Как лучше организовать работу по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ

Организация подготовки учащихся 11класса к ЕГЭ по математике

Если ученик в школе не научился
сам ничего творить,
то в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Толстой
Основная цель введения единого экзамена по математике - независимая экспертиза качества знаний, совмещение выпускного (школьного) и вступительного (в высшее учебное заведение) экзаменов. С точки зрения ученика, более важной является задача подготовки к такому экзамену. Цель учителя - помочь учащимся.
Знания и передача знаний. Казалось бы, две части одного целого. "Кто ясно мыслит - ясно излагает". Нельзя "ясно изложить" то, что сам не знаешь. Но изложить понимаемое - проблема. Почему между пониманием и передачей знаний порой оказывается пропасть? Как её избежать?
Думается, дело в том, кому мы объясняем. Если объясняя, мы сосредотачиваемся исключительно на содержании излагаемой проблемы, значит, мы излагаем её самим себе. Ученик же является безличным "приемником" излагаемой нами информации.
Преподавание начинается тогда, когда мы начинаем ощущать, воспринимать предмет сердцем, глазами ученика. Учитель с учеником вместе постигают проблему. При этом впереди идёт ученик. Преподаватель же исподволь "открывает ему глаза" на "дорогу к вершине". Ученик идёт по ней самостоятельно. Покоряет вершину сам.
Как видим, две принципиально разные системы преподавания. Первая "традиционная" зачастую приводит к проблеме невосприятия учеником самых что ни есть" азбучных истин". Во второй - учитель постепенно переходит от объяснения к вопросам, "высвечивающим" ученику "тропу наверх". Если с этой точки зрения обратиться к целям школьного математического образования, то одной из первоочередных и важнейших задач является развитие мышления учащихся. «Учить надобно не мыслям, а мыслить», - эти слова немецкого философа и ученого XVIII в. И. Канта имеют большое значение, являются приоритетным принципом в обучении математике. Основной целью образовательного процесса становится усвоение определенных способов мышления, обеспечивающих понимание и производство новых знаний.
Однако не бывает и двух одинаково мыслящих учеников, каждому нужна собственная "тропа", в каждого надо "вживаться", "не понимая" проблему его головой. И в индивидуальном занятии это - тяжёлое дело. Что уж говорить о классе.
Низкая осведомленность в учебном материале у отдельных учащихся, отсутствие навыка преодоления трудностей, слабая мотивация познавательной деятельности, иногда полное равнодушие к результатам учебной деятельности, приводят к тому, что эти учащиеся привыкают к неуспешности и никогда не испытывают радости и удовлетворения от хорошо выполненного задания.
Учителя озабочены тем, как учить школьников, и, что еще важнее, как учить результативно? Какие методы, какие средства и технологии нужно использовать, чтобы развивать у учащихся память, внимание, речь, мышление и повысить обучаемость детей, развивать их творческие способности.

Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс. Цепочка обучения выглядит следующим образом:
- Потребность
- Мотив
- Цель
- Действие
- Рефлексия (самоанализ)
В процесс е обучения мною используются следующие методы:
- Переход с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся.
- Мотивация познавательной деятельности. Итог: либо интерес, либо устойчивое положительное отношение к предмету.
- Организация творческих и самостоятельных работ.
- Использование коллективных способов обучения.
- Организация работы ученика с учеником или с источником знаний.
- Организация помощи в деятельности ученика, проявление внимания к его деятельности.
- Создание ситуации успеха.
- Создание обстановки, вызывающей положительные эмоции.
- Организация положительных эмоций в общении учитель - ученик - учитель.
- Организация самоанализа собственной деятельности.
Учителя математики в начале процесса обучения сталкиваются со слабым развитием вычислительных навыков, незнанием алгоритмов и правил выполнения основных математических действий, их неотработанностью, недостаточным развитием общеучебных умений и навыков. Все это выявляется при диагностике учащихся. Добиться положительной динамики, повышения уровня обученности, повышения мотивации в обучении невозможно без развития осознанного отношения к изучаемому процессу, без осознания личных возможностей.
Работа по пробуждению сознательного отношения ученика к процессу обучения начинается с первого урока математики. После обсуждения результатов тестирования учащимся дается объяснение и на практическом опыте они убеждаются, что, запоминая алгоритмы, правила решения, можно тренировать память. Обращается внимание и на то, что процесс решения уравнения позволяет проверить объем памяти ученика, установить, какое количество шагов, операций он может удержать в памяти одномоментно: раскрыть скобки; перенести слагаемые из одной части уравнения в другую, меняя знаки; найти неизвестный множитель. Указывается, что процесс решения простейшего уравнения или неравенства требует усиленной концентрации внимания, так как изменение всего лишь одного знака приводит к неверному ответу. В то же время, в поисках верного решения вырабатывается терпение, усидчивость, умение добиваться поставленной цели. После такой беседы выполнение заданий начинает приобретать другую окраску. Учащиеся уже понимают необходимость изучения математики.
Следующий этап: проверка актуального уровня знаний. Предлагаемые задания позволяют проверить актуальный уровень знаний учащихся (как правило, в начале четверти), необходимый для дальнейшего изучения материала по курсу математики. Дают возможность учителю в течение четверти контролировать минимальный уровень знаний, умений и навыков учащихся, необходимый для овладения обязательным уровнем обучения и прохождения программы и как следствие для получения положительной оценки на ЕГЭ.
Материалы направлены на выявление недостаточно сформированных предметных промежуточных умений и навыков: элементов непонимания, недостаточного усвоения простейших математических операций при выполнении действий с числами, решении уравнений и т.д., на проверку умения сохранять в памяти правила, основные математические действия, преобразования и алгоритмы. Задание на составление уравнения по условию задачи, например, помимо самого умения составлять уравнение проверяет умение внимательно читать условие задачи, что очень важно при выполнении заданий I и II частей тестовых заданий ЕГЭ, где надо не просто решить пример, а зачастую интерпретировать результат в соответствии с предлагаемым вариантом ответа. Неоднократное выполнение одних и тех же заданий закрепляет в памяти учащихся необходимые правила и алгоритмы решений заданий, предлагаемых в I и II частях тестовых заданий ЕГЭ.
Результаты проверки позволяют организовать индивидуальную работу с каждым учащимся, вовремя оказать необходимую помощь, поддержку, являются мобильным средством контроля и оказания своевременной помощи; могут быть объектом для работы как на консультационных часах при индивидуальной помощи, так и в классе при планировании урока. Результаты проверки заносятся в таблицу. В ней также можно вести учет знаний, умений и навыков, которые приобретаются в течение всего учебного года, фиксировать результаты, которых достиг ученик.
В конце изучения темы полезно провести зачет. Зачетные задания позволяют решить задачи развития мотивации на успешный результат. В отличие от контрольных работ, зачетная система дает возможность всем учащимся получить положительную оценку, а при желании улучшить свой результат. Задания состоят из обязательной части и дополнительной. Обязательная часть включает задания по изученной теме: первые - на уровне понимания, начиная с простейших приемов, далее - пошаговое усложнение (расширение) применения алгоритма или правил вычисления. Выполнение этих заданий необходимо для дальнейшего прохождения программы (обязательный уровень обучения). Дополнительная часть содержит задания, для выполнения которых необходимы более серьезные вычислительные навыки и глубокое знание предмета. Отличительной чертой каждой работы по теме является то, что она снабжена дополнительной частью, в которой содержатся творческие нестандартные задачи, задачи повышенной сложности. Эти задания оцениваются дополнительными баллами. Проведение зачета позволяет учителю оценить уровень достижений каждого учащегося на текущий момент. Ученику предоставляется возможность делать выбор адекватно своим возможностям, учит не бояться допустить ошибку, так как оценивание осуществляется по принципу «сложения» и зависит от числа заданий, которые ученик выполнил верно. Такая структура учит объективно оценивать уровень собственных достижений. Главная психологическая трудность для школьника на ЕГЭ состоит в том, что заданий много и необходимо самому выбирать задания, с которыми он может справиться за ограниченное количество времени, зачеты, проводимые указанным методом, позволяют учащимся легко ориентироваться во времени и предлагаемых заданиях.
