Родительское собрание Как не отбить у детей желание учиться

Разработка конспекта проведения родительского собрания по теме:
«Как не отбить у детей желание учиться».
Цель: Привлечение родителей к сотрудничеству в решении школьных проблем ребенка.
Задачи:
осознание родителями ценности взаимопонимания с ребенком;
Помочь родителям понять негативные последствия некоторых воспитательных воздействий в семье;
Расширение возможностей родителей в конструктивном решении возникающих проблем связанных с обучением детей в школе.
План проведения родительского собрания.
Вступление.
Краткое пояснение к результатам теста « Учебная мотивация».
Лекция «Основные причины снижения желания учиться у детей.
Интерактивный метод- работа в группах.
Сравнительный анализ анкетирования родителей и детей.
Подведение итогов.
Конспект проведения.
Вступление.
В первый класс ваши дети пришли с большим желанием учиться. Но к концу 4 класса обычно это желание сильно снижается. Почему это происходит? Существует много причин, о которых мы поговорим позже. Но от того, какие эмоции будут накапливаться в опыте ребенка, положительные или отрицательные, будет зависеть не только отношение к школе в целом, но и к учебной деятельности в частности.
2. Краткое пояснение к результатам теста « Учебная мотивация»
На сегодняшний день в вашем классе так обстоят дела с желанием учиться. Высокий уровень учебной мотивации у 6 детей, желание учиться в норме – у 11 учеников, не хотят учиться-5 человек.
Не нравится учиться в школе-1 ребенок.
У детей с низким уровнем желания учиться уже возникает внутренний конфликт: они хотят играть (на компьютере), скорее дождаться каникул, свободы и на дачу, а должны: учиться.
Что же влияет на желание детей учиться:
1.Интерес к изучаемому;
2. Собственные успехи ребенка на уроке;
3. Хорошие отношения с учителем.
3. Лекция «Основные причины снижения желания учиться у детей».
Для начала поговорим об успехах.
В психологии есть понятие «внутренний неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У взрослых создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже пытаться. Но именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки, и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.
Родители, слишком многого ожидающие от своего чада, часто говорят: « В нашей семье все учились хорошо». Они не могут понять, как это можно учиться на «4» , а уже «тройки» воспринимаются как лень или признак слабоумия.
Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успех, надеясь этим побудить его стараться еще больше.
Но постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред – ребенок приходит к выводу, что, несмотря на все его старания, он не способен оправдать ожидания родителей. Дети перестают верить в свои силы, теряют интерес к учебе.
Бывает, что родители специально занижают достижения детей, что бы не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремиться добиться большего, чтобы наконец заслужить поощрение родных. Даже став взрослым, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.
А теперь немного скажу об интересе.
Многие родители переживают, что их дети не интересуются учебой, ленятся, (вообще ничем не интересуются).
Но стоит задуматься:
Не предлагаете ли вы ребенку то, что интересует вас, и не его? Возможно отказ от ваших предложений это проявление самостоятельности?
Возможно, он отказывается, так как ему не удается добиться в предлагаемых видах деятельности из-за отсутствия склонностей, и способностей, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?
Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, приводит к лени - универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема обостряется.
Об отношениях.
Сложности во взаимоотношениях с учителем могут возникать не только по вине учителя, но и ученика. Дети наше зеркало. Если родители считают, что учитель придирается или недооценивает их ребенка, то так и думают и дети. В итоге может начаться конфликт «ученик-учитель». Бывает и так, что ребенок слышит об учителе одно, а в школе видит учителя другим, тогда у ребенка возникает внутренний конфликт и, на кого он «выльется» трудно сказать: на родителей или на учителя.
Иногда родители не замечают, что ребенок не подчиняется принятым правилам поведения в школе и на уроках, считая это проявлением индивидуальности, стремлением ребенка быть лучшим, первым. Но, согласитесь, показать свои знания и способности можно и, не выкрикивая с места, не перебивая отвечающего товарища, не вскакивая с места и не обижаясь на учителя за то, что тот не хочет слушать только его одного – самого умного и хорошего.
В заключении хочу сказать, что нам – родителям надо помнить:
1.Все то, что не нравится нам в нашем ребенке, это отражение нас самих. Хотите изменить ребенка - изменитесь сами;
2. Ребенок – это не мерило родительского престижа, он имеет право на собственную жизнь;
3.Ребенок не фарфоровая статуэтка, которую надо хранить и беречь от вредных воздействий окружающего мира – без приобретения положительного и отрицательного опыта преодоления трудностей, ему будет очень сложно в дальнейшей жизни.
