Искусство иллюстрации как средство художественно-эстетического воспитания младших школьников


ИСКУССТВО ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК СРЕДСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О.С.КиселеваСегодня жизнь настойчиво требует от учителя начальных классов высокого мастерства, умения применять в своей работе разнообразные приемы и средства, помогающие эффективному осуществлению задач художественно-эстетического воспитания учащихся. От учителя зависит, насколько полно младшие школьники познают мир прекрасного, насколько культурными людьми они станут.
Одним из наиболее распространенных видов интегративных связей на уроках литературы является содружество словесного и изобразительного искусства.
Помощниками в реализации этих целей для учителя являются средства наглядности. Они естественно приходят на урок литературного чтения и помогают глубокому осмыслению изучаемых произведений, т.к. разные виды искусства имеют много общего. При этом учитель помогает учащимся раскрыть в художественных образах литературы и живописи их глубинный смысл, почувствовать гармонию содержания и выразительных средств произведений искусства. Вдумчивый анализ художественных произведений способствует воспитанию эмоционально чутких людей и направлен на формирование у учащихся широкого мировоззрения.
Под наглядностью подразумеваются произведения изобразительного искусства, грамзаписи, кинокадры, фотографии и т.д.
Первый интерес ребенка к книге возникает чаще всего благодаря иллюстрации, этому «волшебному ключику», открывающему перед читателями дверь в живой и многообразный мир художественной литературы. Иллюстрация будит воображение, формирует представление о мире сказочном и мире реальном, приобщает к искусству линий и красок.
Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, как складывается его жизнь, учащиеся постепенно входят и во внутренний мир персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества, убеждения, учатся открывать присутствие автора в повествовании и постигать художественный смысл структурных компонентов произведения. Зрительные, наглядные образы иллюстрации помогают учащимся уяснить значение многих новых для них слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека [1, 94].
Работа с иллюстрацией дает возможность совершенствовать язык учащихся. Их устную и письменную речь. Подобно картине, иллюстрация служит прекрасным материалом для сообщений, сочинений. Поэтому почти на любом этапе изучения литературного произведения работа с иллюстрацией может сопровождаться наблюдениями над языком и стилем художественного произведения, ибо «звучащее слово в сопровождении зрительных графических или живописных образов прекрасно воспринимается, и недооценивать это никак нельзя» [2, 92].
Иллюстрации являются прекрасным средством привлечь внимание учащихся (особенно тех, которые восприняли прочитанный текст довольно поверхностно) к разнообразным по своему характеру эпизодам, помогают «увидеть» героев произведения, более полно и отчетливо представить себе окружающую их историческую и бытовую обстановку, почувствовать эстетическое обаяние самих рисунков, выступить с самостоятельной оценкой иллюстраций.
Использование иллюстраций на уроках чтения является обязательным условием осознанного изучения учащимися художественного текста. Приёмы работы с иллюстрациями на уроках литературного чтения очень разнообразны и зависят от творческих способностей учителя.
На уроках литературного чтения во 2 классе можно применять следующие приемы работы с художественными иллюстрациями к текстам:
составление рассказа по иллюстрации (о герое, его состоянии, настроении и др.);
составление вопросов по иллюстрации;
пересказ текста по серии иллюстраций;
пересказ эпизода по иллюстрации;
беседа по содержанию иллюстрации;
совместный с учащимися анализ картин в целях раскрытия художественной близости иллюстрации с изучаемым литературным произведением;
узнавание ребенком персонажей, вещей;
рассказ учителя по иллюстрации, картине;
составление подписи под иллюстрацию (озаглавливание иллюстрации);
выбор цитаты к иллюстрации («Какие слова подходят к этой иллюстрации?»);
соотнесение образов, созданных на иллюстрации, в тексте и музыкальном произведении и др.
рассматривание иллюстрации и обдумывание ее содержания с целью ответить на вопрос;
сравнение иллюстраций, репродукций картин различных авторов для изучения способов изображения явлений природы,  образов главных героев;
соотнесение иллюстрации и текста («Найди иллюстрацию к таким словам...»);
оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур;
Младшие школьники любят делиться впечатлениями об увиденном, но многие не могут передать их содержание. Детей переполняют эмоции, а главный смысл увиденного остается не понятым. Следовательно, учащихся необходимо нацеливать на предстоящий просмотр, создавать у них определенное настроение, направлять их мысль в нужную сторону. Важно, чтобы иллюстрация пробудила в ребенке художника, способного к сильному эстетическому переживанию.
Рассмотрим приемы работы с иллюстрацией при знакомстве с картиной И. И. Левитана «Золотая осень».   Целесообразнее картину И. И. Левитана «Золотая осень» рассматривать с учащимися после того, как они прочитали много стихов об осени, сходили в осенний парк, познакомились с тем, как поэты изображают это время года. Поэтому им будет интересно познакомиться с совершенно иным способом изображения того же образа осени.  
Урок начинается с рассматривания репродукции картины.
1. Впечатление и  настроение от  картины.
2.  Соотнесение с образами осени, нарисованными поэтами; к какому изображению картина ближе всего, строчки, которыми можно её подписать.
3. Рассматривание деталей картины: речка; куст на переднем плане, его цвет; две ближайшие берёзки в сравнении с берёзой, стоящей у изгиба реки; озимое поле в перспективе; луг с пожелтевшей травой на правом берегу; освещение картины солнечными лучами, контрастные тени, подчёркивающие это, прозрачность воздуха — чёткость и ясность картин.
4.  Нравится ли художнику то, что он изображает? В каком душевном состоянии писал он эту картину? Зачем? (Именно здесь можно рассказать о тяжёлой жизни художника, который рано остался сиротой, голодал, не имел своего угла, когда учился, всегда был не удовлетворён своей работой. Почти все его картины грустны; как пример, можно показать детям картину «У омута»). В качестве домашнего задания ученикам предлагается рассказать о любой детали картины, которая особенно понравилась или похожа на то, что ребёнок видел.
Таким образом, соединение внутритекстовых связей искусства слова и живописи позволяет значительно усилить изобразительно-выразительную сторону художественного произведения, способствует развитию читательских способностей учащихся. Положительным образом сказывается на эстетическом постижении художественного текста.
Использованная литература:
Мещерякова Н.Я. Межпредметные связи в преподавании русского языка. М. Просвещение.1977
Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. М.Просвещение.1970