Рабочая программа по внеурочной деятельности Умелые ручки 2 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» для 2 класса составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции от 31 декабря 2015 №1576;
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней школы №26 имени А.С. Пушкина», принятого педагогическим советом 30 августа 2016 года, в ред. от 30.08.2016, приказ № 162-ОД;
Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней школы №26 имени А.С. Пушкина» города Смоленска на 2016-2017 учебный год, утверждённого приказом от 30.08.2016 № 162-ОД;
Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих учебных программ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №26 имени А.С. Пушкина», утверждённого приказом от 29.08.2014 приказ №96-ОД, в ред. от 30.08.2016, приказ № 162-ОД.
авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.)
Программа курса «Умелые ручки» представляет систему художественно-эстетических занятий для детей. Она реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Данная программа ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
Задачи:
Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
Умение выделять признаки и свойства предмета;
Умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;
Практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
общая характеристика учебного предмета
Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями являются:
практико-ориентированная направленность содержания обучения;
применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов .МЕСТО УЧЕБГОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На практике эти задачи реализуются через занятия кружка «Умелые ручки». Программа ориентирована на обучающихся 2-х классов (8 – 9 лет) . В учебном плане на изучение кружка «Умелые ручки» отводится 2 часа в неделю (70 часов в год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
МетапредметныеОвладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска , сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый раздел УЧИМСЯ РАЗМЫШЛЯТЬ определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
1. Принимаем участие в коллективном обсуждении конструкции, рассматривая образец изделия в сборе.
Сравниваем технический рисунок и эскиз развертки с образцом изделия, различаем на графических изображениях линии контура, разреза внутри контура, линии сгиба, размерные и выносные.
Самостоятельно подсчитываем габаритные размеры по имеющимся частным, определяем величину необходимой заготовки. Ищем зависимость размеров конусообразной детали от величины части используемого круга.
2. Коллективно обсуждаем технологию изготовления изделия, обосновывая выбор и чередование операций, заменяем трудоемкие операции на более простые без ущерба для качества работы.
3. Перечисляя необходимый инструментарий, выделяем правила безопасной работы, требующие их соблюдения на конкретном уроке.
Различаем рабочие части у инструментов: грифель у карандаша, тонкая грань у фальцовки, грань со шкалой у линейки, полотно с режущим краем у ножа и ножниц, острие у иглы и булавки, щетинка у кисточки, игла у шила.
Обосновываем план оснащения рабочего места.
4. Осознанно выбираем для изготовления изделий материалы: коробочный, переплетный и цветной картон, коленкор, цветная бумага для аппликаций, бархатная бумага.
Белая, набивная и гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, тесьма «вьюнок», катушечные нитки № 40 и, 50, мулине.
Силикатный клей, ПВА, природные минеральные материалы: ракушки, скорлупа яиц.
Второй раздел программы ГОТОВИМСЯ К ПРАКТИЧЕСКОИ РАБОТЕ :1.Самостоятельно размещаем на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь.
Выбираем в соответствии с заданием материалы нужного вида, фактуры и размеров.
Проверяем исправность инструментов.
Готовим необходимые приспособления.
3 раздел УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ НОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
Швы: “вперед иголку”, “стебельчатый”, “через край”.
Фальцовка
Мозаика, приемы скручивания «торцовочки»
Тонирование, штампование
Приемы обклейки сблокированных коробков
4 раздел У НАС ПОЛУЧАЮТСЯ КРАСИВЫЕ ИЗДЕЛИЯ определяют круг операций, осваиваемых на занятиях, и перечень рекомендуемых изделий.
Хозяйственные принадлежности
Однослойная прихватка.
Именная карточка
Для оборудования рабочего места
Складная коробка для отходов.
Игрушки для себя и друзей
Объемные игрушки из природных материалов.
Игрушки из спаренных спичечных коробков.
Игрушки из “киндер-сюрпризов”.
IV. Сувениры
Оригами. “Лебедь и утка”.
Оригами. “Цветы”.
Обрывная аппликация “Дельфин”.
Объемная аппликация “Рыбка”.
Мозаика из обрывных кусочков.
Мартинички – человечки из ниток (декор работы).
Куколки-головки из целой яичной скорлупы.
Пасхальные сувениры из скорлупы.
Изготовление записной книжки.
Панно на основе пришитых пуговиц.
V. Все для праздника
Игрушки из бумажных полосок.
Елочная подвеска из гнутых полос.
Объемные ребристые игрушки из повторяющихся деталей.
Новогодние подвески из конуса.
Композиция на тему “Мастерская Деда Мороза”.
Праздничная открытка “Зайчик”.
