Рабочая программа по Семьеведению для 2 класса Мне интересна моя семья


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кармалинская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании
ШМО МБОУ «Кармалинская СОШ»
Протокол №______ от«_____» ____________2015 года
Руководитель ШМО
МБОУ «Кармалинская СОШ»
__________ Г.А.МироноваСОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
МБОУ «Кармалинская СОШ»
________________ Р.В. Лушнова«_____» ___________ 2015 года УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Кармалинская СОШ»
______________ Ю.Е Шишкин
Приказ № __________
«_____» _______________ 2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Семьеведенье» « Мне интересна моя семья», 2 класс
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
« Кармалинская средняя общеобразовательная школа »
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
КулиничЭнджеРамилевны,
учителя начальных классов
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
МБОУ «Кармалинская СОШ»
Протокол № ___ «___»_________2015 года
2015- 2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………….……………………..…3
2. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………………………………….….....4
3. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………………………………...5-6
4. Содержание учебного предмета………………………………………………………………………………….....7
5.Учебно-тематический план………………………………………………………………………………………........8
6. Календарно-тематическое планирование ……………………………………………………………………….…9-12
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса………………....13-14
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса « Семьеведенье » ориентирована для учащихся 2 класса и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Закон Республики Татарстан « Об образовании» № 68-ЗРТ от 22 июля 2013 года
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 №373
Федеральный базисный учебный план
Концепция УМК «Школа России», для начальных классов под редакцией А. А. Плешакова: М. Просвещение, 2013 г.
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа.
Рабочие программы. «Семьеведение» Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя, И.Ф.СмирноваОсновная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Кармалинская СОШ» НМР РТ, 2011 г.
Учебный план МБОУ «Кармалинская СОШ» НМР РТ на 2015-2016 учебный год.
Положение о рабочей программе МБОУ «Кармалинская СОШ» НМР РТ, 2014 г.
Цели:
Воспитать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
Учить осознанно и добросовестно относится к домашнему труду.
Задачи
развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями;
формирование убеждения о важности семьи в жизни человека, укрепить привязанность к членам своей семьи;
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
2.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану школы на изучение курса «Семьеведенье» во 2 классе отводится 8 часов в год, из расчёта 2 часа в четверть, 34 учебные недели. Программой реализуется за счет классных часов.
Формы, методы, технологии организации учебного процесса
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
работа в парах;
работа в группах.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Технологии обучения:
личностно-ориентированного образования;
игровые;
В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (непродуктивная, продуктивная деятельность) выделяют такие методы:
- объяснительно-иллюстративный, при котором учитель дает образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;
- частично-поисковый, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий оздоровительной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической
подготовленности;
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
Метапредметные результаты:
• понимание ОЗОЖ как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека;
• понимание ОЗОЖ как средства организации здорового образа жизни;
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности;
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью.
Предметные результаты:
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;
• способность проявлять инициативу и творчество на уроках, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к учащимся в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наша семья.
Цель занятия
Расширить представление детей о родственных связях. Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к своим родственникам, стремление поддерживать добрые семейные отношения.
Семейные традиции.
Цель занятия
Воспитывать интерес, почтение и уважение к особенностям своей семьи, чувство гордости за принадлежность к своей семье, гимназии, России
Мой вклад в семейный бюджет.
Цель занятия
Развивать умение планировать семейные расходы. Воспитывать уважение к труду старших.
Ведение домашнего хозяйства.
Цель занятия
Формировать у учащихся представление о ведении домашнего хозяйства. Развивать умение планировать и организовывать домашние дела, осознанно относиться к своим обязанностям.
Семья крепка ладом.
Цель занятия
Обогащать представления учеников о семье, об отношениях членов семьи друг к другу. Воспитывать доброжелательное отношение к членам семьи и другим людям.
Отдыхаем вместе. Семья и здоровье.
