Методическое пособие по курсу Философия Философия Средних веков в вопросах и ответах


Философия Средних веков
В вопросах и ответах
Демидов С.В.,
Республика Казахстан
Павлодарский нефтегазовый колледж

Теологическая философия Европы в средние века.
Что называют средневековой теологической философией?
Ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., признающее Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творения.
Где и когда начала появляться теологическая философия Европы?
в Римской империи в I - V вв. н.э.
В какое время теологическая философия достигал расцвета?
в V - XIII вв. н.э.
Назовите наиболее ярких представителей теологической философии.
Тертуллиан Карфагенский (160 - 220),
Август Блаженный (354 - 430),
Боэций (480 - 524),
Альберт Великий (1193 - 1280),
Фома Аквинский (1225 - 1274),
Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109),
Пьер Абеляр (1079 - 1142),
Уильям Оккам (1285 - 1349),
Николай из Отрекура (XIV в.).
Что такое теоцентризм средневековой философии?
Главная причина всего сущего, высшая реальность, основной предмет философских исследований – Бог.
В чем заключался догматизм средневековой философии?
В господстве догматов (истин, не нуждающиеся в доказательствах).
Какое место средневековая философия в системе мироздания отводила человеку?
человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека).
Как, по мнению средневековых философов, можно было познать мир?
Только через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Что такое «боговоплощение» в средневековой философии?
воплощение Бога в теле человека - Иисуса Христа.
Назовите основные догматы средневековой философии и теологии.
Творения и откровения.
Назовите основные положения догмата творения.
Бог сотворил окружающий мир из ничего;
природа не может творить сама себя;
подлинным бытием является только Бог;
мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу-
Назовите основные положения догмата откровения.
мир можно познать, только познав Бога, но Бог недоступен для познания;
однако Он разрешил познать Себя через Библию;
Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека - вере.
Почему окружающий человека мир изначально наполнен добром?
Потому что он сотворен Богом, который есть добро.
Откуда в окружающем человеке мире появляется зло?
Его в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога.
Почему в борьбе между добром и злом добро обязательно победит?
Поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
Античная философия противопоставляет материю и идею, а средневековая?
Она практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм.
На какие части средневековая философия делила бытие в античном понимании?
На экзистенцию и эссенцию.
В чем суть экзистенции (существования)?
Она показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).
В чем суть эссенции (сущности)?
Эссенция (сущность) характеризует вещь:
Что такое вещь?
Какая вещь?
Для чего она существует?
Как в средневековой философии соотносились экзистенция и эссенция?
Между ними нет неразрывного единства - сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования).
Как может быть познана экзистенция?
Чувственными ощущениями, опытом.
Чем может быть познана эссенция?
Только разумом.
Экзистенция и эссенция – могут ли они совпасть?
Да, они совпадают только в Боге.
Что такое схоластика?
Господствующий тип средневековой теологической философии.
Назовите основные характеристики схоластики.
Оторванность от реальной действительности,
замкнутость,
консерватизм,
крайний догматизм,
полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность,
назидательность, учительство.
В чем заключалась основная цель схоластики?
Обосновать религиозное учение и догматы Церкви.
Как средневековой философией решалась проблема соотношения теологии и философии?
«Философия - служанка богословия».
На какие два вида схоласты подразделяли знание?
На сверхъестественное и естественное.
Что такое «сверхъестественное знание» схоластов?
Это знание, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии).
Что такое «естественное знание» схоластов?
Это знание, отыскиваемое человеческим разумом (то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии).
Назовите два основных направления в схоластике.
Номинализм и реализм.
К чему сводится суть средневекового теологического номинализма?
реально существуют лишь сами конкретные вещи, а общие понятия этих вещей суть имена этих вещей.
К чему сводится суть средневекового теологического реализма?
Реально существуют не сами вещи, а их общее понятия - универсалии, воплощением которых являются эти реальные вещи).