Развитие современных педагогических технологий, направленных на повышение качества и уровня образования, не может не затрагивать сложившихся фундаментальных представлений о методах контроля и формах обучения. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является технология оценки знаний, основанная на измерителях - КИМах (контрольно-измерительных материалах). К принципиальным особенностям такой технологии относятся: одинаковый уровень требований, предъявляемый ко всем выпускникам страны, и независимые измерения уровня подготовки каждого абитуриента, проводимые беспристрастным компьютером. В результате таких измерений формируется некоторая шкала баллов, определяющая уровень подготовки выпускника относительно всех абитуриентов страны.
Однако, с точки зрения ученика, более важной является задача подготовки к такому экзамену. Даже хорошо подготовленные учащиеся часто сталкиваются с трудностями при решении тестовых заданий из-за необычных форм постановок задач и отсутствия опыта работы с вариантом теста и бланком ответов. Современные КИМы проходят жесткие конкурсные отборы и предтестовые испытания. Создатели тестов пытаются сделать задания более оригинальными не для того, чтобы запутать учеников, а для того, чтобы выявить именно тех, кто умеет творчески мыслить и применять свои знания, в отличие от тех, кто просто зазубривает материалы учебника. С этой целью во II части тестовых заданий ЕГЭ предлагаются не обязательно сложные задачи, достаточно, например, представить условие задачи в графической форме, многие из таких заданий, как правило, можно решить устно, если, конечно, иметь соответствующий опыт решения таких задач. При обучении особое внимание я уделяю качественному усвоению учебного материала, углублённое изучение вопросов, предусмотренным государственным стандартом. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения математических задач, требующих применения логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление школьников. Тематика задач не выходит за рамки основного математического курса, но уровень их трудности – повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации и решающим фактором при этом становится умение приводить математически грамотное и обоснованное решение задачи. Развитию логического мышления способствует многообразие текстовых задач II части тестовых заданий ЕГЭ, решаемых арифметически, логическими приемами. Большую роль играет принцип моделирования в обучении решению задач. Приемы решения текстовых задач выступают как средство обучения способам рассуждений, анализу ситуации, выбору стратегии решения задач. В обучении решению задач учу использовать для записи условия схематические рисунки, модели, позволяющие представлять рассматриваемую ситуацию наглядно, без которых трудно понять логику рассуждений.
Одним из наиболее эффективных методов подготовки к единому государственному экзамену является метод решения тестовых заданий. В приобретении такого опыта, несомненно, помогают различные книги для подготовки к ЕГЭ по математике, которые содержат большое количество заданий в тестовой форме и ориентированы на различные уровни подготовки. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭ показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя.
При работе с тестом, обращаю внимание учащихся на необходимость внимательного прочтения текста задания, проверки, нет ли типографского брака в бланках, оценку предполагаемого уровня сложности, на то, что не всегда самое простое задание находится под первым номером (и этого не стоит пугаться), на скорость решения и скорость выполнения записей решения. Нормировано выделяю время на выполнение заданий, ориентирую учащихся на то, что не все задания обязательно прорешивать, учу приёмам выбора правильного ответа методом исключения, осуществляю проверку решения всех заданий, включая задания блока А (а не просто проверяю ответы), провожу анализ работ, планирую коррекционную работу. Это помогает учащимся рационально использовать время на экзамене, воспринимать экзаменационную обстановку как нечто хорошо знакомое.
Опыт проведения пробного ЕГЭ по математике говорит о том, что предварительное знакомство школьников со структурой ЕГЭ, содержанием и требованиями, которые предъявляются к оформлению решения и ответов, очень помогает при выполнении самого экзамена.
При подготовке учащихся к ЕГЭ большое значение имеет планирование работы – это моделирование деятельности учителя, оно позволяет не только уменьшить долю неопределённости в развитии учебного процесса, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, упорядочить процесс обучения, предвидеть развитие учебного процесса и его результативности.
Планируя работу по подготовке к ЕГЭ, я руководствуюсь тем, что, планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определённый возраст учащихся, разнообразны по форме, предполагать системность, а не спонтанность, быть актуальными.
Приведу пример такого планирования.

