Разработка классного часа Что значит быть патриотом


Разработка классного часа на тему: «Что значит быть патриотом»
Шаова Фатима Ильясовна, учитель начальных классов





Цели:
сформировать у учащихся интерес к обычаям и традициям адыгского народа и других народов, любовь и уважение к Родине.

Задачи:
ознакомить учащихся с обычаями и традициями разных народов, воспитание чувства уважения к своей Родине.

Оборудование:
магнитофон, кассета с записью песни « У адыгов обычай такой», бумага, фломастеры.

Ход мероприятия.
1.Вступление.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать

У каждого человека Родина начинается с колыбельной песни, которую пела ему мать, потому что тот человек, который знает свои корни, любит свою малую Родину, гордится славой и культурой своих предков, будет уважать, и другие народы и понимать их национальные чувства.
Республика Адыгея! Цветущий уголок России! Многообразие природы, красота её равнин и гор, мягкость климата, доброжелательность и приветливость народа выделяют землю Адыгеи в число жемчужин России. Такой её сделали люди, живущие в дружбе и взаимопомощи. Такой её сделали ваши дедушки и бабушки, ваши родители, учителя, наше правительство. И чтобы сохранить эту красоту, вы должны научиться соблюдать некоторые правила поведения.
Существует «Адыгэ хабзэ» - свод не писаных законов и правил, кодекс поведения и чести адыгов. Он обязывает быть почтительным, уважительным со всеми, но в первую очередь к старшим, женщинам, гостям, детям.
Уважение старших у адыгов проявляется в такой национальной традиции, когда младший, приветствуя старших, обязательно встает, уступая свое место, и не садится до тех пор, пока старший не сядет и не разрешит младшему сесть.

2. Работа с деформированным текстом.

Нужно из разбросанных слов составить предложения так, чтобы эти предложения стали строчкой стихотворения и сформулировать основную мысль стихотворении








молодых, в кругу, Если, где-то
старик, седовласый, Держит, речь
Ты, перебить, не думай, его
свою, Придержи, гордость, и, прыть
его, возраст, Уважай, седой –
адыгов, У, такой, обычай.


Если где – то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть.
Уважай его возраст седой-
У адыгов обычай такой.

А как вы относитесь к старшим?
Ответы детей.

Обычай гостеприимства у адыгов воспет Пушкиным, Лермонтовым и другими поэтами.
В каждой адыгской семье имеется специальное помещение для гостей – хьак1эщ (гостиный дом).
Если вас застигла в пути ночь или непогода, можно въехать в любой двор, даже если хозяин совершенно незнакомый и
· войти в хьак1эщ. Здесь вас встретят радушно, приветливо и обеспечат всем необходимым без всякого вознаграждения. Этого требует Адыгэ хабзэ.
Учащиеся приглашаются в «Хьак1эщ», делятся на 3 группы и садятся. Каждая группа получает задание. Звучит музыка. Учитель ходит и помогает учащимся.
Слово предоставляется 1 группе.
Если гость постучит у (рис. двери)
Своё (рисунок сердца) ему отвори
И полдома на время отдай,
По – адыгски его угощай,
И пои (рис ключа) водой-
У адыгов обычай такой.
В гостиной звучали песни, сказки, проводились игры и конкурсы. А как вы думаете почему?
Ответы детей.
3. Конкурс «Расколдуй скороговорку».
столбыстреенакрывай
гостюсердцеотворяй

Если по каким – то причинам хозяин не был готов к приёму гостей, то на помощь всегда приходят соседи. Этот обычай коллективной помощи очень широко используется народом и называется ш1ыхьаф. (слово 2 группе)
Если строишь ты заново (рис дома),
Весь аул помогает трудом,
Ты один не поднимешь (рис бревна),
А для всех как пушинка оно.
Встанет радостным дом над рекой-
У адыгов обычай такой.




Без рождения и воспитания детей нет будущего народа. Когда рождается ребенок, устраивают семейные праздники. По случаю завязывания младенца в люльку, первого бритья головы, первого шага. ( слово 3 группе). Задание. Вставить подходящие по смыслу слова: обычай, в саду, нежно, гражданин, дочь, сын.






Если родилась или
Нашей славной страны
Ты прижми его к груди.
А в деревцо посади.
В честь того, кто нарушил
У адыгов такой.



4. Прочитайте внимательно пословицы. Каждая группа должна определить, какая пословица подходит к стихотворению и доказать правильность выбора пословицы текстом. Вспомнить другие пословицы.

Без детей в семье нет счастья.
Что делаешь вместе, то быстрее и веселее.
У адыгов, как и у других народов, имеется много хороших правил поведения.
Адыгский гость, словно в крепости надежной.

Благодаря этим обычаям в нашей Республике царят мир и согласие. Если каждый из вас будет уважать старших, заботиться о женщинах и детях, уважительно относиться к другим народам, то у нас будет мир. А где мир там звучат песни. Сегодня вы сами составили текст песни У. Тхабиси - мова и К.Жане «У адыгов обычай такой». А музыка этой песни звучала у нас на уроке.
Если вы решили стать патриотом своей Родины, то должны воспитывать в себе определенные качества. Сейчас каждый из вас выбирает любой шар и называет нам, какое качество он будет в себе воспитывать, чтобы стать патриотом своей Родины.
5. Ответы детей.