозамедленное движение 2 0,5 1,5
5 Задачи на движение по окружности 2 1 1
II Задачи « на совместную работу» 5 1,5 3,5
1 Вычисление неизвестного времени работы 3 1 2
2 Задачи на «бассейн», который одновременно наполняется трубами 2 0,5 1,5
III Задачи «на зависимость между компонентами арифметических действий» 3 1 2
IV Задачи «на проценты» 7 1,5 5,5
1 Задачи, решаемые арифметическим способом 3 0,5 2,5
2 Сколько процентов одно число составляет от другого 2 0,5 1,5
3 На сколько процентов одно число больше от другого 2 0,5 1,5
V Задачи «оптимальное решение» 4 0,5 3,5
1 Задача на покупку 2 0,5 1,5
2 Задачи на обслуживание 2 - 2
VI Задачи «на высушивание и выпаривание» 3 1 2
VII Брейн-ринг 1 - -
Итоговое занятие (тест-зачёт) 1 - -
Всего 34 8,5 25,5
Содержание дополнительной образовательной программы:
Задачи на движения (10ч)
Решение задач на движение в одном направлении, движение с остановкой, движение из разных пунктов навстречу друг другу (в том числе и движение по воде). Решение задач на прямолинейное и непрямолинейное движение и движение по кругу.
Задачи на совместную работу (5ч)
Задачи на вычисление неизвестного времени работы ,на определение объёма выполняемой работы, нахождение производительности труда. Задачи на одновременное заполнение резервуара разными трубами.
Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий(3ч)
Задачи ,в которых используется формула двузначного числа. Задачи, в которых требуется найти между компонентами арифметических действий. Задачи ,в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам.
Задачи на проценты(7ч)
Задачи на процентное изменение первоначальной величины. Решение задач на проценты с помощью таблиц. Нахождение процентного содержания одной величины от другой, нахождение числа по его процентам.
Задачи на оптимальное решение (4ч)
Решение задач на выбор лучшего тарифа, дешевле- дороже, выгодней- удобней.
Задачи на высушивание и выпаривание (3ч)
Задачи на изменение концентрации раствора, изменение массы в процессе высушивания и выпаривания.
Резерв (2ч)
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
при решении текстовых задач: лекции, защита решения (решения несколькими способами),практикумы.
при защите задач: групповая работа (практикум)
создание компьютерных презентаций по различным видам задач.
занятие-игра, соревнование (брейн- ринг)
плакаты
схемы
Список используемой при составлении программы литературы:
Задачи вступительных экзаменов на проценты. сплавы, растворы.Л.В.Привалихина,Владивосток-1998г(ДГТУ)
Задачи: «Целочисленные величины и пропорциональное деление».Л.В.Привалихина,Владивосток-1998г(ДГТУ)
Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями.-УП.,Ю.В.Садовничий, пособие из 6-ти частей, УНЦ ДО Москва-2003г
Процентные вычисления. УМП, Г.В.Дорофеев, Е.А.Седова, Москва-2003г
Система тренировочных задач и упражнений по математике,
А.Я.Симонов,Д.С.Бакаев,А.Г.Эпельман и др.,Просвещение-1991 г. Процентные вычисления. УМП, Г.В.Дорофеев, Е.А.Седова, Москва-2003г