Конспект урока географии в 6 классе по теме Строение земного шара


Конспект урока по теме «Строение земного шара»
Тема Строение земного шара
Цель Формировать представление о внутреннем строении Земли и способах изучения земной коры
Задачи 1. Рассмотреть строение земного шара.
2. Охарактеризовать оболочки земного шара.
3. Выявить различия материковой и океанической земной коры.
4. Сформировать представление об изучении земных недр.
5. Воспитывать уважение к профессиям геолога и шахтера.
6. Развивать устную речь обучающихся, формировать умение давать развернутые ответы на вопросы, грамотно и ясно формулировать свою мысль, формировать умение сравнивать объекты.
7. Способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать чувство товарищества.
Тип урока Урок изучения нового материала
Краткое содержание
урока 1. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.
2. Материковая и океаническая земная кора.
3. Изучение недр Земли.
4. Что такое литосфера.
Опорные знания 1. Добыча полезных ископаемых
2. Минералы и горные породы.
Понятия и термины Ядро, мантия, земная кора, океаническая земная кора, материковая земная кора, литосфера, геология, недра, шахта, карьер, скважина, обнажение горных пород, геофизика.Географическая номенклатура Кольская сверхглубокая скважина (Россия), самая глубокая шахта в мире «Тау-Тона» (ЮАР)
Средства обучения Электронная презентация «Строение земного шара», раздаточный материал (работа с текстом), физическая карта мира, рабочая тетрадь.
Планируемые результаты
Предметные умения УУД
Метапредметные Личностные
Давать определения терминов по тематике урока, описывать внутреннее строение Земли.
Сопоставлять и выделять особенности внутренних слоев Земли, составлять описание процесса изучения человеком земных недр, обосновывать роль науки в изучении недр Земли.
Показывать на картах расположение самой глубокой скважины и самой глубокой шахты в мире.
Моделировать географические объекты. Находить достоверные сведения в источниках географической информации. Формулировать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения.
Определять цель и проблему в процессе деятельности, выдвигать гипотезы. Оценивать степень достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.
Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него.
Сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций.
Понимание специфики внутреннего строения Земли.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 ЭТАП. Организационный
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
Проверяет наличие учебных принадлежностей к уроку. Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.
2 ЭТАП. Актуализация знаний
Определяет уровень имеющихся знаний об оболочках Земли. Предлагает учащимся ответить на вопросы:
1. Что такое природа?
2. Какие вы знаете земные оболочки?
- Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Называют оболочки Земли.
Составляют на доске и в тетрадях схему:
Оболочки Земли (геосферы)

