Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные»


-1028700-571500
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Дом творчества «Октябрьский» города Липецка
Конспект по ознакомлению с окружающим миром
по теме:
«Дикие животные зимой»
Подготовила:
                                                            педагог дополнительного образования,
Ладынская Н.А.
44577006515100Липецк-2016
Цель:
закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о диких животных средней полосы, а также животных Липецкой области, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят пищу.
Познакомить детей со сведениями, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.
Развивающие:
Развивать мыслительную деятельность, речь, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно.
Воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика:
Педагог: Ребята, наши пальчики сейчас вам расскажут одну интересную историю.
Сидит белка на тележке, (покажите ладошку правой руки)
Продает она орешки,
Лисичке – сестричке, (загибайте большой пальчик)
Воробью, (загибайте указательный пальчик)
Синичке, (загибайте средний пальчик)
Мишке толстопятому, (загибайте безымянный пальчик)
Заиньке усатому, (загибайте мизинчик)
Кому в платок, (на эти слова, дети шевелят всеми пальчиками)
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
Педагог: Мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Я предлагаю совершить небольшое путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес. (Выслушиваются короткие рассказы детей).

Педагог:
Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам.
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка)
Педагог: Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой меняется цвет шубки? Да для того, чтобы легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей (демонстрируется иллюстрация).
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Она тоже подготовлена для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что ещё? Конечно припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и всё хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Педагог: А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, заяц. Летом он был? (серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белеет спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают своё мнение).
А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Педагог:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
А вот главные враги зайчишки - лиса и волк.
Какой зверь опасный,
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса)
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Педагог:
Сообщение о лисе приготовила нам….
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу, готов напасть.
(Волк)
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают своё мнение).
Педагог: А вот каких животных встретить зимой нельзя? Оказывается некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленном мохом, сухой травой; медведь в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Пробуждается от сна.
(Медведь)
Подготовила нам сообщение о медведе…
Динамическая пауза
Педагог: Ребята, становись скорее на лесную полянку.
Дети выходят на середину зала.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатку,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Пойдем мягко, как лисята,
А как мишка косолапый,
А как заинька трусишка,
А как серый волк - волчишка,
Вот свернулся еж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик славно потянулся.
Дети идут по кругу, имитируют повадки зверей.
Педагог: Молодцы, у вас очень хорошо получается подражать движениям животных. А теперь, поиграем ещё в одну игру. «Кто, лишний?».
Раздаются карточки, на которых наклеены изображения домашних и диких животных, зверей, птиц. Дети исключают лишнего.
1.Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку)
2.Волк, лиса, лось, оленёнок. (Оленёнок – детеныш, все остальные - взрослые животные)
3.Волк, лиса, ёж, заяц. (Заяц - травоядное животное, у всех остальных в рационе мясо)
4.Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка - домашнее животное, все остальные - дикие)
5.Лось, рысь, сова, куница. (Два решения: во - первых лишняя - сова, так как она птица, все остальные - звери; во-вторых, лишний - лось, так как он травоядный, все остальные - хищники)
6.Белка, крот, лось, заяц. (Лишний - крот, так как у него в рационе не только растительная пища. Лишней может быть и белка, так как только у неё домик на дереве).7.Бельчонок, кабан, рысь, олень. (Здесь может быть два решения. Во- первых, лишний - бельчонок, так как он детеныш, все остальные - взрослые животные; во- вторых, лишняя - рысь, так как она хищница, все остальные травоядные)
Детям, которые давали правильные ответы во время занятия, даются фишки.
Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили?
Что вам понравилось?