Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему «Ю. Коринец «Март», А.Плещеев «Песня матери»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №28» г. БЕЛГОРОДА





Урок литературного чтения во 2 классе
«Ю. Коринец «Март», А.Плещеев «Песня матери»»





Выполнила:
Ежеченко Яна Вячеславовна,
учитель начальных классов




БЕЛГОРОД - 2016


Цели:
создать условия для ознакомления учащихся с произведениями А.Плещеева «Песня матери», Ю. Коринец «Март»;
обеспечить восприятие и осмысление учащихся изучаемых произведений; способствовать развитию навыка выразительного осознанного чтения,
развивать умение анализировать прочитанное произведение,
способствовать развитию выразительной речи учащихся; развитию самооценке;
воспитывать чувство любви и уважения к родным людям, быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к окружающим.
УУД
Познавательные УУД:
1) формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
4) формировать умение ориентироваться на развороте учебника и рабочей тетради;
5) формировать умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
 
Коммуникативные УУД:
1)формировать умение слушать и понимать других;
2)формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формировать умение работать в паре, группе.
 
Регулятивные УУД:
1) формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
 
Личностные УУД:
1) формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.






Ход урока:
Учитель:
Дети:

Эмоциональный настрой.
Я желаю вам, ребята:
На уроке не скучать,
Не лениться, не зевать
Быть активными и дружными,
Любознательными и послушными.
Ждет в конце урока всех
Его Величество Успех!
Речевая разминка.
а) дыхательные упражнения «Воздушный шарик», «Свечка»;

б) артикуляционная разминка: «Маятник», «Кисточка», «Иголочка», Улыбочка – трубочка».

в) дикционные упражнения:
Дни заметно посветлели,
Стали больше и теплей,
С крыш закапали капели,
Зачирикал воробей!
1 ряд – вопросительно, 2 ряд – сказочно, 3 ряд – восторженно.

3. Проверка д/з
чтение рассказа Л. Толстого «Сыновья», с использованием игры «Зрители, актеры, критики»;
чтение по ролям стихотворения «Дедушка»;
4. Работа над новым материалом
Представьте темную ночь, себя на месте своей мамы, у вас маленькая дочка или сынок.
Какую колыбельную песню вы ей споете? Как?
К о н к у р с «Дочки-матери».


Послушайте музыкальный отрывок со старой пластинки и попробуйте догадаться, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке.
(Звучит песня «Добрая сказка» - композитор А.Пахмутова, слова Н. Добронравова.)


-Как вы думаете, что это за песня?

- А почему вы решили, что это колыбельная песенка?

- Какие бывают колыбельные?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Эту колыбельную, которую вы прослушали, написали композитор А.Пахмутова и поэт Н.Добронравов.

- К какому виду колыбельных она относится?

- А кто вспомнит и расскажет нам народную колыбельную.


Физкультминутка – игра: «Как мы маме помогаем» (дети повторяют слова и показывают движения)
В доме пыль мы вытираем,
И полы мы подметаем.
Перемоем чашки, ложки,
И почистим мы картошки,
А еще польем цветы
- Да вы просто молодцы!

Знакомство с новым произведением
Прочитайте внимательно 2 стихотворения на странице 86 и выберите из них колыбельную.

-Почему вы решили, что это колыбельная?

-Какая это колыбельная?
-Кто автор колыбельной?
Посмотрите на портрет и давайте узнаем несколько фактов из жизни Алексея Плещеева.
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.  Родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле. 22 декабря 1849 г. Алексея Плещеева вместе с другими петрашевцами привезли на Семеновскую площадь для казни, которая была отменена лишь в последнюю минуту. Поэт был приговорен к четырем годам каторги и ссылкой - рядовым в Оренбургский линейный батальон.
Алексей Плещеев умер в 1893 г. в Париже по пути на французский курорт. Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи. В день его похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее всякое "хвалебное слово покойному поэту".
- Давайте сравним колыбельную Михаила Юрьевича Лермонтова и Алексея Николаевича Плещеева. Чем они похожи? В чем их различие?
Прочтите колыбельную еще раз.
- Кто главный герой стихотворения? Только не спешите с ответом.
- Чье еще присутствие ощущается в стихотворении?
-Посмотрите на иллюстрацию и зачитайте строки, которые изображены на ней.
-Что означает слово «уймись». Подберите синоним к данному слову. А антоним?
















-А теперь мы поиграем в игру
Игра «Мамочка моя»
- Кто пришел ко мне с утра?.. (мамочка моя)
- кто сказал « Вставать пора»?
- Кашу кто успел сварить?
- Чаю в чашечку налить?
- Кто цветов в саду нарвал?
- Кто меня поцеловал?
- Кто ребячий любит смех?
- Кто на свете лучше всех?
- Да, я вижу, вы очень любите своих мам.
- Какие растения первыми дарят нам свою красоту и сообщают о весне?
- Какое дерево первым зацветает?
Знакомство со 2 произведением
-Давайте прочтем стихотворение Юрия Коринеца «Март».
1 ряд прочтет и выполнит задание в р.т.
2 ряд прочтет в парах и запишет ласковые слова для мам на листочках
3 ряд прочтет стихотворение в 4-ках и представит нам его.
-Кто главный герой этого стихотворения?
-А кого будет поздравлять малыш?
-Как вы поздравляли своих мам?

5. Итог урока
- О ком мы сегодня говорили на уроке?
- С какими произведениями познакомились?
-Какое растение первым расцветает к 8 марта?
- Почему второе стихотворение называется «Песня матери»?



6. Вашим д/з станет выучить стихотворение «Песяня матери» наизусть

7. Рефлексия
- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Что понравилось больше всего?












































- Сегодня на уроке мы будим говорить о маме, о сказке, о колыбельных.



-Колыбельная.

-Она очень плавная, мягкая, протяжная

- Народные и авторские.

-У авторской есть автор, а у народной- нет.




- Это авторская колыбельная


(Один из учеников исполнят народную колыбельную.)












Дети читают и определяют, что это произведение А.Плещеева «Песня матери»

-Она плавная, протяжная, ее можно петь.
-Авторская.
-Алексей Плещеев.






























( Ответы детей)




-Мама.

-Ребенка

(Дети читают строки стихотворения)

перестать шуметь, кричать, плакать и т. п.; успокоиться.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 

-Разбушеваться, разъяриться












(дети называют их)

-Верба.



Проверить выполнение
Проверить выполнение
Проверить выполнение


- Ребенок
-Маму.
Ответы детей.


- О маме.
Ю. Коринец «Март», А.Плещеев «Песня матери»
- Первым растением расцветает верба.
Потому что мать поет колыбельную ребенку.