Цель занятия
Обогащать представление учащихся о семейном отдыхе. Развивать интерес к семейным делам. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Семья вместе – и душа на месте.
Цель занятия
Формировать у учащихся представление о том, что семья – это коллектив людей, которым очень хорошо вместе. Воспитывать любовь к каждому члену семьи.
Презентация «Традиции моей семьи»
Цель занятия
Знакомство учащихся с особенностями семей своих одноклассников. Семейными ценностями, традициями и реликвиями каждой семьи в классе
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Тема занятия Количество часов Теория Практика
1 Наша семья 1 1 2 Семейные традиции 1 1
3 Мой вклад в семейный бюджет 1 1 4 Ведение домашнего хозяйства 1 1 5 Семья крепка ладом 1 1 6 Отдыхаем вместе. Семья и здоровье 1 1
7 Семья вместе – и душа на месте 1 1
8 Презентация «Традиции моей семьи» зачет 1 1
Итого 8 4 4
6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Тема урока
Кол-во часов Виды учебной деятельности Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС) Виды контроля и измерители Дата
Предметные результаты Метапредметные результаты УУД
Личностные
результаты План Факт
11 Наша семья 1 ч Расширить представление детей о родственных связях. Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к своим родственникам, стремление поддерживать добрые семейные отношения. знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;
понимание ОЗОЖ как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
Текущий 22 Семейные традиции 1 ч Воспитывать интерес, почтение и уважение к особенностям своей семьи, чувство гордости за принадлежность к своей семье, гимназии, России
способность проявлять инициативу и творчество на уроках, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний; Текущий 33 Мой вклад в семейный бюджет 1 ч Развивать умение планировать семейные расходы. Воспитывать уважение к труду старших.
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к учащимся в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований; понимание ОЗОЖ как средства организации здорового образа жизни;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий оздоровительной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической
подготовленности; Текущий 34 Ведение домашнего хозяйства 1 ч Формировать у учащихся представление о ведении домашнего хозяйства. Развивать умение планировать и организовывать домашние дела, осознанно относиться к своим обязанностям. способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности;
Текущий 55 Семья крепка ладом 1 ч Обогащать представления учеников о семье, об отношениях членов семьи друг к другу. Воспитывать доброжелательное отношение к членам семьи и другим людям. способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
культура движения, умениепередвигаться красиво, легко и непринужденно. Текущий 66 Отдыхаем вместе. Семья и здоровье 1 ч Обогащать представление учащихся о семейном отдыхе. Развивать интерес к семейным делам. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности; хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений;
Текущий 77 Семья вместе – и душа на месте 1 ч Формировать у учащихся представление о том, что семья – это коллектив людей, которым очень хорошо вместе. Воспитывать любовь к каждому члену семьи. способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять;
Текущий 88 Презентация «Традиции моей семьи» 1 ч Знакомство учащихся с особенностями семей своих одноклассников. Семейными ценностями, традициями и реликвиями каждой семьи в классе понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью. способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
Зачет 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ № п/п Наименование объектов и средств учебно- методического и материально-технического обеспечения Количество
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.«Семьеведение». Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова
2.Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.
3.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993. 2.
Печатные и демонстрационные пособия
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет.
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по ОЗОЖ (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по ОЗОЖ. 3 . Технические средства обучения (ТСО)
- Ноутбук
- Колонки 1
1
4. Экранно-звуковые пособия и MULTIMEDIA – поддержка
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы: электронное приложение к учебнику, тренажеры, компьютерные игры, презентации
-Презентации, соответствующие содержанию предмета
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/ )
5. Оборудование класса
- Классная настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок
- Ученические двухместные столы
- Ученические стулья
- Стол учительский
- Стол компьютерный
- Стул учительский
- Учебные шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
- Настенные часы
- Уголок по технике безопасности, уголок класса, уголок творчества, уголок «Сегодня на уроке»
1
12
24
1
1
1
3
1
6