Авторская программа внеурочной деятельности Умелые ручки


«Рассмотрено на заседании«Утверждаю»
Педагогического советаДиректор МКОУ «Егенская основная Егенская ООШ» общеобразовательная школа»
протокол№__________от_________________А.А.Павлов
«_____»______________2015г.Приказ №______от
«_____»_____________2015г.
МКОУ «Егенская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
кружка художественно-эстетического направления
«Умелые ручки»
на 2016-2017 уч.год
1,2,3,4 классы
Учитель: Келина Ирина Александровна
ПРОГРАММА
кружка художественно-эстетического направления
«Умелые ручки»
Пояснительная записка
Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящие время большое социальное значение, Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво и творчески.
Мир кожи и меха в технике коллажа - это увлекательный мир рукоделия, дающий много положительных творческих эмоций. Но работа с натуральным мехом отличается от других видов швейных работ. Требуется знания технологии пошива меховых изделий, включающей в себя крой натуральных шкурок, правила подбора меха.
Полученные на занятиях кружка умения и навыки в работе с тканями, с кожей , с мехом, бумагой, пластилином, природным материалом и различными инструментами дети могут совершенствовать во внеурочное время.
Кружок - это центр детского творчества. Именно в кружке возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к природе .искусству , творческому процессу. Содержание работы кружка может быть разнообразны важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ трудового обучения
Программа разработана для обучающихся 1-4 класса рассчитана на 1 часа в неделю.
Цель программы:
-развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности ,развитие эстетических чувств и представлений.
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
-способствовать освоение школьниками об искусстве и его формах;
-способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельностью
Задачи программы:
-развитие творческих способностей обучающихся;
-привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
-воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять
характерные черты изготавливаемой поделки;
-совершенствование трудовых умений и навыков.
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Создание поделок из природного материала, работа с перьями дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям. При работе с перьями и природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Работа с бумагой и тканями в учебно-воспитательном процессе имеетважное значение, так как способствует раннему выявлению творческихнаклонностей, способностей детей. Она интересна детям и доставляют им огромное наслаждение; является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики, что влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус; оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.); развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.
Работа с бумагой
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.
Работа с тканью
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку», организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Работа с природными материалами-(перьями)
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды природных материалов ( перья, береста, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, аппликации.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Работа с кожей
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: спилки из натуральной кожи (мягкие жесткие); цвет (натуральный и искусственный); об инструментах и приспособлениях: ножницы, канцелярский нож, шаблоны, гелевая ручка и клей ПВА; о способах декоративного оформления изделий из спилки: аппликация.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке спилки: выбор кожи (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из спилки с помощью скручивания, присборивания, связывания, скрепление детали; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Работа с мехом