Последний раздел программы ЗА ГОД МЫ УЗНАЛИ НОВЫЕ СЛОВА является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на занятии усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. учащемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им делают, какие у него есть «родственники»?»
В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам обрабатываемого материала: эту задачу учитель решает сам. Однако желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы ~ изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная
групповая
выставка
Основной вид занятий– практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Вариативный набор модулей
1. Трудовая деятельность людей.
2. Изготовление изделий из бумаги и картона.
3. Изготовление изделий из природного материала.
4. Декоративное оформление предметов быта.
5. Процесс труда.
6. Ремонт книг.
7. Сборка моделей и макетов.
8.Обработка ткани
9.Уход за одеждой.
10. Изготовление изделий из бумаги и фольги.
Опираясь на опыт работы, учитывая региональные особенности, национальные традиции, возможности школы, считаю возможным внести некоторые коррективы в изучение учебного материала:
Убрать модуль «Уход за одеждой». «Трудовая деятельность людей» заменить на экскурсию в парк.
Модуль «Обработка ткани» назвать « Изготовление изделий из текстильных материалов», т. к. в него включаю работу с остатками пряжи, кусочками меха, кожи, нитками.В последнее время появилось много полимерных материалов, которые выбрасываются, засоряя окружающую среду, или хранятся дома мертвым грузом, но для уроков технологии являются прекраснейшим материалом для поделок (это и упаковки от цветов, от подарков, пластиковые пузырьки от моющих средств и продуктов питания, капсулы от киндер-сюрпризов, пенопласт, поролон и др.). Поэтому считаю рациональным ввести новый модуль « Изготовление изделий из пластичных материалов» вместо«Изготовление изделий из бумаги и фольги».
Тематический план 2 класс
Тема Количество часов
Изготовление изделий из бумаги и картона. 27
Изготовление изделий из природного материала. 13
Декоративное оформление предметов быта. 6
Процесс труда. 2
Ремонт книг. 2
Сборка моделей и макетов. 2
Изготовление изделий из текстильных материалов. 12
Изготовление изделий из пластичных материалов. 5
Экскурсия 1
итого 70часов
2 класс
1 четверть (16 ч):
•        Аппликация из целых и рассеченных листьев на картоне.
•        Объемные игрушки из природных материалов.
•        Композиции из семян.
•        Складная коробка для отходов.
•        Оригами. “Лебедь и утка”.
•        Оригами. “Цветы”.
•        Обрывная аппликация “Дельфин”.
•        Объемная аппликация “Рыбка”.
•        Мозаика из обрывных кусочков.
2 четверть (14 ч):
•        Аппликация из геометрических фигур “Ежик”.
•        Объемная аппликация “Аквариум”.
•        Аппликация с использованием симметричных изображений.
•        Игрушки из бумажных полосок.
•        Елочная подвеска из гнутых полос.
•        Объемные ребристые игрушки из повторяющихся деталей.
•        Новогодние подвески из конуса.
•        Композиция на тему “Мастерская Деда Мороза”.
3 четверть (22 ч):
•        Швы: “вперед иголку”, “стебельчатый”.
•        Салфетка, вышитая стебельчатым швом.
•        Швы: “вперед иголку”, “через край”.
•        Однослойная прихватка.
•        Однослойная прихватка (отделка работы).
•        Мартинички – человечки из ниток.
•        Мартинички – человечки из ниток (декор работы).
•        Куколки-головки из целой яичной скорлупы.
•        Пасхальные сувениры из скорлупы.
•        Праздничная открытка “Зайчик”.
4 четверть (18ч):
•        Игрушки из спичечных коробков.
•        Игрушки из спаренных спичечных коробков.
•        Игрушки из “киндер-сюрпризов”.
•        Изготовление записной книжки.
•        Декоративная отделка записной книжки.
•        Пришивание пуговиц. Панно на основе пришитых пуговиц.
•        Творческая работа “Художественные образцы из готовых форм”.
Календарно – тематическое планирование «Умелые ручки» 2 класс
№ п/п Дата проведения
2а, 2б, 2в,2г, 2д Наименование раздела Тема урока Основные термины и понятия
план факт 1 четверть (16 ч)
1 5-9.09 Процесс труда.(1ч)
Вводный урок.Повторение правил техники безопасности.
Правила безопасной работы. Материалы и инструменты.