Назовите имена наиболее выдающихся философов-номиналистов.
Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.
Назовите имена наиболее выдающихся философов-реалистов.
Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
В чем заключалась одна из самых важных черт средневековой теологической философии – оптимизм?
Она обосновывала веру в победу добра над злом и в воскрешение.
Кто из средневековых философов-теологов заложил основы католицизма?
Августин Блаженный (354 - 430).
Как называлось главное произведение Августина Блаженного?
«О граде Божьем».
В чем, по учению Августина, воплощалось Земное царство?
В государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре.
Кем, по учению Августина, представлено Божественное царство?
Священнослужителями, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь.
Какая сила, по Августину, способная объединить весь мир?
Церковь.
В чем заключается, по мнению Августина, высшее блаженство?
Это счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины.
Каковы, по Августину, главные доказательства существования Бога?
Его присутствие во всем, всемогущество и совершенство.
Как Августин относился к знаниям?
Они реальны и самодостаточны (самодостоверны).
Как, по Августина, достигается высшее, достоверное, истинное знание?
Оно достигается только при познании Бога.
Как Августин относился к человеку?
Человек красив, силен, совершенен и богоподобен.
Что, по Августина, необходимо человеку для совершенства?
умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Кто являлся автором томизма?
Фома Аквинский (1225 - 1274).
Назовите основные произведения Фомы Аквинского.
«Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»).
Сколько доказательств существования Бога выдвигал Фома Аквинский?
Пять.
Назовите пять доказательств существования Бога по Фоме Аквинскому.
движение;
причина;
случайность и необходимость;
степени качеств;
цель.
Как Фома Аквинский понимает сущность (эссенцию)?
Это «чистая идея», существующая в разуме Бога.
Как Фома Аквинский понимает существование (экзистенцию)?
Это сам факт существования вещи.
У Фома Аквинского эссенция и экзистенция существуют вместе или раздельно?
Раздельно.
Почему, по Фоме Аквинскому, мир бренен и непостоянен?
Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить.
Из чего состоит все сущее по Фоме Аквинскому?
из материи и формы (идеи).
Что составляет сущность вещи по Фоме Аквинскому?
единство формы и материи.
Что может познать философия по Фоме Аквинскому?
только то, что познаваемо разумом.
Что может познать теология по Фоме Аквинскому?
Все, что не могут познать философия и разум.
Что участвует в процессе познания мира по Фоме Аквинскому?
Вера и разум человека.
Что можно познать человеческим разумом по Фоме Аквинскому?
факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.
Что в познании не поддается человеческому разуму по Фоме Аквинскому?
проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, которые могут быть познаны через Божественное откровение.
Философия эпохи Возрождения.
Где и когда существовала философия Возрождения?
в Европе в XIV - XVII вв.
Что относится к основным чертам философии Возрождения?
Антицерковная и антисхоластическая направленность,
устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал,
жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Назовите основные направления философии Возрождения.
Гуманистическое (XIV - XV вв.);
Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.);
Натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.);
Реформационное (XVI - XVII вв.) ;
Политическое (XV - XVI вв.);
Социалистическо-утопическое (XV - XVII вв.).
Кто представлял гуманистическое направление философии Возрождения?
Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.).
Кто представлял неоплатоническое направление философии Возрождения?
Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.
Кто представлял натурфилософское направление философии Возрождения?
Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.
Кто представлял реформационное направление философии Возрождения?
Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.
Кто представлял политическое направление философии Возрождения?
Николо Макиавелли.
Кто представлял социалистическо-утопическое направление философии Возрождения?
Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.
В чем суть гуманистического направления философии Возрождения?
в центре внимания - человек, его достоинство, величие и могущество.
В чем суть неоплатонического направления философии Возрождения?
Развитие учения Платона, попытки познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.
В чем суть натурфилософского направления философии Возрождения?
Попытки развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания с опорой на научные открытия.