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: правила подбора меха. Меха из натурального, искусственного (крашенные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы,канцелярский нож; выкройки, гелевая ручка; о способах декоративного оформления изделий меха: аппликация.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке меха: выбор по направлению ворса (по цвету, рисунку, по густоте); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из меха с помощью скручивания, организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Содержание курса для 1 класса
№п
/п Тема Кол-во часов теория Кол-во-часов практика
1 Вводное занятие. ПТБ 1 2 Цвета осени. Сбор даров природы (листьев , цветов , трав , семян) Экскурсия 1 3 Природа-художница . Силуэтная аппликация из листьев 1
4 Бусы (подготовка семян) 1
5 Бусы (нанизывание семян на нить) 1
6 Работа с перьями «Цветы» 1
7 Работа пластилином « Аквариум» 1
8-9 Свойства бумаги Складывание бумаги 1 1
10 «Мой друг». Художественное моделирование щенят из бумаги (оригами) 1
11 Домашние животные. Аппликация из резаных ниток. Подготовка рисунка, ниток 1
12-13 Новогодняя открытка (подготовка рисунка ,ниток)
Заполнение рисунка нитками ,украшение открытки 2
14 Складывание бумаги в шестигранник, нанесение рисунка снежинки 1
15 Вырезание снежинок из бумаги
1
16 Цвета и их сочетание. Цветовой круг. 1 17 Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям 1
18 Бусы из цветных макаронов. (Гуашь,макароны) 1 19-20 Куда иголочка -туда и ниточка .Украшения салфетки на основе вариантов шва «вперед иголку» 2
21-22 Мягкая игрушка «Зайчонок». Шьем из носков 2
23-24 Художественное конструирование из полосок ткани, лент ( бант на вилке, цветок) 2
25-26 Пасхальный сувенир. Магнитик в технике декупаж 2
27-28 Весна-красна-праздник света и тепла. Художественное конструирование поздравительной открытки «Светлая пасха» 2
29-30 Стежок за стежком, стебелек за стебельком. Вышивание салфетки по мотивам традиционных якутских узоров 2
31-32 Сделаем из лоскутиков коврик разноцветный. Лоскутная композиция в технике коллажа по мотивам традиционного шитья 2
33 «Волшебная поляна» Цветочная композиция из пуговиц. 1
34 Итоговое занятие. Мини-выставка работ. Защита своей работы 1
ИТОГО 34
Содержание курса для 2 класса
№п
/п Тема Кол-во часов теория Кол-во-часов практика
1 Вводное занятие. «Что ты уже знаешь?» 1 2 Материалы, с которым работает мастер. (Сбор материалов) Экскурсия 1 3 Аппликация из листьев «Букет в вазе» 1
4 Игрушка из шишек « Лебедь» 1
5 Работа с пластилином. Украшаем баночку для карандашей из семян арбуза и кабачков 1
6-7 Работа с перьями « Птичка» 1 1
8 Свойства бумаги .Как сгибать и складывать бумагу? Основные условные обозначения оригами. 1 9 «Цветочная поляна». Художественное моделирование цветов и бабочек из бумаги (оригами) 1
10 «Кроссовки» Аппликация из неожиданных материалов. 1
11 Вырезание симметричных форм. Композиция «Зимние узоры» 1
11-12 Коллаж. «Жар птица» Ткань, бумага. 2
13-14 Новогодняя открытка (подготовка рисунка ,ниток)
Украшение открытки бусами, нитками, ленточками. 2
15 Вырезание снежинок из бумаги (объемные)
1
16-17 «Маска» конструирование и дизайн . 1 1
18 Абстрактный рисунок. Сочетание цветов и форм, изломанных линий. 1
19 Игольница в форме сердечка . 2
20 «Ночное небо». Лист темной синей бумаги,пастель,и мелки разного цвета. 1
21-22 Мягкая игрушка « Мой слоненок». Шьем из перчатки 2
23 «Букет цветов» из поралона. 1
24-25 Сувенир из кожи. Магнитик « Сардана» 1 1
26-27 Заколка своими руками. (Ткань,кружева). 2
28-29 Стежок за стежком, стебелек за стебельком. Вышивание салфетки по мотивам традиционных вышитых узоров 2
30-31 Коллаж. «Узорная абстракция» открытка. 1 1
32-33 Сказочная нить. Цветочная композиция из ниток 1
34 Итоговое занятие. Мини-выставка работ. Защита своей работы 1
ИТОГО 34
Содержание курса для 3 класса
№п
/п Тема Кол-во часов теория Кол-во-часов практика
1 Вводное занятие. «Что ты уже знаешь?» 1 2 Цвета осени. Сбор даров природы (листьев , цветов , трав , семян) Экскурсия 1 3 Природа-художница . Аппликация из листьев «Сказочная птица» 1
4 Эстамп-отпечаток засушенных листьев 1
5-6 Образы природы в коллаже из ткани или бумаги. 2
7-8 Панно «Совята» Композиция из неожиданных материалов. 1 1