литосфера атмосфера гидросфера биосфера
твердая (каменная) оболочка
от греч. «литос» – «камень» воздушная оболочка
от греч. «атмос» – «пар» водная оболочка
от греч. «гидро» – «вода» живая оболочка
от греч.
«биос» – «жизнь»
3 ЭТАП. Создание проблемной ситуации
– С чего же нам начать изучение природы нашей планеты?
У Жюля Верна есть роман «Путешествие к центру Земли», в котором профессор Отто Лиденброк утверждает, что
«… путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься в земные недра!»
А вы согласны с утверждением профессора?
Постановка проблемного вопроса:
– Возможно ли путешествие к центру Земли?
– Что мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос?
Обращение к детям с просьбой озвучить тему урока Высказывают свои предположения
Предполагаемый ответ: Мы должны узнать, что у Земли внутри.
Формулируют тему урока.
Записывают тему в тетрадь.
4 ЭТАП. Целеполагание
Помогает учащимся в формулировке целей урока.
В случае затруднения предлагает обратиться к рубрике «Вы узнаете» Формулируют цели урока
– с помощью учителя,
– рубрики «Вы узнаете»;
– глаголов-помощников.
ЭТАП. «Открытие» нового знания
1. Внутреннее строение Земли
– Давайте представим земной шар в виде арбуза. Арбуз разрежем пополам. Что же мы увидим? Арбуз имеет слои: зеленая полосатая кожица, белая корка и красная мякоть. Наша планета тоже состоит из трех слоев. Каких? Это вы сейчас выясните самостоятельно, прочитав статью «Внутреннее строение Земли» в учебнике на с. 57-58. После прочтения заполните таблицу.
Проверяет выполнение задания, исправляет ошибки, дополняет информацию, отсутствующую в тексте учебника (Приложение А)
– Как вы думаете, какой слой Земли изучен лучше всех? Почему?
– Одинакова ли земная кора на всем протяжении?
– Чем океаническая кора отличается от материковой коры?
– Итак, мы совершили виртуальное путешествие к центру Земли.
Возвращаемся обратно.
Земля устроена хитро,Сложней любой игрушки:Внутри находится ядро,Но не ядро от пушки.
Затем, представьте, мантияЛежит внутри Земли,Но не такая мантия,Что носят короли.
Последний наш слой – земная кора.Выбрались мы на поверхность – Ура!
Итак, мы подошли к тому, чтобы ответить на проблемный вопрос:
– Возможно ли реальное путешествие к центру Земли?
2. Изучение недр Земли
Организует беседу с учащимися.
– Какая оболочка изучена лучше всех?
– Существуют специалисты, которые изучают земную кору.
Попробуйте определить, о ком идет речь.
Этот человек для нас Найдёт в земле и нефть, и газ.Укажет глубину буренья,Объём всего месторожденья.Исследованьем и разведкойОн минерал откроет редкий.
Проберется с молотком
К неизвестным скалам.
С каждым камешком знаком,
С каждым минералом.
Путь его тяжёл и долог,
Ищет залежи...   (Геолог)
– Как называется наука, изучающая земную кору?
– Как ученые узнали о составе и строении земной коры?
Демонстрирует слайды, на которых содержится подсказка:
Слайд № 1 – обнажение на обрывистом берегу реки.
Слайд № 2 – обнажение скальных пород.
– С каким новым понятием мы должны познакомиться?
Знакомит с определением обнажения.
– Как вы думаете, представитель какой профессии ближе всего к центру Земли?
Подсказка – загадка:
Он отбойным молотком,Как огромным долотом,Уголь крошит под землей.Отвечайте, кто такой?
- Как называются глубины, где сосредоточены полезные ископаемые?
– Где ведется добыча полезных ископаемых?
Создание шахт и карьеров тоже помогает «заглянуть» в глубины земных недр.
Слайд № 3 – Кимберлитовая трубка «Мир» (Россия, Якутия). Глубина – 525 м.
Слайд № 4 – Шахта Тау-Тона (ЮАР, Йоханнесбург). Глубина – более 4500 м.
Слайд № 5 – Кольская сверхглубокая скважина.
Земную кору изучают с помощью сверхглубоких скважин. В мире действует несколько десятков скважин. Из этих скважин с большой глубины извлекают образцы горных пород и по ним делают выводы о строении земной коры. Самая глубокая в мире скважина находится в России на Кольском полуострове. Глубина ее более 12 км. По сравнению с размерами Земли эта величина очень ничтожна.
Сложнее изучать Землю на больших глубинах. О том, какие методы применяют для этих целей, вы узнаете из видеосюжета. Чтение текста учебника.
Заполнение таблицы
Название слоя Мощность Состав Темпе-ратураСостоя-ниеУченик выходит к доске, показывает на таблице слой Земли и дает его характеристику.
Участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы, используя текст учебника и рис. 30.
Составляют схему «Земная кора»
ЗЕМНАЯ КОРА


ОКЕАНИЧЕСКАЯ
МАТЕРИКОВАЯ


5-10 км под океаном
2 слоя:
осадочный и базальтовый
30-40 км под равнинами, до 80 км под горами
3 слоя: осадочный, гранитный, базальтовый


