План-конспект урока по географии. ТЕМА: «Питание и режим рек. Работа реки».


ТЕМА: «Питание и режим рек. Работа реки».
ЦЕЛЬ: 1. Расширить знания учащихся о водах суши и поверхностных водах;
2. Сформировать понятие о режиме рек и питании рек;
3. Продолжать совершенствовать навыки работы с картами атласа;
4. Расширить кругозор и познавательный интерес учащихся к предмету;
5. Воспитывать уважение к окружающей природе.
Тип урока: комбинированный
Методы: вербальный рефлексии, репродуктивный, ассоциативный, проблемно-исследовательский, демонстрационный практический и др.
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что ты необходима для жизни: ты –
сама жизнь».
С. Экзюпери, французский писатель
«На Земле вода – символ движения: она течет вечно, не останавливаясь и не зная
усталости…»
Эклизе Рекию, географ.историк XIX в.
I.Организационный момент
Учитель: Добрый день! Садитесь, пожалуйста! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте всем успеха на уроке. Мы будем работать, как всегда, под девизом: «Слушать – внимательно, думать – быстро, отвечать – правильно».
II. Актуализация опорных знаний учащихся:
1. Индивидуальная работа у доски:
а) обозначить на схеме цифрами элементы реки,
в) обозначить на схеме цифрами элементы речной долины.
2. Работа с классом: игра «Светофор»:
на карте учитель называет реки, а ученики сигнализируют карточками.
Реки: Волга, Днепр, Амазонка, Нил, Конго, Миссисипи, Обь, Амударья, Янцзы, Дунай.
На доске сложить схему «Воды суши» из набора слов: залив, пролив, река, озера, моря, болота, подземные воды, искусственные водоемы.


26098509525Воды суши
00Воды суши


III. Мотивация урока:
Учитель. Ребята, я задавала вам домой мини-сочинение на тему: «Великие реки». Справились с работой хорошо, но вот одно сочинение я вам зачитаю. «Днепр – наибольшая река Украины. Вытекает из Черного моря, течет с юга на север и заканчивается тоненьким ручейком на территории России. Вы согласны с этим?
Днепр – самая длинная и широкая река, и если не из моря, то откуда же в ней берется столько воды?
Так вот, на сегодняшнем уроке мы узнали откуда река берет воду, почему вода никогда не заканчивается, как ведет себя река в разное время года и какую работу выполняет.
Учитель. Обратите внимание на эпиграфы нашего урока, их два (зачитывает). Так вот, всегда ли вода течет не останавливаясь, не замедляясь и (ПРОБЛЕМА) и всегда ли она несет с собой жизнь? На эти вопросы мы тоже постараемся ответить на этом уроке.
Учитель. Итак, питание рек - сложный процесс и связан он с тем, откуда река берет воду. Питание зависит от многих факторов – в какой местности протекает река, каков там климат и сколько там выпадает осадков.
Равнинные реки умеренного климата – питаются талыми снеговыми водами, а также дождевыми и подземными.
Горные – питаются талыми водами ледников. В засушливый период и те и другие питаются подземными водами.
В жарком и влажном климате реки питаются преимущественно дождевыми водами. Но большинство рек питаются смешанным питанием. Реки России в основном имеют смешанное питание.
Учитель. В течение года уровень воды в реке меняется: изменяется t0 воды, ее скорость. Это связано со сменой сезонов года.
Весной от быстрого таяния снега на реках наступает половодье - оно бывает ежегодно в одно и то же время – время интенсивного таяния снега.
Из-за сильных дождей внезапно может подняться уровень воды в реке – это паводок. Он может быть в любое время года.
Зимой речка замерзает – этот период в жизни реки называется – ледостав и ледоход весной.
Межень – самый низкий уровень воды в реке – это бывает летом при сильном испарении.
Такие изменения в уровнях воды называются – режим реки.
Учитель. А сейчас посмотрите сюжет видеофильма «Паводок».
По сюжету фильма мы видели какую грозную силу представляет река во время паводка. Она может перемещать предметы, изменять форму предметов, их скорость. А мы на уроке природоведения изучали силы. И силы, которые перемещают предметы, изменяют их форму или скорость, совершают ЧТО? Правильно, работу. А какую именно?
РАБОТА РЕКИ
разрушение перенос; наполнение
эрозия транспортировка аккумуляция
Поэтому река образует формы рельефа: все крупные низменности созданы реками: Амазонская, Месопотамская, Каспийская, Великая китайская, Восточно – Сибирская и другие.
Учитель. А теперь скажите: можем ли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока «Всегда ли вода жизнь?»
Не всегда вода жизнь, если ее очень много и она неуправляема, то вместо жизни она несет разрушения и несчастья. Поэтому с водой нужно быть очень аккуратными, не заплывать далеко, не нырять в незнакомых местах, относиться к воде бережно и осторожно.
IV. Закрепление:
Перед вами четыре картинки. Что они означают? Что это за вопросы? Правильно, это типы питания рек. А теперь скажите, какие слова нужно поставить вместо большого вопроса, чтобы схема получилась правильной? Питание рек.
Найдите соответствие типами питания и сезонами года.
А. Весна 1. Подземное
Б. Лето 2. Дождевое
В. Осень 3. Талые воды
Г. Зима
3. Географический кросс:
Главная река со всеми притоками ……(речная система)
Регулярное изменение уровня воды в реке ……. ( режим реки)
Граница, которая разделяет речные бассейны …..( водораздел)
Река Волга по характеру течения…..
У большинства рек России половодье наступает……
4. Опрос – эстафета по карточкам.
V. Итог урока.
Итак, ребята, мы познакомились с питанием, режимом и работой рек. Реки имеют разный режим и питание. В зависимости от климата и сезона года вода может нести людям не только радость, но и катастрофические паводки.
VI. Домашнее задание.
1. Проработать темы №
2. Нанести на контурную карту реки России
3. Составить таблицу:
Название реки К какому бассейну относится Тип питания Режим
1. Нил 2. Днепр 3. Амазонка