Статья Лето школьника в вопросах и ответах


Лето в вопросах и ответах

Люди, научившиеся наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев
На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Задача учителя состоит не только в том, чтобы показывать актуальность экологических проблем, но и формировать у учащихся экологическое сознание как часть общекультурного развития человека. Учителю необходимо создать условия для того, чтобы ребенок осознал значимость своей практической помощи природе. Чтобы ребенок не только имел навыки научного анализа природных явлений, но имел желание творчески положительно на природу воздействовать.
Условием развития творческих способностей учащихся является активное включение их в учебный процесс как исследователей, самостоятельно добывающих знания, открывающих для себя что-то новое, неизвестное. Одной из продуктивных форм работы практической направленности с учащимися старших классов, интересующихся предметом, является исследовательская деятельность.
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка с тех пор, как только он начинает делать первые шаги. Задача учителя – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании.
На протяжении нескольких лет в  школе работает учебная группа дополнительного образования «Юный эколог», в задачи которой входят:
воспитание экологической культуры школьников, любви к окружающему миру;
формирование общих знаний по экологии; умений и навыков экспериментальной исследовательской деятельности;
развитие интереса к предмету «Экология»;
профориентация школьников.
Юные экологи занимаются в кружке по программе «Секреты почвы». Целью программы является организация деятельности обучающихся по изучению почв и участия в реальной природоохранной деятельности. На первом занятии дети знакомятся с основоположником почвоведения В.В.Докучаевым и его трудами. Формы работы на занятиях кружка различны: теоретические, практические занятия, работа с литературой, конкурсы, викторины. И, конечно же, работа в природе, ведь нельзя научить понимать и любить ее на расстоянии! Именно поэтому ведущее место в обучении занимают исследовательские работы, проводимые в период школьных каникул. В течение учебного года на занятиях кружка школьники получают необходимые знания, которые необходимы для проведения исследований в школьном огороде. В учебно-исследовательской деятельности главное внимание уделяется развитию умения видеть и формулировать проблему, а также выдвигать гипотезу о способах решения экологической проблемы.
Опытно-исследовательская работа обязательно включает изучение теории, т. е. прежде чем приступить к какой-то экспериментальной работе, учащийся прорабатывает научную литературу для того, чтобы подготовиться к проведению опыта, эксперимента, познакомиться, что сделано в этой области до него. Основными формами исследовательской деятельности является выполнение определенных экспериментов. Составление отчетов о работе развивает умения анализировать, делать выводы. Последний этап литературное оформление работы. Обязательным условием является защита написанной работы. Выступление с докладом по определенной теме это положительная мотивация дальнейшей исследовательской деятельности учащегося. Школьник учится структурировать объемный материал, выбирать главное, учится аргументированно отстаивать свою точку зрения и, наконец, «держаться на публике», что также пригодится ему в будущей жизни. На таких мероприятиях происходит творческая самореализация учащихся.
Опытно-проблемные исследования наши учащиеся выполняют по разным темам. Остановлюсь на некоторых работах. Над первым проектом кружковцы трудились все вместе не один год, поскольку это был проект долгосрочный. Урожай овощей в школьном огороде был невелик, хотя площадь участка была немаленькая. Мы с детьми решили найти причину низкой урожайности, и не просто назвать эти причины, а решили реально повысить урожайность овощей. В летний период отобрали почвенные образцы на школьном огороде, подготовили почву к анализу. В ходе исследования изучили механический состав почвы школьного огорода. Методом шнура и количественным анализом установили, что почва в огороде среднесуглинистая и тяжелая суглинистая. Составили почвенную карту школьного огорода. На урожай влияет плодородие почвы, поэтому исследовали почву на содержание перегноя. Выделили перегнойные кислоты. Определили массовую долю органических веществ и перегноя в почве. Количественным анализом установили, что перегноя в почве недостаточно. Кислотность почвы также влияет на урожай. Растения-индикаторы, которые любят кислые и слабокислые почвы и встречаются на огороде, указали детям на необходимость определения кислотности почвы. Эти исследования провели, используя набор Алямовского. На всех полях школьного огорода определили кислотность почвы. Все результаты по исследованию почвы внесли в почвенную карту огорода и предложили конкретные пути для улучшения механического и химического состава почвы. Все наши предложения применили на практике в школьном огороде. Провели известкование почвы. Изучили результаты параллельного исследования по нуждаемости почвы школьного огорода в различных минеральных удобрениях. Выяснили, что степень нуждаемости почвы в азоте, фосфоре, калии – средняя. Предложили и на практике осуществили пути решения этой проблемы. Проанализировали результаты, изучив и сравнив урожай овощей за несколько лет. Результат оказался положительным, то есть урожай овощей стал намного больше, хотя площадь участка не изменилась. Работа над этим проектом показала школьникам практическую значимость их исследовательских работ.