Родители должны быть вместе с ребенком, но не стремиться жить вместо ребенка. А для того, чтобы быть уверенным, что ребенок справится с трудностями, надо хорошо его знать. Совпадает ли ваше мнение о ребенке с его мнением о себе, вы можете сравнить, просмотрев ответы на вопросы анкет.
4. Сравнительный анализ анкетирования родителей и детей.
Первый вопрос: «Чем интересуется ваш ребенок?» и «Что тебя интересует?». Большинство ответили: танцы, уроки, чтение книг, рисование.
У родителей: компьютер, танцы, рисование.
Второй вопрос: «Мой ребенок», «Какой я?».
В классе 10 - добрых, 5 - умных, 4 -хороших, 3 -смелых и т.д.
У родителей: 9- детей самых лучших и остальные тоже очень хорошие.
Третий вопрос: «Мой ребенок хочет», «Я хочу»
Большинство детей хочет хорошо учиться – 7 человек, 4 – ждут лета, только один написал « Хочу узнавать все больше».
Родители считают, что их дети хотят скорейшего наступления лета – 6 человек, играть на компьютере и разное.
Четвертый вопрос: «Мой ребенок должен», «Я должен»
14 родителей считают, что дети должны хорошо учиться, уважать старших (прежде всего родителей) – 4 человека. Один ответ – «всесторонне развиваться» мне особенно понравился.
Дети тоже считают, что они, прежде всего, должны учиться – 15 человек, любить маму и папу и всех остальных.
Пятый вопрос: «Меня беспокоит, когда», «Родители беспокоятся, когда»
У родителей основную заботу вызывает отношения детей к учебе: лень, невнимательность, неуверенность, плохое поведение и т.д., а также отношение к коллективу. Замечу, что в диагностике «Учебная мотивация» 6 учеников написали, что у них мало друзей, но всем одноклассники нравятся.
Дети считают, что родители больше беспокоятся, когда они приносят плохие отметки (6человек), когда долго идут из школы и долго гуляют.
Шестой вопрос: «Я сержусь когда», «Родители сердятся когда»
Родители чаще всего сердятся на плохое поведение, не выполнение своих домашних обязанностей, 4 человека на невысокие отметки. Дети считают, что родители сердятся чаще, когда они получают двойки (10 человек), не выполняют обязанностей (3 человека), не слушаются.
Седьмой вопрос: « Я радуюсь, когда», «Родители радуются, когда»
Дети считают, что родители радуются практически только тогда, когда они получают хорошие отметки (17человек).
Родители радуются успехам ребенка (скромно умалчивая, что их интересуют, прежде всего, школьные успехи). Здесь меня больше всего порадовал ответ:
« Просто рада, что у меня есть ребенок» Хорошо он учится или нет, главное – он есть. Если ребенок будет видеть, что вы любите его, а не его успехи, у него не пропадет желание учиться.
А сейчас я хочу, предложить вам объединится в группы по 5 человек и совместно найти выход из предложенных ситуаций.
5. Работа в группах.
Каждой группе предлагается ситуация. Вы ее обсуждаете, находите конструктивное разрешение проблемы, и кто-то от вашей группы это решение озвучивает. Выступающему родителю можно задавать вопросы.
Подведение итогов работы в малых группах.
6. Подведение итогов родительского собрания.
Вопросы к родителям для получения обратной связи:
1.На какие вопросы вы не получили ответа?
2.Считаете ли вы, что подобные формы проведения родительских собраний целесообразны?
3. На какие проблемы в обучении или воспитании вы бы хотели поговорить подробнее?
Ситуации для родителей – работа в группах.
Вы считаете, что учитель « придирается», недолюбливает вашего ребенка. Что делать?
Ребенок « принес» отметку, которая вас не удовлетворяет. Ваша реакция.
Ребенок отказывается делать уроки. Как поступить?
Ребенок говорит, что ему в школе не интересно. Ваша реакция?
Анкета для родителей.
Чем интересуется ваш ребенок?
Дополните предложения:
А) Мой ребенок
Б) Мой ребенок хочет
В) Мой ребенок должен
Г) Меня беспокоит
Д) Я сержусь, когда
Е) Я радуюсь, когда

Анкета для детей.
1. Что тебя интересует?
2. Дополни предложения:
А) Я
Б) Я хочу
В) Я должен
Г) Родители беспокоятся, когда
Д) Родители сердятся, когда
Е) Родители радуются, когда