Конспект урока по литературе на тему Дружба в лирике А.С. Пушкина. Философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта


Буденновская средняя школа
Тема урока: Дружба в лирике А.С. Пушкина. Философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Мифодовская Анна Александровна
с. Буденное, 2016
Тема урока: Дружба в лирике А.С. Пушкина. Философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями данной тематики о дружбе
Задачи урока:
Образовательная: продолжать обучать анализу стихотворений
Развивающая: развивать связную речь учащихся
Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина
Методы: чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, слово учителя, анализ стихотворений
Оборудование: учебник, хрестоматия, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации, сборник стихотворений А.С.Пушкина
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя.III.Проверка домашнего задания:
1. Письменный анализ стихотворения.
2. Чтение наизусть стихотворения.
IV.Слово учителя:
Дружба, возникшая ещё в лицейские годы, сопровождала Пушкина всю жизнь.
V. Выразительное чтение стихотворения «К студентам».VI. Анализ стихотворения «К студентам».
Стихотворение "Пирующие студенты" было написано А. С. Пушкиным в жанре послания в 1814 году. Данное стихотворение относится к произведениям, которые были созданы поэтом во время обучения в Царскосельском лицее. Несомненно, тема лицейской дружбы, веселья отражались в творчестве поэта. Данное стихотворение воспевает счастливые, но минутные вольности и радости студентов.     Темой стихотворения является перекличка друзей, совместное веселье. Пушкин описывает студенческую пирушку, полную беззаботной, буйной радости.     Лирический герой поименно обращается к своим друзьям, давая каждому из них небольшую характеристику. Дельвига герой называет "сонным ленивцем", Горчакова "сиятельным повесой", Малиновского "повесой из повес". Заканчивается стихотворение рассказом героя самого о себе, таким образом, круг замыкается.     В данном стихотворении Пушкин соединяет лирические и эпические мотивы: рассказ о прушке студентов переплетается с размышлениями о том, что целью жизни является наслаждение.     В композиции автор использует прием антитезы, для создания контраста и столкновения между двумя позициями: упорный труд противопоставляется наслаждению жизни, трезвенность - нескончаемому веселью. Даже философам Канту, Сенеке, которых Пушкин называет холодными мертвецами противопоставлены Вакх и Эпикур.     Лирический герой с любовью и особой нежностью говорит о своих приятелях, это показывают употребляемые эпитеты : товарищ милый, приятель задушевный, остряк любезный.     В стихотворении Пушкин воспевает студенческую дружбу. лирическому герою важно, чтобы всего его друзья объединились в общем настроении беззаботной радости.
VII. Выразительное чтение стихотворения «19 октября»
VIII.Анализ стихотворения «19 октября»
Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.     В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.     Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:     ...Поэта дом опальный,     О Пущин мой, ты первый посетил;     Ты усладил изгнанья день печальный,      Ты в день его, лицея превратил.     Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанника.     Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».     Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе.     Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.
IX. Выразительное чтение стихотворения «Чем чаще празднует Лицей…»
X.Анализ стихотворения «Чем чаще празднует Лицей…»
  Меняется тон стихотворений, посвященных лицейской годовщине. Они становятся мрачными, пессимистичными: в кругу лицеистов все больше потерь.     Горьким ощущением резко изменившейся обстановки, утраты близких друзей и тяжелыми предчувствиями наполнено стихотворение, посвященное двадцатой годовщине Лицея, - “Чем чаще празднует лицей...” (1831):     Чем чаще празднует Лицей     Свою святую годовщину,     Тем робче старый круг друзей     В семью стесняется едину.    В нем Пушкин говорит о шести уже умерших друзьях:     Шесть мест упраздненных стоят,     Шести друзей не узрим боле,     Они разбросанные спят...     И, мнится, очередь за мной...
XI. Выразительное чтение стихотворения «Была пора: наш праздник молодой…»
XII. Анализ стихотворения «Была пора: наш праздник молодой…»
    Еще более мрачным настроением проникнуто последнее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, — “Была пора: наш праздник молодой” (1836):    Теперь не то: разгульный праздник наш     С приходом лет, как мы, перебесился,     Он присмирел, утих, остепенился,     Стал глуше звон его заздравных чаш...    В нем поэт в последний раз вспоминает годы Лицея, надежды и разочарования лицеистов, их мечты. Это стихотворение осталось незавершенным. Таким образом, тема дружбы занимает достойное место в творчестве Пушкина, ибо этот идеал оставался неизменным для поэта на протяжении всей его жизни.
XIII. Итог урока: лирика Пушкина - наиболее понравившееся стихотворение
XIV. Домашнее задание: чтение повести «Пиковая дама»