Разработка урока по всемирной истории: Объединение Германии


Тема: Объединение Германии
Задачи: 1. На основании фактов сформировать представления о последствиях феодальной раздробленности в странах Европы, предпосылках объединения и объединительных процессах в германских землях, о роли Бисмарка в объединении Германии.
2. Создание условий для развития логических, аналитических способностей, исторического мышления.
3. способствовать воспитанию уважительного отношения к мировым ценностям, приобщать к изучению истории, уважать мнение других, воспитывать толерантность.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
II. Проверка д/з
1. фронтальный опрос по вопросам параграфа с учащимися
III. Изучение новой темы
1) Сообщение темы и цели занятия
2) Работа с картой
- Посмотрите на карту Германии первой половины XIX в.
3) Рассказ учителя (с элементами беседы)
- По решению Венского конгресса, вместо Священной Римской империи германской нации был создан Германский союз (его вы видите на карте), в который входили: 35 суверенных монархий и 4 вольных города (Гамбург, Любек, Бремен и Франкфурт-на-Майне). Во Франкфурте-на-Майне, заседал правительственный орган Союза – бундестаг, но его решения не являлись обязательными для всех членов Союза.
- Как вы думаете, зачем же тогда был создан Германский союз?
- Какие государства в нем были сильнейшими?
Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.
Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в.? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)
   Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах с приходом канцлера Отто фон Бисмарка.
Канцлер Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»:
  « …Границы Пруссии по Венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни; не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности – это было большой ошибкой 1848 и 1849 гг., - а железом и кровью» (Из речи Бисмарка в палате народных представителей 30/IX 1862 г.)
- Какие средства объединения Германии предлагал Бисмарк?  (Насильственные)
Таким образом, целью политики Бисмарка становится объединение Германии под девизом: «железом и кровью».
4) Работа с учебником стр. 146 -148
- Прочитайте пункт «Объединение Германии. Заполнение таблицы
Год Событие Последствие
1862г. Вильгельм I назначил своим министром Отто фон Бисмарка Прусская армия стала одной из сильнейших
1864г. Война Пруссии и Австрии против Дании Пруссия стала управлять Шлезвигомиюнь1866г. Австро-прусская война Австрия вытеснена из Германии
1870г. Франко-прусская война Франция потерпела поражение. Присоединение Эльзаса и Лотарингии
январь1871г. Объединение Германии Создание Германской империи
5) Составление кластера Политическое устройство Германии.
Конституция 1871г.
Закрепляла гегемонию Пруссии
53435258953500111442589535003924300800100011144258001000Император (кайзер)
328612513398500(высшая законодательная власть)
Главнокомандующий назначал рейхсканцлера представлял Германию
328612514351000 Решал вопросы войны и мира (глава исполнительной власти) в международных делах
172402560960001724025609600049530001181100039719256096000Рейхстаг (парламент)
334327512446000(законодательный орган)
Бундестаг Бундестрат нижняя палата верхняя палат
избиралась на 5 лет мужчинами 25 лет назначалась из представителей всех монархии
права рейхстага ограничены императором
мог распустить обе палаты
Политические партии:
Проправительственные:
Консервативная партия – интересы юнкерства и крупной буржуазии.
Национальная либеральная партия – крупной промышленной буржуазии.
Оппозиция:
Партия свободомыслящих – интересы части мелкой городской буржуазии и некоторых слоев интеллигенции.
Партия центра – крестьянство, ремесленников и рабочих-католиков.
Партия социал-демократов – интересы трудящихся.
6) Работа с учебником. Основные направления внутренней и внешней политики Вильгельма II. (стр.152-155)
1 ряд «Социальные преобразования»
2 ряд «Экономические преобразования»
3 ряд «Политика милитаризации»
IV. Закрепление.
- Итак, какова была главная задача, стоявшая перед Германией в первой половине XIX в?
- Какими способами ее пытались решить?
- Была ли она решена?
- Какие положительные стороны в объединении вы можете назвать?
- А какие отрицательные стороны?
V. Итоги урока. Д/з §17, заполнить таблицу, вопросы

Основные направления Преобразования
Социальна Обязательный воскресный выходной, 8-часовой рабочий день для женщин, запрет на детский труд.
Экономическая Ограничение произвола ростовщиков, организация агрономических обществ, опытных станций, сельскохозяйственных школ, использование сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений, переход к интенсивному пути развития, создание сельскохозяйственных товариществ
Милитаризация Подготовка условий для развертывания вооруженных сил в случае военного конфликта (разработаны планы предстоящей войны, создание мощного флота, планы создания «Срединной Европы, колониальные войны)