План
мероприятий по подготовке учащихся 11 класса
к ЕГЭ по математике
2016 – 2017 уч.г.
№ п/п
Мероприятия
Сроки



Изучение документации



1
Ознакомление с порядком проведения ЕГЭ
сентябрь, февраль,
апрель

2
Ознакомление со структурой теста
сентябрь, февраль,
апрель

3
Ознакомление с инструкцией по выполнению работы
сентябрь

4
Ознакомление с критериями оценки
сентябрь

5
Ознакомление с перечнем рекомендуемой литературы
сентябрь

6
Ознакомление со сроками проведения ЕГЭ
февраль



Учебная деятельность



1
Организация текущего повторения
в течение года

2
Организация итогового повторения
апрель, май

3
Проведение индивидуальных и групповых консультаций
в течение года

4
Выполнение тестовых заданий
в течение года

5
Создание портфолио учащихся по подготовке к ЕГЭ
в течение года



Контроль



1
Проведение пробных ЕГЭ
январь, март, апрель

2
Выполнение индивидуальных заданий
в течение года



Работа с родителями



1
Выступления на родительских собраниях
сентябрь, январь, май

2
Информирование о результатах обучении
в течение года

3
Приобретение печатных изданий с заданиями
в течение года


Как видим, планирование затрагивает различные аспекты деятельности преподавателя, включая просветительскую работу с родителями, изучение документации, создание портфолио.
Рассмотрим подробнее вопрос создания портфолио ученика. Портфолио составляется в течение всего учебного года и представляет собой форму, процесс организации и технологию работы с продуктами учебнопознавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции.
Структура портфолио.
1. Портрет.
Включает в себя:
- анкету, в которой указывались фамилия, имя учащегося, класс, любимые предметы;
- результаты контрольных работ, пробных ЕГЭ (в виде таблиц);
- указывается, куда планирует поступать ученик (колледж, ПТУ, ВУЗ) и является ли математика профилирующим предметом при поступлении.
2. Рабочие материалы:
- конспекты уроков и консультаций, содержащие теоретический материал, не изучаемый в общеобразовательной школе;
- сроки проведения контрольных и тестовых работ с указанием темы;
- справочники, в которые учащиеся записываются формулы, способы решения, опорные конспекты по темам (создаётся учащимися под руководством учителя);
- открытия по теме, куда учащиеся вносят дополнительный материал, найденный ими самостоятельно при работе с дополнительной литературой;
- результаты мониторинга (информационные карты, . . . );
- материалы по коррекционной работе;
- доклады, рефераты,. . . .
3. Корректор.
Включает в себя:
- учебную литературу;
- справочники, словари;
- дискеты с тестами ЕГЭ;
- тесты (различных изданий за разные годы);
- демонстрационный вариант теста ЕГЭ;
- критерии оценки работы.
4. Достижения.
Включает в себя:
- таблицы с оценками, баллами ЕГЭ;
- лучшие работы;
- грамоты, дипломы, благодарности за участие в проектах, конкурсах, олимпиадах, НПК.
Применение портфолио (последующее):
Освоив технологию, учащиеся легко самостоятельно по моему совету создают портфолио при поступлении в вуз. В этом портфолио основными разделами являются "портрет" и "достижения", а сам портфолио создаётся как вариант: "Портфолио достижений учащихся".
Учащимся в начале учебного года выдаю памятки по подготовке к ЕГЭ, содержащие конкретные рекомендации.
Примерное содержание памятки.
Дорогие выпускники!
Работа по подготовке к экзамену потребует от вас не только настойчивости, выдержки и упорства, но и подарит вам огромную радость самостоятельных открытий, поможет самоутвердиться, даст почувствовать, что вы многое можете! Дерзайте, все в ваших руках! У вас все получится! Надо только немножко потрудиться, успех обязательно придет, верьте в себя!
Советы опытного преподавателя.
- Прежде чем приступить к изучению очередной главы, сделайте для себя листок-шпаргалку в вашем справочнике. Он не должен быть маленьким по размеру, на нем четко должны быть записаны основные формулы. Эта шпаргалка поможет вам, находясь все время перед вашими глазами, во-первых, быстрее запомнить основные формулы, во-вторых, сэкономит ваше время, ведь для поиска нужного свойства не нужно будет листать страницы учебника, и, наконец, когда вы отправитесь на экзамен, многие из выписанных вами фактов накрепко «засядут» в вашей памяти, так что потребность в шпаргалке отпадет сама собой.
- Постарайтесь осваивать материал не спеша. Лучше в том порядке, как предложено в книге. Если есть необходимость освежать свои знания в произвольном порядке, можно и так, но не забудьте вернуться к пропущенным параграфам.
- Внимательно разобрав предложенные примеры, попытайтесь решить их еще раз, но теперь уже самостоятельно. Если в процессе решения у вас возникнут затруднения, незаметно подсмотрите решение. Решайте дальше, у вас все получится! Вы молодец!