2 5-9.09 Экскурсия (1 ч) Экскурсия в парк за природным материалом Опавшие листья, созревшие плоды, сухие ветки
3 12-16.09 Изготовление изделий из природного материала.(4ч) Сортировка и закладка на хранение собранного материала Правила хранения, засушивания, сортировка по видам и размерам
4 12-16.09 Аппликация из листьев Засушенные листья, природный материал
5 19-23.09
Объемные игрушки из природных материалов. Пес Барбос 6 19-23.09
Объемные игрушки из природных материалов. Пес Барбос 7 26-30.09 Изготовление изделий из бумаги и картона. (2 ч) Складная коробка для отходов Способ деления прямоугольника на три части без линейки, фальцовка, складывание
8 26-30.09 Подставка под кисточку Жесткая пластичная бумага, конструкция
9 03-07.10 Декоративное оформление предметов быта. (2 ч) Стаканчик для инструментов из баночки, обтянутой шпагатом Шпагат, грунтовка банки, фактура
10 03-07.10 Стаканчик для инструментов из баночки, обтянутой шпагатом 11 10-14.10 Изготовление изделий из бумаги и картона. (4 ч) Выпуклые бумажные аппликации из гнутых деталей Фальцовка, сгибание бумаги
12 10-14.10 Выпуклые бумажные аппликации из гнутых деталей 13 17-21.10 Мозаичные выпуклые аппликации Мозаика, приемы скручивания «торцовочки»
14 17-21.10 Мозаичные выпуклые аппликации 15 24-28.10 Декоративное оформление предметов быта (2 ч) Окрашивание бумаги сухим тонирование и штампованием Окрашивание, тонирование, штампование, конструкция самодельного тампона
16 24-28.10 Окрашивание бумаги сухим тонирование и штампованием 2 четверть (14 ч)
17 07-11.11 Изготовление изделий из бумаги и картона. (2 ч) Складные рамочки для настольных картин и фотографий Приемы складывания
18 07-11.11 Складные рамочки для настольных картин и фотографий 19 14-18.11 Изготовление изделий из бумаги и картона. (5 ч) Картонный поднос – сет, украшенный геометрической аппликацией Поднос – сет, способы разметки симметричных геометрических фигур
20 14-18.11 Картонный поднос – сет, украшенный геометрической аппликацией 21 21-25.11 Именная карточка с надписью по трафарету Трафарет, ламинирование22 21-25.11 Изготовление изделий из природного материала. (2 ч) Рождественская звезда их соломки Рождественская звезда, соломка, инструкция
23 28.11-02.12 Рождественская звезда их соломки 24 28.11-02.12 Изготовление изделий из бумаги и картона. (7 ч) Елочная подвеска «Звездочка» из гнутых полос 25 05-09.12 Картонная елочная подвеска «Дед Мороз» с отделкой из ваты 26 05-09.12 Картонная елочная подвеска «Дед Мороз» с отделкой из ваты Пластичность, эластичность
27 12-16.12 Подвеска «Воротник Пьеро» Рисунок на кальке, разметка
28 12-16.12 Бусы из трубочек к карнавальному костюму Гофрированная бумага, отделка
29 19-23.12 Детали карнавального костюма – корона Снежной королевы Правила разметки, выкройка, контур
30 19-23.12 Детали карнавального костюма – шапочки – маски зверей Разметка, линейка
3 четверть (22 ч)
31 09-13.01 Фигурки из бумажных салфеток: простой карман Алгоритм складывания
32 09-13.01 Фигурки из бумажных салфеток: карман с отворотом 33 16-20.01 Изготовление изделий из текстильных материалов.(9 ч) Салфетка, вышитая стебельчатым швом Правила безопасной работы. Материалы и инструменты.
