Конспект урока по литературному чтению 4 класс Тихая моя Родина Н. Рубцов

Дата: _______________

Тема: «Тихая моя родина». Стихотворение Николая Рубцова.
Цели урока:

Познакомить учащихся со стихотворением «Тихая моя родина» - программным в творчестве Н. Рубцова.
Выявить художественный мир произведения – образ малой родины поэта.
Определить авторскую позицию в произведении.
Сформировать мысль о роли малой родины в жизни ученика, в жизни каждого человека.
Развивать память, речь, мышление.
Воспитывать любовь к поэзии; чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: презентация, учебники, рабочие тетради, листочки


ХОД УРОКА

I. Тема урока – название стихотворения – вынесена на доску.

Словарная работа
1). О чем пойдет речь на уроке? (о родине)
- Слово родина может быть употреблено в двух значениях. Каких?
(в большом значении – Россия, в малом – место, где человек родился)
- О каком значении пойдет речь? (слово в малом значении, место, где родился поэт – моя родина)
- Придумайте ряд однокоренных слов к слову родина. Оформите их как эпиграф урока.

Родина – родился,
родители, родной,
родственники,
родня, род

2). Запишите ряд ключевых слов – понятий, который образуют вашу родину, понятий, главных для вас, дорогих сердцу конкретных предметов, обозначающих людей, место, где вы любите бывать, деталей пейзажа.
Ученики:
Мама – дом – семья – деревня бабушки – река
Родители – друзья – школа – парк отдыха – цветы
Мама – беседка в саду – березы – река - друзья в школе и т. д.

Вывод: общими для многих учащихся будут слова: мама, река, школа

II. Прослушивание текста стихотворения.

1). Какой эпитет употребляет автор в обращении к своей родине?
- Тихая.
2). Слово встречается в тексте 5 раз (тихая, тихо, тихо, тихо, тихая). Почему оно необходимо поэту?
- В деревне тихо. Людей мало. Кругом тишина.
- В минуты, когда тихо, когда кругом тишина, автор задумывается о своей родине, о себе.
3). Стихотворение имеет посвящение: В. Белову.
Василий Белов – известный русский писатель. В одном из своих рассказов именно он употребил эти слова «тихая моя родина». Николая Рубцов специально обратился к нему с просьбой разрешить использовать их в стихотворении.
4). Где же она, малая родина поэта?
Слайд № 1. К северу от Москвы – Вологда. От Вологды по реке Сухоне к старинному русскому городу Тотьме. 90 километров от Тотьмы в глубь лесов к маленькой речке Толшме. На берегу реки село Никольское, или Никола, как говорят местные жители. Здесь прошли детские годы Николая Рубцова. Здесь он закончил 7 классов школы. В 14 лет он уехал из деревни. Вернулся в родную деревню через 8 лет.
Слайд № 2. Фотографии детства Коли Рубцова. Группа детдомовцев у здания школы. Ясноглазый мальчик среди одноклассников. Похвальная грамота за хорошую учебу.

III. Работа по тексту стихотворения.

1). Давайте мы с вами как будто вслед за поэтом войдем в деревню Николу – малую родину поэта. Старая дорога шла в Никольское через реку, мост. Далее – дорога в гору:

С моста идет дорога в гору,
А на горе – какая грусть –
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь.

В первых строчках – детали пейзажа: ивы, река соловьи.
Родина поэта начинается с реки. Это естественно: река – главное в жизни деревенских мальчишек.
2). Поднимаемся в гору, к развалинам храма. Когда-то здесь, рядом с церковью, было кладбище. Но после того как церковь разрушили, хоронить на кладбище запретили. Его перенесли на другой берег реки, в низкое, заболоченное место. Поэтому следующие строки:
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

3). Наше внимание обращено на Никольский храм.
Следующие слайды презентации «Разрушенный храм».
Видим оставшиеся целыми своды, изображения апостолов (по ним когда-то стреляли, в глаза целились!), круглое отверстие вверху.
И стихотворная строчка:
Купол церковной обители яркой травою зарос.

4). Следующие строки – и снова недоумение поэта. Снова перемены:

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал.
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Река Толшма возле села Никольского делает крутые повороты. Ее извилистое русло хорошо видно на фотографиях. Слайды № 5-8
В пятидесятые годы вблизи села шла заготовка древесины. Целую зиму заготавливали бревна, укладывали их на берегу реки. С весенним половодьем начинался сплав: бревна плыли по реке, пока не попадали в реку Сухону. Очень часто там, где берега были извилистые, возникал затор – бревна наползали друг на друга, перегораживали реку. Вот поэтому и был вырыт между речными изгибами канал.
Тина теперь да болотина
Там, где купаться любил.

5). Увидел вернувшийся поэт все перемены в родной деревне. Перемены вроде бы печальные. Но каково его настроение? Ищем ответ в тексте.

Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Радость встречи с родиной велика. Перед поэтом проходят дорогие сердцу картины: школа, тот же зеленый простор, забор, на котором когда-то сидел, словно ворона. Поэт возвращается в страну детства, где не было никаких печалей и бед.

6). Каковы же детали тихой родины Николая Рубцова?
Ивы - река – соловьи – мама – храм – избы – школа.
Почему этот ряд похож на ваш?
Это вечные понятия. Они почти у всех одинаковы.

IV. Какова же основная мысль стихотворения? Она в последних четверостишиях. Поэт уедет из деревни, он живет теперь далеко. Но каким бы далеким ни был путь, «речка за мною туманная будет бежать и бежать».

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Изба на земле, гром в небе. Земная и небесная жизнь слиты воедино. И эпитеты: связь эта жгучая, смертная. Даже самая жгучая и самая смертная.

Вывод:

Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет поддерживать его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем.
Невозможно прожить без таких слов: родина, родился, родители, родня, родной.

Д/З: выучить стихотворение наизусть.







15