В чем суть реформационного направления философии Возрождения?
Стремление коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью.
В чем суть политического направления философии Возрождения?
Изучение проблемы управления государством, поведение правителей.
В чем суть социалистическо-утопического направления философии Возрождения?
Поиски построения идеального общества и государства, основанных на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении при тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Как можно охарактеризовать антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения?
Господство интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство.
Индивидуальные или коллективные интересы и ценности отстаивала философия Возрождения?
Индивидуальные.
Оппозиционность или полное отрицание Бога и Церкви типично для Возрождения?
Оппозиционность.
Арабская философия средних веков.
Что имеется в виду под арабской философией средних веков?
Философия, созданная арабами, а также народами Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов.
Назовите основные этапы развития средневековой арабской философии.
VII - IX вв. - период зарождения;
IX - XV вв. - период усвоения древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.
Назовите основные направления арабской философии периода зарождения.
Школа мутакаллимов;
школа мутазилитов;
суфизм.
Какое из трех основных направлений первого этапа развития арабской философии получило имя «исламская схоластика»?
Школа мутакаллимов.
Какое из трех основных направлений арабской философии периода зарождения было сторонником радикального ислама?
Мутакаллимы.
Назовите направление арабской философии периода зарождение, учение которого носила относительно материалистический характер.
Мутазилиты.
Как мутазилиты относились к возможностям человеческого разума?
Они верили в силу и разум человека, полагая, человек способен познать окружающий мир с помощью разума.
Что философия суфизма считала высшим благом для человека?
добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику.
Назовите основные характеристики нового этапа развития арабской философии с IX в.
усиление влияния материалистических идей;;заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой.
Назовите имена наиболее известных представителей новой - европеизированной – арабской философии.
Аль-Кинди,
Ибн-Сина,
Аль-Фараби,
Ибн-Рушд (Аверроэс).
Кто из арабских мыслителей сделал первый шаг по европеизации арабской философии?
Аль-Кинди (800 - 879).
Учение какого древнегреческого мыслителя Аль-Кинди положил в основу своей философии?
Аристотеля.
Чем древнегреческая философия обогатила арабскую философию?
материалистическими идеями,
понятием категорий;
логикой;
учением о познании.
Что, по Аль-Кинди, может быть источником и эталоном познания?
Только человеческий разум.
Что нового в изучение творчества Аристотеля внес Аль-Фараби (870 - 950)?
Систематизация учения Аристотеля;
Адаптация этого учения к арабским условиям.
Кто из арабских философов европейского периода впервые разработал идею о «эманации» и невсемогуществе Бога?
Аль-Фараби.
В чем, по Ибн-Сине (Авиценне) (980 - 1037), заключаются роль и значение философии?
Она должна обобщать достижения человеческого разума.
Как в учении Авиценны соотносятся религия и философия?
Авиценны разделял религию и философию, усматривая в философии отдельную науку.
Чем Авиценна не без успеха обосновывал свои философские выводы?
Достижениями естественных наук, в первую очередь медицины.
В чем Авиценна усматривал причину возникновения мира?
В «эманации» мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости.
Все существующее, по учению Авиценны, материально или идеально?
Все материально (включая Бога).
Кто из великих арабских философов второго периода арабской философии пользовался наибольшей известностью и популярностью в средневековой Европе?
Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126 - 1198).
Кто из средневековых европейских философов был наиболее непримиримым противником учения Аверроэса?
Фома Аквинский.
В чем суть идеи Аверроэса о «двойственной истине»?
Философские и религиозные истины раздельны (то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот).
Как Аверроэс расценивал движение?
Оно - самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой.
Какая роль учением Аверроэса отводилась Богу в мироздании?
допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи;
за Богом признавались весьма ограниченные возможности (главная – придать материи форму).
Как Аверроэс относился к идее творения мира?
Идея творения отвергалась: мир вечен, несотворим и неуничтожим.