Формирование фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями

Тема: «Что такое звук и как с ним подружиться?»
(Формирование фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями)
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по организации работы над формированием фонематического восприятия в условиях семьи, познакомить с особенностями развития фонематического восприятия в норме и с отклонениями в речевом развитии.
Задачи:
Выявить представления родителей о понятии «фонематический или фонематическое восприятие» и мнение о правильном звукопроизношении или наличии дефекта у своего ребёнка.
познакомить с возрастными особенностями формирования фонематического восприятия.
вооружить родителей теоретическими и практическими навыками по теме.
Дать рекомендации родителям по организации работы по формированию фонематического восприятия.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
Анкетирование (в письменном виде предварительно или устно в начале семинара)
Теоретическая часть
Практическая часть (проведение игр, упражнений, тренингов по теме)
Рекомендации
Список литературы
Анкетирование
Ваши впечатления о речи ребёнка (чистая речь, речь с плохим звукопроизношением, малопонятная речь)______________________
Ваше отношение к речевому дефекту__________________________
Отношение самого ребёнка к дефекту__________________________
Испытывает ли ребёнок затруднения в общении?________________
Присутствует ли в речи искажение слов?_______________________
Ваши представления о фонематическом восприятии_____________
__________________________________________________________________________________________________________________________

Теоретическая часть
Фонематический слух или фонематическое восприятие – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:
недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды Но слова – речевые звуки – с самого рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получения информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Способность дифференцировать на слух все звуки речи у нормально развивающихся детей формируется к двум годам. В возрасте 4 – 5 лет дети начинают анализировать, из каких звуков состоит родной язык.
У некоторых детей при нормальном физическом слухе может быть недостаточно сформирован слух фонематический. Например, одинаково воспринимаются слова, отличающиеся одним звуком (крыша - крыса, дочка – точка).
Нарушение различения звуков наблюдается при разных видах речевых нарушений. Нередко эта несформированность фонематического слуха обусловлена:
- нарушением слухоречевого внимания;
- небольшим объёмом слухоречевой памяти;
Трудностями поиска и удержания необходимой для произношения звука артикуляционной позиции, например: звуки [р] и [л], свистящие и шипящие.
Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Для правильного произнесения звуков необходимо уметь различать их.

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов, что в свою очередь приведёт к нарушениям письма и чтения.

Направления рабаты:
пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи;
дифференциация неречевых звуков;
различение высоты, силы, тембра голоса
умение определять направление и источник звука;
различение слов, близких по своему звуковому составу;
дифференциация слогов;
дифференциация фонем;
развитие навыков элементарного звукового анализа.







Практическая часть
1. Развитие слухового внимания. Развитие неречевого слуха.
- Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки»: шум холодильника, пылесоса, стиральной машины, скрип двери и т.д. Предложите воспроизвести их.
- Предлагайте прислушиваться, как идёт дождь, шумит ветер, гремит гром, едет машина, летит самолёт и т.п.
- покажите ребёнку различные музыкальные инструменты (игрушки). Например, барабан, бубен, колокольчик. Продемонстрируйте, как они звучат. Затем предложите ребёнку отвернуться и догадаться, на каком инструменте вы играете.
- Обсудите, какие звуки издают разные животные.
- Игра «Тихо – громко»
Цель: дифференциация тихих и громких звуков.
Ход игры: Показать ребёнку игрушку, после этого он выходит из комнаты. В это время вы прячете предмет, а после предлагаете ребёнку войти и начать искать игрушку. Если же ребёнок начинает искать в правильном направлении, то его поиски поощряются громкими звуками (хлопками в ладоши или громкой игрой на музыкальных инструментах). Если он удаляется от спрятанного предмета, звуки становятся тише.
- Игра «Жмурки»
Цель: научить определять направление звука в пространстве.
Ход игры: Водящему завязывают глаза. Остальные участники игры передвигаются по комнате в разных направлениях, обозначая своё место нахождения звуками (колокольчиком, хлопками и т.п.). Водящий пытается поймать их.