Ученица 8 класса заинтересовалась вопросом, почему огурцы горькие? Чтобы ответить на вопрос, девочка провела исследование в школьном огороде. Использовала сорт Либелле. Уже в марте начала готовить семена. С 20 марта
2 месяца семена прогревались у батареи. В мае ученица провела калибровку семян. Для посева взяла полновесные семена. После обеззараживания семена прорастила. Проращивая семена, одновременно определила всхожесть семян и энергию прорастания. Из 100 семян проросло за 3 дня 60 штук. Девочка установила: энергия прорастания 60%. За 10 дней проросло 88 семян. Всхожесть семян 88%. На девяти грядках выращивала огурцы сорта Либелле. Первая грядка была контрольной. На каждой другой грядке меняла какое-нибудь условие: сроки посева, густоту посева, не применяла подкормку, укорачивала световой день, семена перед посевом не прогревала, не проращивала и т.д. Меняла только одно условие. Количество выращенного урожая не учитывала. Интересовал девочку только один вопрос - вкус огурца. Огурцы испытывали на вкус ученики, которые дежурили на пришкольном участке. После опроса учеников, ученица делала вывод о вкусовых качествах огурца. В результате исследования девочка выяснила, что огурцы будут горькими только в том случае, если растения будут испытывать недостаток влаги!
Ученица 10 класса изучила влияние азота на жизнь растений. Выяснила, что активное применение азотных удобрений (в нитратной форме) может отрицательно отразиться на качестве овощей. Девочка экспериментально установила, что азот жизненно необходим растениям: при отсутствии азота растения отстают в росте, при избытке азота увеличивается только листовая масса, причем листья становятся нежными, вялыми, легко повреждаются. Недостаток азота в почве можно устранить внесением в почву минеральных удобрений. Выяснила юная исследовательница, что азотные удобрения в виде нитратов накапливаются в овощах. Для этого использовала дифениламиновый индикатор. В ходе исследования установила, что избыток нитратов накапливается в разных частях овощей в разных количествах. В результате опыта выяснила, что растения в первую очередь предпочитают ионы аммония, и только при их отсутствии будут использовать нитрат - ионы. Азотное голодание растений можно устранить или уменьшить, если на участке выращивать растения семейства бобовых, а потом проводить чередование культур на огороде. На таких почвах особой нуждаемости в азоте у растений нет. В этом школьница убедились, испытав почвенную вытяжку с этого участка индикатором, и по окраске сделала вывод. Азотным голоданием растений можно управлять, если в почву вносить органические удобрения. Это также проверено экспериментально. Вносила в почву навоз крупного рогатого скота, вносила его в разные сроки. Испытывала почвенную вытяжку дифениламиновым индикатором. Выяснила, что органические удобрения обогащают почву азотом, что навоз лучше вносить в почву осенью. В результате работы ученица выяснила, как управлять азотным питанием растений.