9-10 «Белый медведь» Аппликация из салфеток 2
11 Бумажная пластика. «Моя кукла» 1
12 Конструирование из бумаги. Подарочная корзина 1
13-14 Елочные игрушки своими руками. (Бумага. Картон) 2
15 Шьем снеговиков. Из трех детали (Ткань) 1
16 Браслетик из бисера «Цветочки» 1 17 Сердечка в технике «Айрис-фолдинг» из бумаги 1
18 Вышивка панно с кармашками «Балаган».Якутские национальные узоры. Знакомство с якутскими орнаментами. 1 19-21 Вышивка панно с кармашками «Балаган».Якутские национальные узоры. 1 2
22 Заключительные этапы . Панно «Балаганчик» 1
21-22 Мягкая игрушка своими руками из двух детали.Птичка «Алиша». 2
23-24 «Цветочный праздник» из креповой бумаги. 2
25-26 Стильная сумочка. 1 1
27-28 «Харысхал» сувенир на бересте с якутским орнаментом. 2
29-30 Витражи. Цветы разного стиля. 2
31-32 Кукла «Северянка» из кожи,меха. 2
33 Заключительный этап 1
34 Итоговое занятие. Мини-выставка работ. Защита своей работы 1
ИТОГО 34
Содержание курса для 4 класса
№п
/п Тема Кол-во часов теория Кол-во-часов практика
1 Вводное занятие. «Что ты уже знаешь?» ПТБ. 1 2 Цвета осени. Сбор даров природы (листьев , цветов , трав , семян) Экскурсия 1 3 Отпечаток листьев. «Волшебное дерево» 1
4 Рамка для фото из шишек и пластилина. 1
5-7 Вяжем крючком. Цветочная брошь. 1 3
8 Украшение национальной посуды «Чороон» (пластилин) 1 1
9 «Ждем наших птиц» Птички из перьев в кормушке 1
10 Бисероплетение. браслетик 1
11-12 Новогодние маски. 2
13 Новогодние украшение. Для оформления зала. 1
14 Вырезание снежинок из бумаги (объемные)
1
15 Квиллинг.Основные технологии. 1 16-17 Квиллинг – увлекательный мир 1
18 Фигурки из пластилина. 1 19-20 Цветы с сюрпризом. Конфетница с розами (подставка,креповая бумага) 2
21-22 Браслет из бисера. «Ягодки» 2
21-22 Мягкая игрушка своими руками из четырех детали. «Щенок БОНПОН». 2
23-24 «Варежки» сувенир из кожи с якутским орнаментом. 2
25-26 Игольница «Дары лета» Береста, кожа, паралон. 2
27-28 Рамка для фотографий «Однажды летом». Из кожи 2
29-30 Панно «Снегири» Кожа ,мех ,перья. 2
31-32 Панно «Снегири» Кожа ,мех ,перья. 2
33 Заключительный этап панно. 1
34 Итоговое занятие. Мини-выставка работ. Защита своей работы 1
ИТОГО 34
К окончанию обучающиеся должны овладеть умениями:
личностными:
оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от изучаемых изделий ДПТ;
самостоятельно определять и объяснять общие для всех людей самые простые правила поведения, свои чувства и ощущения от увиденного, уметь рассуждать;
делать правильный выбор при совершении какого-либо поступка;
метапредметными:
определять цель работы на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя;
готовить рабочее место и выполнять практическую работу по образцам;
с помощью шаблона выполнять контроль точности разметки деталей;
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания из различных источников;
делать выводы в результате работы;
сравнивать и группировать предметы и образы;
предметными:
знать виды материалов, их свойства и названия;
знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления несложных изделий.
Ресурсное обеспечение для учителя:
1.Е.Каминская «Мягкие игрушки своими руками» ООО Издательство «Эксмо» 2013г.
2. Эдина Штратман «Милые игрушки из носков» ООО «Издательство АСТ» 2013 г.
3.Фуми Камидзе « Забавные зверята» ООО «Издательство Группа «Азбука-Аттикус» «Махаон» 2012 г.
4. Н.М Конышева «Технология: Чудесная мастерская» учебник для 2 класса; Издательство «Ассоциация ХХI век» 2004,2009
5. Н.М Конышева «Технология: Чудесная мастерская» учебник для 3 класса; Издательство «Ассоциация ХХI век» 2004,2009
6. Н.А Цирулик, Г.Э.Цирулик, С.И Хлебникова «Бумажные фантазии» учебник «Технология.Умные руки» 1 класс Издательство «Учебная литература» 2011г.
7.Е.А. Румянцева «Праздничные открытки» ООО Издательство «Айрис-пресс 2005 г.
8.А.А.Гарматин «Оригами- чудеса из бумаги» ИД «Владис» 2011г.
9.Л.Ю.Кулакова «Цветы из бумаги» ООО « Аст-пресс книга» 2013 г.
10.Электронные ресурсы. Работа с тканью. http://www millionpodarkov.ru./podelki/podelki-na-urokah-truda-v-nachalnoj-shkole-dekorativnye-frukty.htm;
11. Электронные ресурсы. Уроки труда в начальных классах. http://parohod/ kd/trud/page/8/;