Вводный урок в историю Древнего мира. 5-й класс


Введение в историю Древнего мира
 Цели: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.
Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира»
Ход урокаI. Организационный момент И. Изучение новой темыПлан
Что изучает история Древнего мира?
Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
На доске: тема урока, новые слова: археология, историческийисточник, история, Всеобщая история.
Во вступительном слове учитель после знакомства с учащимися сообщает сведения организационного характера об изучаемом в 5-м классе курсе, количестве часов, учебниках, рабочих  тетрадях, требованиях к ответам и критерии оценок.
 Необходимо предупредить, что при написании контрольных работ грамматические ошибки в исторических терминах (названиях стран, городов, фамилиях и именах исторических лиц и т.д.) учитываются как исторические ошибки и оценка снижается.
Подписать тетрадь.
 Экскурсия по учебнику: оглавление, структура параграфа (части, иллюстрации, вопросы на полях, слова, вопросы к параграфу, вопросы на размышление)Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.
Рассказ учителя.
Что изучает история? Нужна ли эта наука? История — наука о прошлом (о жизни людей).
Важно: место, дата, суть события, почему произошло, к чему приведет (можно оформить в виде «звездочки»)Историк В. Б. Кобрин пишет: «Мы прекрасно знаем, что без физики, химии и математики мы ездили бы на лошадях и волах, не имели бы холодильников, не смотрели бы кино и телевидение, переписывали бы от руки книги. Без астрономии и географии невозможны ни мореплавание, ни сухопутные путешествия, а без биологии - медицина и сельское хозяйство. А история зачем?».Как бы вы ответили на этот вопрос?
Зачем?: интересно, опыт, независимость.
Полибий (древний историк): «...уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами...»
Есть и еще один ответ на вопрос «Зачем изучать прошлое?» Человека, не имеющего знаний, своего мнения очень легко обмануть.
Человек всегда хотел знать: как и откуда он появился? Почему выглядит так, а не иначе? Когда появились первые орудия труда, жилище, одежда? Как возникли такие занятия, как земледелие, скотоводство? Ответы на эти вопросы можно найти, ознакомившись с начальным этапом жизни человечества -первобытной историей. Это самый длительный период человечества, продолжавшийся миллионы лет. Изучать первобытную историю интересно и одновременно сложно, поскольку письменных источников того периода не существует. Ученые смогли воссоздать картину первобытного общества благодаря данным, полученным разными науками, и прежде всего - археологией, этнографией и антропологией.
Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...
Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина,).Беседа по прочитанному.
Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)
Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Это наука археология.)
Как работает археологическая экспедиция?
Откуда историки узнают о прошлом?
Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесследно, а оставив СЛЕДЫ.
Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом. Труд историка и работа следователя здесь тоже сходны: сыщик по следам восстанавливает ход преступления, а историк - картину прошлого. Эти следы в истории принято называть историческими источниками.
Все следы прошлого принято делить на вещественные (разные предметы и здания), письменные (книги и надписи) и устные (рассказы о прошлом бывалых людей, древние обычаи, пословицы и поговорки).
Учитель представляет эти сведения в виде схемы на доске, ученики перерисовывают ее в тетради.
Как найти след? Науки-помощницы истории.
Некоторые следы искать не надо - они у всех на виду. Это, например, знаменитые египетские пирамиды или Великая китайская стена. Но много следов со временем затерялось. Их поиском занимаются ученые археологи. Иногда весть о новом археологическом открытии облетает весь мир. Обычно так происходит, когда ученые находят прекрасные изделия древних мастеров из золота и драгоценных камней. Но опытному историку даже обычный глиняный черепок может помочь восстановить картину прошлого.
 
Археология – наука, изучающая прошлое человечества на основании материалов раскопок.
 
Любят раскапывать древние города, могильники, мусорные ямы. Как вы думаете, почему?
Обычаи народов изучают ученые - этнографы.
Этнография — наука, изучающая жизнь и обычаи отдельных народов. 
 Особенно пристально они исследуют жизнь отсталых народов. Многие древние обычаи у них сохранились в неприкосновенности, потому что эти народы живут в далеких, труднодоступных местах, ни с кем не сообщаясь.
Хронология – наука о времени.
 
При наличии времени: генеалогия (родословные), геральдика (гербы), метрология (меры длины, веса и т.д.), нумизматика (монеты) и другие ВИД.Рассказ учителя.
Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.
По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.
Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).
Археология - наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.
Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.
История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.
этнография изучает жизнь и обычаи разных народов, в том числе и живущих в настоящее время.
Антропология- происхождение человека
Закрепление изученного материалаЧто нового вы сегодня узнали на уроке?
Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)
Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)
Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)
Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.)Подведение итогов урокаДомашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.