- Освоив предложенную теоретическую часть и разобранные примеры, обязательно закрепите свои знания упражнениями для самостоятельной работы. Они помогут вам не только лучше усвоить материал, но и почувствовать «сладкий вкус» математики.
- Основной метод решения большинства неравенств - метод интервалов. Обратите особое внимание на изучение этого раздела. Совет: «Овладейте методом интервалов - это залог вашего успеха! » Очень быстро пролетит время, наступит черед экзамена, что же делать?
- Вы можете все знать, и не выполнить правильно весь тест. Этому есть ряд простых объяснений. Любой экзамен заставляет вас пережить стрессовое состояние, и здесь многое зависит от вашей способности собраться и проявить себя. Если вы не сумеете вовремя успокоиться и сказать себе: «Все хорошо! Я все умею! Я смогу в полной мере реализовать свой знания!», будут появляться ошибки по невниманию. Например, дважды три станет равным пяти, а число минус один незаметно превратится в единицу. Примите совет: «Придя на экзамен, скажите себе: «Я много работал! Теперь я все знаю! Я смогу все сделать не спеша! »
- Отвечайте на вопросы теста в порядке их предложения. Если некоторые задания вызовут у вас затруднения, оставьте их на потом. Сначала выполните все то, что не требует повышенных усилий. Помните, каждое правильно Выполненное задание добавляет вам баллы. Не тратьте зря время. К сложным для вас задачам вернетесь позже. Весь тест уже просмотрен, все что смогли - сделали, осталось приложить немного усилий, и все задачи будут решены.
- Если же вам попадутся непосильные задачи, не отчаивайтесь. Когда уже все средства исчерпаны, и вы видите, что решить их не сможете, выберите ответ наугад, а вдруг повезет!
- Очень важно при работе с тестом правильно и четко внести: ответы в специальный бланк ответов. Перед экзаменом надо обязательно ознакомиться с этим бланком, попробовать его заполнить. Не ленитесь, побывайте на репетиционном тестировании. Правильное оформление бланка ответов - самое важное при тестировании! Не спешите заполнять его сразу. Заведите отдельный черновик ответов. В конце работы (отведите для этого последние 15-20 минут) перенесите найденные вами ответы в бланк.
- Не спешите с решениями, внимательно прочитайте условие задачи (двойное прочтение не помешает). При тестировании ваши записи никого не интересуют, тем не менее, не экономьте на них время. Решение «в уме» часто приводит к ошибкам, которые при повторных проверках трудно найти.
- При решении большого количества задач очень важно рационально использовать выделенный вам интервал времени. Решая уравнение, не пытайтесь найти его область определения (так называемое ОДЗ). Проще и быстрее найти корни и сделать проверку, что поможет избавиться от посторонних корней. Проверка - не только важная, но и нужная вещь! Ведь если вы случайно сделали ошибку (например, арифметическую), проверка подскажет, что надо вернуться к решению и найти ее. Запомните совет: «При решении уравнений ключевые слова: уравнение - проверка!!!»
- Если требуется найти сумму или произведение корней, и вами при этом получено квадратное уравнение, вспомните теорему Виета. Но при этом не забудьте проверить: «А есть ли корни?» (т. е. определите знак дискриминанта).
- Наиболее частая ошибка при решении неравенств - умножение (или делении) егo обеих частей на выражение, содержащее неизвестную переменную. Если вы не знаете, какой у этого выражения знак (ведь оно зависит от неизвестного), то делать этого нельзя. Вспомним, при умножении на положительное число знак неравенства сохраняется, если множитель отрицателен - знак меняется на противоположный. А каков знак у вашего выражения? Следующий совет: «Перенесите обе части неравенства в одну сторону, вынесите общий множитель за скобки».
- Если при решении систем неравенств вы получили все неравенства с одинаковыми знаками, вспомните присказку: «Больше большего, меньше меньшего».
- Коварство показательных и логарифмических неравенств заключается в величине основания степени или логарифма. Не забывайте об этом. Запомните словосочетание: «Коварное основание!!!».
- Геометрическая интерпретация при решении задач - половина успеха всего мероприятия. Если есть возможность графически изобразить требуемую от вас ситуацию, сделайте это.
Желаем вам успехов!

В подготовке к ЕГЭ большую роль играет внеурочная деятельность учащихся, привлечение их к изучению дополнительного материала, решению олимпиадных задач, индивидуальному консультированию. Но больший эффект дают заинтересованность учителя в благополучии ученика, отсутствие фальши и формализма в стремлении разобраться в его проблеме, помощь в трудной ситуации.


15