Урок по литературному чтению на тему Н. Рубцов. Тихая моя Родина (4 класс)


Цели урока:
Познакомить учащихся с произведение Н. М. Рубцова «Тихая моя родина»
Показать художественный мир произведения – образ малой родины поэта.
Определить авторскую позицию в произведении.
Сформировать мысль ученика о роли малой родины в его жизни и в жизни каждого человека.
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Колонки
Запись песни «Тихая моя Родина» на стихи Н.М. Рубцова, музыка
В. Ветрова в исполнении вокального трио «Реликт».
5. Репродукция русского художника А.М. Васнецова «Родина».
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания
Стихотворение Н. М. Рубцова «Берёза» дети читают наизусть
2. Организационный момент. (Слайд 1)
Учитель:
- Прочитайте эпиграф к уроку: (Слайд 2)
Это ты, моя
Русь державная,
Моя Родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
И.С. Никитин
Учитель:
- О чем говорится в этих строках?
Сегодня мы на уроке будем говорить о России, о ее красоте, о любви к ней русских поэтов, о Н.М. Рубцове, с биографией которого мы познакомились на прошлом уроке.
- Слово Родина можно употребить в двух значениях. Каких?
(в большом значении – Россия, в малом – место, где человек родился)
В каком значении слово Родина употреблено в стихотворении
И. С. Никитина? Докажи.
- В большом значении
- Придумайте ряд однокоренных слов к слову родина.
Родина – родился,
родители, родной,
родственники,
родня, род (слайд 3)
- Назовите ключевые слова– понятия, которые образуют Вашу Родину, дорогие сердцу предметы, место, где вы любите бывать.
Ученики:
Мама – дом – семья – село бабушки – озеро
Родители – друзья – школа – любимая тропинка в лесу – цветы
Мама – беседка в саду – береза – река - друзья в школе и т. д.
Вывод: общими для многих учащихся будут слова: мама, река, школа
3. Работа по репродукции картины А. М. Васнецова «Родина» (слайд 4)
1. Рассматривание картины.
Учитель:
- Перед вами репродукция картины известного русского художника А. М. Васнецова «Родина».
- Какие мысли и чувства возникли при рассматривании ее?
2. Беседа с учащимися.
- Почему автор дал название своей картине «Родина»?
- Что вы видите на картине?
- Что изображено на переднем плане? На горизонте?
- Какое небо перед вами? Обратите внимание на лучики солнца.
- Какие цвета использовал художник?
- Какие чувства и мысли возникли у вас , когда внимательно рассматривали картину?

4. Прослушивание текста стихотворения.
Словарно - лексическая работа (слайд 5)
Обоз - группа повозок, перевозящих груз.
Погост - сельское кладбище.
Обитель - (устар.) монастырь.
Убогая деревушка - бедная, нищенская деревушка.
Благовест - колокольный звон перед началом церковной службы