Формулируют ответ на вопрос.
Предполагаемый ответ:
Нет. Очень высокие температуры, огненно-жидкое состояние недр планеты, огромное давление.
Отвечают на вопросы
Отгадывают загадку.
- Геология
Рассуждают.
Геологическое обнажение.
Записывают определение в тетрадь
Обнажение в геологии – выход на поверхность Земли пластов горной породы, находящихся в естественном расположении («залегании»). Такие обнажения обычно встречаются по берегам рек, склонам оврагов, на гребнях хребтов.
- Шахтер.
- Недра.
Записывают определение:
Недра – глубины Земли, места под земной поверхностью.
- В шахтах, карьерах.
Знакомятся с информацией о масштабах изученности земной коры.
Просматривают видеосюжет. Рассказывают о сейсмическом методе.
6 ЭТАП. Учебные действия по формированию умений
1. Практическая работа на контурных картах
Предлагает учащимся выполнить работу на контурной карте: нанести на контурную карту объекты по указанным географическим координатам:
1) трубка «Мир» – 63º с.ш. 114º в.д.
2) шахта «Тау-Тона» – 26º ю.ш. 28º в.д.
3) Кольская СГС – 69º с.ш. 31º в.д.
2. Решение задач на нахождение температуры, изменяющейся с глубиной
1. Какова температура горных пород в шахте, где добывают каменный уголь, если ее глубина 1000 м, а температура слоя земной коры, который уже не зависит от времени года, составляет +10°С? (Ответ: 40° С)
2. Какова температура земной коры в шахте, если ее глубина 1600 м, а температура земной коры слоя, не зависящего от времени года, равна -5° С?(Ответ: 43° С) Наносят на контурную карту объекты по координатам.
Решают по действиям:
1) Сколько раз произойдет повышение температуры горных пород с глубиной?
1000 : 100 = 10 раз
2) На сколько градусов повышается температура земной коры в шахте:
3 ºС ∙ 10= 30 ºС
3) Какой будет температура слоя земной коры в шахте?
+ 10 ºС + ( + 30 ºС) = + 40 ºСТемпература = +10 ºС + (1000 : 100 · 3 ºС) = 10 ºС + 30 ºС = 40 ºС
1) 1600 : 100 = 16 раз
2) 3 ºС ∙ 16= 48 ºС
3) -5 ºС + ( + 48 ºС) = 43° С7 ЭТАП. Закрепление
Предлагает выполнить задание «Да-Нет»: определить правильность или ошибочность утверждения.
1. Мантия – это верхняя оболочка Земли.
2. Ядро состоит в основном из железа и никеля.
3. Земная кора находится в центре нашей планеты.
4. Слово «мантия» в переводе с греческого языка означает «покрывало».
5. Земная кора состоит из горных пород и минералов.
6. Земная кора и верхняя мантия образуют – литосферу.
7. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. Выполняют задания, комментируют ответы.
(нет)
(да)
(нет)
(да)
(да)
(да)
(нет)
8 ЭТАП. Итог урока
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
– На какой главный вопрос урока мы сегодня ответили?
– Возможно ли путешествие к центру Земли?
Обобщает ответы учащихся. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели
Учащиеся отвечают на вопрос
9 ЭТАП. Рефлексия
Организует обсуждение результатов работы, выполнение поставленной цели. Предлагает высказаться, используя предложенное начало фразы.
Сегодня я вспомнил…
Было интересно…
Было трудно….
Я приобрёл….
Мне захотелось… 
Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, прикрепите на свой лист улыбающегося смайлика, если вы не получили от урока удовольствия – прикрепите грустного смайлика. Участвуют в обсуждении.
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.
Оценивают собственную деятельность.
10 ЭТАП. Информация о домашнем задании
§ 9, ответить устно на вопросы после параграфа, задания в рабочей тетради с. 31-34, изготовить модель, отражающую внутреннее строение Земли.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Если хочешь ты увидеть
Следы древности земной,
То иди к речной долине
И обрыв найди крутой.
Там выходят на поверхность
Толщи разных отложений,
Получив для всех известность
Под названьем – … (обнажение)
Недра – глубины Земли, места под земной поверхностью.
Шахта – подземное сооружение, где ведется добыча полезных ископаемых.
Таблица (результат работы учащихся)
Название слоя Мощность Состав Температура Состояние
Ядро 3500 км железо, никель 6000 ºСвнешнее ядро – жидкое
внутреннее ядро – твердое
Мантия 2900 км кремний
железо
магний 2000 ºСверхняя мантия – твердая
средняя – вязкая, пластичная
нижняя мантия – твердая
Земная кора 5–80 км кислород, кремний, алюминий, железо, кальций и др. с глубиной повышается в среднем на 3º на каждые 100 м твердая