Статья по музыке на тему: Вокальное творчество Иоганна Себастьяна Баха для детей


Иоганн Себастьян Бах – одно из самых крупных имен в истории музыки. Его творчество возвышается надо всем искусством XVIII века.
1.«Не ручей, а море— ему имя», сказал когда-то Бетховен. Сила воздействия музыки гениального мастера колоссальна. За прошедшие годы творения Баха не только не утратили эту силу, но, напротив, приобрели еще более современное звучание. 2.«Сложный мир запечатлен в баховской музыке» — писал один из самых крупных ее исследователей М. Друскин, — она проникает в глубины состояний, стремлений, упований.
3.«Бах почти заставляет меня поверить в Бога» (Роджер Фрай)
4. « Бах словно астроном, который при помощи цифр находит самые прекрасные звезды» (Фридерик Шопен)
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах – непревзойденный мастер полифонии, он имел огромное значение в развитии западной хоровой культуры.
Значительное место в его творчестве занимают кантаты. Он сочинил около 300 духовых (200 из них сохранились) и 26 светских кантат. Почти во всех произведения этого жанра хор играет главную роль. Кантаты Баха – циклические произведения, состоящие из ряда номеров, объединенных единым сюжетом.
Среди светских кантат самые известные: «Деревенская», которая исполняется от лица двух саксонских крестьян; и «Кофейная», которая высмеивает увлечения новым напитком – кофе.
Многие сочинения Баха написаны на духовые тексты, но это менее всего объединяется религиозностью композитора «Смешно утверждать, что Бах отрицал религию…но религиозность Баха предельна «очеловечена» - пишет Хубов. На это также влияли условия: Бах мог исполнять свои произведения только в церкви. Темы скорби и страдания, темы радости и ликования в духовных произведения Баха наполнены человеческими чувствами, переживаниями.
Самыми знаменитыми произведениями Баха являются:
«Страсти по Матфею» - музыкальная композиция на евангельский текст о страданиях и смерти Иисуса Христа.
Месса h-moll - Одно из величайших творений Баха ,которое поражает особенностью трактовки, образным строем, полифоническим мастерством. Сложность структуры мессы сочетается с необыкновенной тонкостью и красотой музыки. Здесь есть арии, вокальные ансамбли, хоры; переданы самые разные эмоциональные состояния - от ликования до жалобы, от героики до лирики. Месса сочинена на канонический текст, но ей чужда какая бы то ни была эстетическая молитвенность. Музыка наполнена глубоким человеческим чувством.
Как мы все знаем И.С.Бах – немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист – виртуоз, музыкальный педагог. Родился в городе Эйзенхе 31 марта 1685 года. В следующем году ему исполниться уже ровно 330 лет!
В биографии композитора немало фактов, свидетельствовавших о его глубокой связи с хоровым искусством. Обладая замечательным дискантом, Бах с детства начал петь в хоре городской школы своего родного города Эйзенаха. Позднее он пел в хоре Ордруфского лицея, а затем в возрасте 15 лет в церковном хоре школы св. Михаила. В последние годы своей жизни Бах был кантором лейпцигской церковной школы св. Фомы.
Всем музыкантам без исключения, хотелось бы иметь в своем репертуаре произведения этого гениального композитора. В том числе и юным. Поэтому, его произведения издаются по всему миру в том числе и в России. Нам известно последнее издание его сборника в России - «Дети поют Баха» (2005 год.)
Сами мелодии заимствованы Бахом из популярных в то время сборников протестанских хоралов, являвшихся хранилищем и сокровищницей народных песен.
Огромна роль его музыки для воспитания художественного вкуса детей и способности к самостоятельной эстетической оценке. Многоголосие Баха – хорошая практика для развития музыкального слуха. Его музыку могут исполнять дети разных возрастов.
Част его детских пьес – это переложение для детского хора из «Нотных тетрадей Анны Магдалены Бах». Они могут быть исполнены уже в начальных классах.
Теперь по подробнее хочу рассказать о «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Бах выпустил две таких тетради одну в 1722 , а вторую в 1725 году. На титульных листах двух таких тетрадей было одно и тоже имя. Но интересно, кем для Баха была Анна Магдалена? Она была его второй женой. Мы очень мало знаем о ней, о ее жизни. Известно, что родилась Анна Магдалена 22 сентября 1701 года в семье городского трубача. С детства обладая хорошим сопрано, Анна обучалась пению в капелле. Летом 1721 года она была приглашена в Кетен, а несколько месяц спустя, 3 декабря того же года, вышла замуж за Иоганна Себастьяна Баха, тамошнего придворного капельмейстера. Анна Магдалена стала матерью тринадцати детей и воспитывала четырех детей от первого брака Себастьяна с Марией Барбарой, скончавшейся в июле 1720 года…
Описывая счастливый союз Иоганна и Анны (а союз, действительно, был счастливым и долгим), биографы нередко приводят эти тетради как «свидетельство их трогательной дружбы». «Анна Магдалена оказалась не только заботливой хозяйкой, но и музыкантшей, понимавшей творчество мужа…Муж старался развивать ее художественное чувство.
Эти клавирные книжки (т.е. Нотные тетради) – не что иное, как пособия для обучения Анны Магдалены клавирному искусству по особому плану от простого к сложному, в которых собраны произведения Баха, и некоторые произведения его современников.