Стебельчатый шов
34 16-20.01 Салфетка, вышитая стебельчатым швом 35 23-27.01 Салфетка, вышитая стебельчатым швом 36 23-27.01 Кукла - перчатка Выкройка, шов «ручная строчка»
37 30.01-03.02 Кукла – перчатка 38 30.01-03.02 Кукла – перчатка 39 06-10.02 Кукла - перчатка 40 06-10.02 Мартишоры – человечки из ниток Мартишоры, трикотажное полотно
41 13-17.02 Мартишоры – человечки из ниток 42 13-17.02 Изготовление изделий из бумаги и картона. (2 ч) Праздничная открытка «Георгин» Конус, квадрат, схема
43 20-24.02 Праздничная открытка «Георгин» 44 20-24.02 Изготовление изделий из природного материала. (4 ч) Куклы – головки из цельной яичной скорлупы Конус, разметка
45 27.02-03.03 Куклы – головки из цельной яичной скорлупы 46 27.02-03.03 Пасхальные сувениры из скорлупы Пасха
47 06-10.03 Пасхальные сувениры из скорлупы 48 06-10.03 Сборка моделей и макетов.(2ч) Игрушки из спаренных спичечных коробков Приемы обклейки сблокированных коробков
49 13-17.03 Игрушки из спаренных спичечных коробков 50 13-17.03 Изготовление изделий из пластичных материалов.(5ч) Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов Полуфабрикаты из металла, стекла, пластмасса
51 20-24.03 Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов 52 20-24.03 Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов 4 четверть (18 ч)
53 03-07.04 Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов Полуфабрикаты из металла, стекла, пластмасса
54 03-07.04 Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов 55 10-14.04 Декоративное оформление предметов быта (2 ч) Окрашивание бумаги набрызгомПриспособление, красильная камера,  набрызг, конструкция,
56 10-14.04 Окрашивание бумаги набрызгом57 17-21.04 Изготовление изделий из бумаги и картона. (5 ч) Гофрированная кукольная шляпка Гофрированная бумага
58 17-21.04 Гофрированная кукольная шляпка 59 24-28.04 Выпуклая аппликация с деталями оригами Приемы складывания оригами
60 24-28.04 Картонное кружево Гофрированный картон, контурный узор
61 01-05.05 Картонное кружево 62 01-05.05 Изготовление изделий из текстильных материалов.(3 ч) Суперобложка из ткани для книги Шов «ручная строчка», разметка, выкройка
63 08-12.05 Суперобложка из ткани для книги 64 08-12.05 Суперобложка из ткани для книги 65 15-19.05 Изготовление изделий из природного материала.(3 ч) Объемные игрушки из природных материалов Ватный тампон, шишки, пластилин
66 15-19.05 Объемные игрушки из природных материалов 67 22-26.05 Объемные игрушки из природных материалов 68 22-26.05 Ремонт книг (2ч) Ремонт книг Ремонт книг из школьной библиотеки.
69 29-31.05 Ремонт книг 70 29-31.05 Процесс труда Выставка работ. 2-й класс
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности “Умелые ручки” во 2-м классе обучающиеся должны знать:
•        названия материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;
•        правила:
–        безопасности труда при работе с ручным инструментом;
–        разметки по шаблонам, линейке, угольнику с применением циркуля;
–        сгибания бумаги и картона по линиям разметки;
–        резания ножом с помощью пальцев и линейки;
•        приемы соединений (разъемные, не разъемные).
Обучающиеся должны уметь:
•        соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
•        составлять план предстоящей работы;
•        обрабатывать ручными инструментами различные материалы;
•        изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;
•        экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, оборудованию.
Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:
•        под руководством учителя читать графическую инструкционную карту, сравнивать ее данные с образцом изделия;
•        самостоятельно:
–        размещать на рабочем месте инструменты индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический инвентарь, проверять исправность инструментов;
–        выбирать заготовки нужного размера, цвета, фактуры.
ПЕРЕЧЕНЬ
учебно-наглядных пособий и учебного оборудования
Инструменты и приспособления
Простой карандаш ТМ, М, 2М; фальцовка, линейка измерительная, угольник, циркуль, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, макетный и переплетный ножи, кисточка для клея и красок, иголки швейные для вышивания и для штопки, портновские булавки, круглое и трехгранное шило.
Шаблоны, контрольные копии рисунков на кальке, , металлические скобы для сшивания бумаг, степлер, распылитель для окрашивания бумаги, , пяльцы, трафареты букв.
Материалы
Бумага цветная для аппликаций, крепированная, калька копировальная, цветная, окрашенная в массе, ватман, самоклеящаяся бумага; картон переплетный, цветной, упаковочный гофрированный.Ткань — лоскут гладкокрашеный и набивной хлопчатобумажный и льняной, обрезки драпа. Вата, обрезки ватина, тесьмы, эластичной ленты, старых кружев, сутажа. Нитки швейные белые, черные и цветные № 50, мулине, для штопки.
Проволока тонкая мягкая.
Клей ПВА, силикатный.
Поролон, пенопласт, полимерная пленка.
Растительные природные материалы: корни, стебли, соломка, листья, плоды, цветы, соцветия, семена, лепестки.Полуфабрикаты, бросовые материалы: катушки деревянные, картонные шпули, спичечные коробки, яичная скорлупа, металлизированная бумага от упаковок сигарет, бумага от настенных календарей, шерстяная деформированная пряжа от старых трикотажных изделий, пластмассовые обложки от книг, полимерные упаковки от цветов, елочный «дождик», искусственная кожа от старых сумок.
Переводные картинки.
Коллекции
Хлопок (для начальной школы), лен (для начальной школы), шерсть (для начальной школы), шелк (для начальной школы), коллекция древесных пород.Перечень учебных материалов.
Для учителя
3. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. — М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
4. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации. — М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.