2. Преодоление нарушений восприятия речевых звуков
При выполнении упражнений необходимо обращать внимание детей на то, как меняется смысл слова при замене в нём одного звука. Такое включение смысловых сопоставлений будет повышать интерес к заданиям.
- Игра «Покажи картинку»
Цель: формирование умения различать на слух минимальные пары – слова, различающиеся только одной фонемой.
Ход игры: перед ребёнком выкладывается пара картинок. Например, бочка с водой, ветка с почкой.
Виды заданий: с опорой на контекст и без контекста.
А) С опорой на контекст.
Посмотри на картинки: на первой картинке нарисована бочка с водой, на второй – распустившаяся почка.
Покажи, где бочка с водой, покажи, где распустившаяся почка.
Дай картинку, на которой нарисована бочка с водой, дай картинку, на которой нарисована распускающаяся почка.
Б) Без контекста.
Посмотри на картинки. На первой картинке нарисована бочка, на второй – почка.
Покажи, где бочка, покажи, где почка.
Дай картинку, на которой нарисована бочка, дай картинку, на которой нарисована почка.
- Игра «Выбери картинку»
Цель: формирование умения различать на слух минимальные пары – слова, различающиеся только одной фонемой.
Ход игры: каждый играющий получает один комплект картинок, например: игра – игла, рама – лама, коробок – колобок. Взрослый сообщает, что на них нарисовано, и предлагает: «Я сейчас начну говорить предложение, а ты мне поможешь его закончить. Для этого нужно будет выбрать картинку». Например, взрослый произносит: «Лото – это интересная », «Баба испекла», а ребёнок выбирает картинку, подходящую по смыслу для завершения фразы.
3. Увеличение объёма слухоречевой памяти
- Игра «Найди сюрприз»
Цель: формирование умения выполнять задания с несколькими инструкциями.
Ход игры: взрослый говорит, что он спрятал что-то интересное. Для того чтобы найти сюрприз, нужно выполнить определённые действия. Например: пойти на кухню, открыть дверцу шкафчика, найти на полке сахарницу, принести её в комнату, поставить на стол и достать сюрприз.
- Игра «Снежный ком»
Цель: формирование умения выполнять задания с несколькими инструкциями.
1-й вариант: «Собираемся в дорогу»
Ход игры: взрослый говорит: «Мы собираемся в путешествие, и нам надо положить в чемодан туалетные принадлежности»
Ребёнок продолжает: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он ещё считает необходимым взять с собой, и т.д.
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации.
2-ой вариант: «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»
Взрослый говорит: «Мы готовим завтрак, давай составим меню».
Ребёнок отвечает: «Обычно на завтрак я ем бутерброд»,
Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю». Следующий: «Я не люблю ни бутерброд, ни, я предпочитаю » и т.д.
3-й вариант: «Накрываем на стол»
Взрослый: «Давайте накроем на стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу».
Ребёнок: «Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что ещё считает необходимым, и т.д.
4-й вариант: «Собираемся на прогулку»
Взрослый: «Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги»
Ребёнок: Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то что он ещё считает необходимым, и т.д.
5-й вариант: «Ждём гостей»
Проводится аналогично варианту 4.
«К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы.» И т.д.
История с продолжением
Цель: формирование умения выполнять задания с несколькими инструкциями.
Ход игры: Взрослый начинает рассказывать историю (произносит первое предложение, например: «Слонёнок захотел узнать, как пекут хлеб»). Второй игрок повторяет то, что сказал первый, и добавляет своё предложение. Например: «Слонёнок захотел узнать, как пекут хлеб. Он пришёл к маме и спросил» и т.д.
Совет!
Для развития умения слушать и вслушиваться в речь окружающих как можно раньше надо начинать читать детям. Это не только развивает ребёнка, но и даёт возможность объединяться с близким человеком на основе общего интереса, совместного действия, способствует тёплым эмоциональным отношениям.
Уже до года малыш начинает слушать первые песенки, потешки, стихи, рассматривать в книжках картинки. В это время его больше интересуют интонации, ритмы, задаваемые стихами. Постепенно ребёнка начинают интересовать события. В 2,5 – 3 года дети уже могут внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чём в них говориться.
Надо читать ребёнку только те книжки, которые нравятся вам. Выбирайте для чтения подлинно художественные произведения. Пусть ребёнок видит, какое удовольствие доставляет чтение.
Во время чтения отвечайте только на те вопросы, которые задаёт ребёнок сам по ходу сюжета! Читайте с выражением, меняйте интонацию в зависимости от сюжета текста. Чтобы заинтриговать содержанием, делайте выразительную паузу, останавливайтесь на самом интересном месте, затем продолжайте чтение.
Когда читаете ребёнку, уберите из поля зрения игрушки и другие предметы, которые могут отвлекать его. Постарайтесь читать в тихом месте и, главное не отвлекайтесь сами.
Приучайте ребёнка слушать аудиозаписи.

3. Дифференциация звуков в самостоятельной речи
- Игра «Назови картинку»
Примечание: эту игру можно предлагать только после того, как ребёнок научится безошибочно показывать минимальные пары без опоры на контекст.
Цель: закрепление умений правильно произносить звуки в самостоятельной речи.
Ход игры: перед ребёнком выкладывается пара картинок, например: ракеты – пакеты.
Виды заданий:
- Скажи, что здесь нарисовано?
- Придумай предложение с этим словом
-Игра: «Закончи предложение»
Цель: закрепление умений правильно произносить звуки в самостоятельной речи.
Ход игры: ребёнок получает несколько картинок, например: игра – игла, рама – лама, коробок – колобок. Взрослый сообщает, что на них нарисовано, и предлагает: «Я сейчас начну говорить предложение, а ты его сам закончишь». Для этого нужно будет выбрать картинку и назвать её. Например, взрослый произносит: «Лото – это интересная », «Баба испекла». Ребёнок заканчивает предложение.
-Игра «Найди пару» (разрезные картинки)
Цель: закрепление умения правильно произносить звуки в самостоятельной речи.
Ход игры: несколько пар картинок рисунками вниз выкладывается на столе. Сначала их может быть 6-12. Затем, по мере того как ребёнок начинает быстро запоминать расположение карточек, можно постепенно увеличивать их количество.
Взрослый берёт одну картинку и называет то, что на ней нарисовано (например, дом). Ребёнок должен найти к ней пару (том) среди оставшихся карточек. Он поднимает карточку. Если на ней нарисован том, ребёнок должен правильно назвать картинки и забрать пару себе. В этом случае он получает право ещё на один ход. Если с первого раза не находит пару к картинке или неправильно называет её, он кладёт карточку на место, и ход переходит взрослому. Игра продолжается до тех пор, пока на поле не останется ни одной карточки.
- Игра в рифмы
Для противопоставления близких по звучанию звуков могут быть использованы стихи, включающие минимальные пары.
Цель: научить правильно различать и произносить близкие по звучанию слова.
Ход игры: взрослый предлагает: «Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить: ты мне постарайся их подсказать». Взрослый читает стихотворение и не договаривает одно слово в строчке. Ребёнок произносит рифму.
(В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый.)
Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребёнок не научится правильно договаривать слова самостоятельно.





Рекомендации
- Систематическая работа
- Соблюдение этапов в работе – от простого к сложному
- Использование игр и картинного материала
- Дозированность предлагаемого материала


Список литературы:
Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно. Дифференциация согласных звуков (логопедический альбом)
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
Дурова Н.В. Фонематика.