«Его метод обучения – самый лучший, ибо он последовательно, шаг за шагом продвигается от самого легкого к самому трудному; оттого – то даже переход к фуге оказывается не более трудным, чем любой другой шаг» Подробно описывал этот способ обучения биограф композитора – Иоганн Николаус Форкель.
Следуя этому методу редакторы книги «Дети поют Баха» расположили хоры от простого к сложному, от небольших одноголосных арий к дуэтам развитых форм и далее – к четырехголосному. Теперь давайте поподробнее познакомимся с некоторыми произведениями этого сборника.
Практически всем музыкантам известна знаменитая «Волынка» Баха. Это уникальная для Баха жанровая картинка. Одно только название этой пьесы сразу же вызывает простые и ясные ассоциации. И ничего удивительного, что в комментариях к нотным изданиям мы привыкли читать следующее пояснения: «Пьеса задумана как подражание звучности народного духового инструмента, распространенного среди многих народов мира».
В нотной тетради, к нашему удивлению, мы не увидим названия «Волынка». Там стоит другое заглавие – «Мюзет».
Это французское наименование волынки. Это был, действительно, весьма распространенный в то время музыкальный инструмент. Именно к 1720 году мюзет входит в моду.
Но у мюзета есть множество отличий от Волынки:
Место его возникновения и обитания – исключительно Франция;
Мюзет стал изящным аристократическим инструментом;
В изготовлении мюзета стали использовать материалы, которые никогда не применялись в изготовлении волынки – это слоновая кость и палисандровое дерево;
Кожа животного, из которой делался мешок для воздуха, начали покрывать дорогими тканями – парчой или вельветом;
Стал декоративно украшаться – всевозможные атласные ленты и кружева;
Значительно уменьшился в размерах;
Теперь воздух в кожаный мешок подавался почти незаметно, с помощью специального приспособления и мехов, которые крепились ремешками на руках исполнителя.
1. «Волынка или как мы понимаем теперь «Мюзет» - это танец, живой, изящный, прихотливой, с неожиданными «приседаниями» в средней части и возвращением к началу. Сам рисунок нотного текста (знак размера, мелодический и ритмический характер пьесы) говорит об этом.
Теперь давайте послушаем знаменитую «Волынку» в исполнении ученика 4 класса Смирнова Максима.
Но также помимо инструментальной, есть вокальное переложение «Волынки». В переложении А.Чернецова пьеса также незатейливая и проста, но проста – уже в концертном исполнении, а при разучивании большую трудность представляют распевы слогов на шестнадцатые, смена штрихов (non legato, legato, staccato), перекличка голосов, полиритмия.
2.Ученые на протяжении многих лет изучали почерки и характерные особенности записи партитур Баха и членов его семьи и пришли к интересному выводу, что та самая песня «Старая трубка», которая всегда считалась вокальным сочинением И.С.Баха и издавалась во множестве сборников, как ария Иоганна Баха, вовсе не принадлежит ему, а принадлежит кому – то из его сыновей, предположительно, Иоганна Готфрида Генриха, первого ребенка Себастьяна и Анны Мегдалены, у которого в детстве обнаружили исключительный талант. И родители гордые столь удачной работой сына на следующий странице переписали произведение собственноручно: Анна Магдалена странспонировала вокальную строчку в диапазон, удобный для сопрано, а Иоганн Себастьян переписал линию баса, немного подправив и улучшив ее.
В нашем сборнике есть множество переложений этой партитуры:
1.переложение для однородного хора
2.есть партитура с традиционным немецким текстом
3. и есть партитура как рождественская песня с русским текстом, которую сейчас исполнят студентки первоого курса Вольшинец Анна и Симонова Ульяна.
3.Как мы все знаем у Баха была очень большая семья, все члены которой были очень привязаны друг к другу. У них был обычай собираться раз в году в каком-нибудь из городов Тюрингии. Представьте, как один за другим входят в парадную залу Бахи – солидные и помоложе, в париках по моде того времени, в шерстяных или шелковых кафтанах, украшенных металлическими пуговицами и вышивкой. С ними их жены. Такие семейные собрания начинались с пения молитв. Характерными чертами которых, являлись строгость и торжественность. Это все помогает создать задумчивое и возвышенное настроение этого произведения. В таких произведениях преобладает хоральная фактура. И сейчас мы послушаем «Утреннюю молитву» в исполнении хора мальчиков.
4. Жига – танец, распространенный в 17 – 18 веках. Первоначально Жига была парным танцем; среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Вскоре Жига проникла и в профессиональную музыку. Жига исполнялась очень быстро, весело, непринужденно. Характерная особенность музыки жиг – триоли восьмыми; размеры 3/8, 6/8, 9/8,12/8. Также присутствует господство гомофонного склада, более сглаженный, триольный ритм. В Сюитах 18 века жига составляла последнюю часть. Вот эти характерные черты и присущи произведению «Душа моя поет». В ней на протяжении всей паритуры непрерывное движение и развитие. Есть много редакций, учитывая возможности детей начиная от двухголосных, а заканчивая смешанным хором. Сейчас мы ее исполним.
Надеюсь, мы смогли заинтересовать будущих музыкальных руководителей творчеством этого гениального композитора и я думаю, Вы будите включать в свой репертуар произведения Иоганна Себастьяна Баха!