Ученица 7 класса в результате исследования выяснила, почему овощи не всегда имеют приятный вкус. Оказывается, на вкус овощей влияет органическое удобрение. Девочка вносила в почву навоз разных животных и выращивала овощи. В результате таких опытов ученица получила следующие результаты. Морковь, выращенная на свином навозе, будет горькой. Если в почву внести ил с пруда и вырастить здесь морковь, она будет плохо храниться. Самая вкусная морковь, ровная, лежкая, вырастет на коровьем навозе, но только сеять её надо на второй год после внесения этого органического удобрения. А самая сладкая и приятная на вкус свекла вырастет на овечьем навозе. Для выращивания лука любой навоз не подходит. На свежем навозе крупного рогатого скота растения лука быстро пошли в рост. Очень хорошие были перья лука. Но зрелые луковицы мелкие, рыхлые. Вкус луковицы жесткий, горький. При осеннем внесении навоза крупного рогатого скота лук на вкус так же не очень хорош, грубоват, горьковат. На конском навозе лук на вкус очень нежный и приятного аромата. На свином навозе лук вырос с горьким, резким, противным вкусом. На овечьем навозе лук на вкус с запахом и вкусом навоза. Репа Петровская на свежем навозе крупного рогатого скота росла плохо. В корнеплодах образовались пустоты – дупла. Выросла репа невкусная, хранилась плохо. При осеннем внесении навоза крупного рогатого скота репа росла также не очень хорошо, встречались корнеплоды с дуплами. Осенью ученица внесла навоз крупного рогатого скота в почву и только на второй год после этого посеяла репу. Репа росла хорошо, очень вкусная, сладкая. На свином навозе репа на вкус противная, невкусная, вкус самый плохой. На овечьем навозе репа на вкус так себе, посредственная. Зимняя круглая черная редька на свежем навозе крупного рогатого скота выросла нежная, вкусная, но зимой хранилась плохо. При осеннем внесении навоза крупного рогатого скота выросла редька нежная, самая вкусная, сладковатого острого вкуса, зимой хранилась хорошо. На конском навозе выросла редька с противным запахом и отвратительным вкусом. На свином навозе выросла редька никакая на вкус, так себе. На овечьем навозе выросла редька на вкус хуже, чем на свином навозе, но лучше, чем на конском. Капуста Надежда на свежем навозе крупного рогатого скота выросла вкусная, сочная, сваренная имеет хороший запах. При осеннем внесении навоза крупного рогатого скота капуста выросла также вкусная, сочная, сваренная имеет хороший запах. На конском навозе выросла капуста малосочная, как будто сухая, сваренная имеет хороший запах. На свином навозе выросла капуста острая, с горечью, сваренная имеет противный запах. На овечьем навозе капуста очень сочная, самая сочная, вкусная, сваренная имеет хороший запах.
Ученица 9 класса для защиты урожая от вредителей в школьном огороде исследовала вещества растительного происхождения, которые заранее заготавливала, сушила. Также применяла табачную пыль и золу. Для борьбы с вредителями применяла отпугивающие смеси из табачной пыли и золы, из порошка корзинок пижмы. Отпугивающими смесями посыпала грядки с овощами. Использовала самодельный дымарь, в котором на горящие угли сыпала порошок чистотела, дымом окуривала грядки. Для борьбы с крестоцветной блошкой использовала самодельный флаг-ловушку. Если вредители все-таки поселялись на растениях, использовала отвар горькой полыни, настой золы или настой чеснока. Для защиты посадок картофеля применяла приманки-ловушки. При использовании этих веществ растительного происхождения проводила количественный подсчет для того, чтобы сделать вывод об эффективности применяемых методов. Одновременно использовала механические способы защиты урожая от вредителей. Чтобы уберечь растения от заморозков, предсказывала возможные заморозки самодельным прибором. Когда точно знала по показаниям прибора, что они будут, проводила полив, дождевание, дымление.
При проведении подобных исследований на пришкольном участке учащимися расширяется их кругозор, развиваются творческие способности, а также происходит активное включение в процесс самореализации и саморазвития. У детей поддерживается устойчивый интерес к предметам естественного профиля, что в конечном итоге влияет на выбор профессии в будущем.
15