Учитель:
- Как вы думаете в каком значении слово Родина употреблено теперь в стихотворении Н. М. Рубцова «Тихая моя родина»? Почему? Докажите.
- в малом значении.
- Какие чувства во время чтения стихотворения возникли у вас: радость, восторг, сожаление, грусть? Почему?
- О чем это стихотворение?
Ученик:
- Это стихотворение о нашей Родине, родном селе, любимых уголках родного края. Автор сожалеет, что долго не был в родных местах. Ему грустно. Когда я его слушал, мне тоже было грустно и печально.
5. Анализ стихотворения.
Учитель:
- Прочитайте первое четверостишие. О чем мы узнали?
Ученик: - Мать поэта похоронена в той деревне, куда он вернулся через много лет.
Учитель
Поднимаемся в гору, к развалинам храма. Когда-то здесь, рядом с церковью, было кладбище. Но после того как церковь разрушили, хоронить на кладбище запретили. Его перенесли на другой берег реки, в низкое, заболоченное место. Поэтому здесь эти строки:
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Учитель:
- Все ли осталось по- старому, как и в детские годы поэта?
Ученик:
- Нет, в тихую обитель поэта постепенно входит прогресс: нет реки, «где я плавал за рыбами», здесь уже гребут сено. Появился канал.
Учитель:
- Радуют ли поэта новшества которые произошли с его деревней?
Ученик:
- Поэт не приемлет нововведения. Природа запущена и заброшена человеком.
Учитель:
- Прочитайте, как выглядит кладбище. О чем это говорит?
Ученик:
- «Купол церковной обители // Яркой травою зарос...», деревенский погост, который поэт не может найти, - все это свидетельствует о заброшенности родных мест.
6. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения.
Учитель:
- Как автор стихотворения относится к малой родине? Подтвердите свое мнение строками из текста.
Ученик:
«...Я ничего не забыл»; «Чувствую... самую смертную связь».
Учитель:
- Назовите художественное средство, которое помогло поэту выразить свои чувства.
Ученик:
- Н.Рубцов использует эпитеты – художественные определения: речка туманная, зеленый простор, жгучая, смертная связь, ворона веселая.
Учитель:
- В стихотворении Н. Рубцов использует и повторы. Авто специально повторяет эпитет «тихая» . Это слово встречается в тексте 5 раз (тихая, тихо, тихо, тихо, тихая). Почему оно так необходимо поэту?
Ученик:
- В деревне тихо. Людей мало. Кругом тишина.
- В минуты, когда тихо, когда кругом тишина, автор задумывается о своей родине, о себе.
Дважды повторяет строку «Тихо ответили жители».
С какой целью?
Ученик:
Автор пользуется повторами , чтобы подчеркнуть, что, несмотря на все перемены, происходящие в деревне, в памяти его она останется такой, какой он видел ее в детстве
Учитель:
Следующие строки – и снова недоумение поэта. Снова перемены:
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал.
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Река Толшма возле села Никольского делает крутые повороты.
В пятидесятые годы вблизи села шла заготовка древесины. Целую зиму заготавливали бревна, укладывали их на берегу реки. С весенним половодьем начинался сплав: бревна плыли по реке, пока не попадали в реку Сухону. Очень часто там, где берега были извилистые, возникал затор – бревна наползали друг на друга, перегораживали реку. Вот поэтому и был вырыт
между речными изгибами канал.
Тина теперь да болотина
Там, где купаться любил.
Учитель:
Увидел вернувшийся поэт все перемены в родной деревне. Перемены вроде бы печальные, но каково его настроение? Ищем ответ в тексте.
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Радость встречи с Родиной огромна. Перед поэтом проходят дорогие сердцу картины: школа, тот же зеленый простор, забор, на котором когда-то сидел, словно ворона. Поэт возвращается в страну своего детства, где не было никаких печалей и бед.
Учитель:
Каковы же детали тихой родины Николая Рубцова?
Ивы - река – соловьи – мама – храм – избы – школа.
Почему этот ряд похож на ваш?
Это вечные понятия. Они почти у всех одинаковы.
Учитель:
Какова же всё - таки основная мысль стихотворения? Она в последних четверостишиях. Поэт уедет из деревни, он живет теперь очень далеко. Но каким бы далеким ни был путь, «речка за мною туманная будет бежать и бежать».
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Учитель:
- Проанализируйте строфическую организацию стиха.
Ученик:
- В стихотворении автор использует четверостишие и перекрестную рифму. Рифмуются первая и третья строки, вторая и четвертая. Например: деревянная – туманная, уезжать – бежать.
Учитель:
- Прочитайте самостоятельно стихотворение, поработайте над выразительностью чтения: выделите логические ударения, укажите паузы, обратите внимание на знаки препинания, подумайте, каким тоном читать это стихотворение.
Прослушивание аудиозаписи песни Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина», музыка В. Ветрова в исполнении вокального трио «Реликт».
7. Итог урока
Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет держать его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем. Невозможно прожить без таких вроде бы простых слов: Родина, родился, родители, родня, родной.
8. Домашнее задание : выучить стихотворение наизусть, работа в тетради.