Озёра. Происхождение озёрных котловин.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Озёра. Происхождение озёрных котловин.
(Тема урока)
ФИО Демьянова Галина Константиновна
Место работы МОУ Любимская средняя общеобразовательная школа
Должность учитель географии
Предмет география
Класс 6
Тема и номер урока в теме Гидросфера №8
Базовый учебник В.П. Дронов, Л, Е. Савельева
Цель урока: Сформировать понятие «озеро», дать представление о типах озёрных котловин, о сточных и бессточных озёрах.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: Осознание ценности озёр в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.
Коммуникативные УУД: формировать умение слышать, слушать и понимать учителя и одноклассников, правильно выражать свои мысли,  аргументировать свои мысли.
Регулятивные УУД: формировать умение работать по предложенному учителем плану, оценивать и корректировать знания.
Предметные:
Овладение понятиями: озеро, озёрная котловина, сточное, бессточное озеро.
Объяснять происхождение озёрных котловин.
Уметь находить и показывать озёра на карте мира, России.
Составлять описание озера по плану.
Различать сточные и бессточные озёра.
Тип урока усвоение новых знаний
Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование (и другие средства обучения) компьютер, проектор, интерактивная доска
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Предмет, класс География, 6 класс
Тема урока: Озёра. Происхождение озёрных котловин
Структура урока (этапы)
1.Организационный этап Деятельность учителя
Приветствие.
Здравствуйте ребята Деятельность ученика
Приветствуют учителя
Результаты обучения Условия организации учебной деятельности (ресурсы)
2. Повторение изученного материала и мотивация на определение темы урока
Организует беседу:
Какую оболочку Земли вы изучаете?
Назовите состав гидросферы как единой водной оболочки земли?
Назовите явление в природе, которое объединяет все составные части гидросферы?
С какой частью гидросферы вы познакомились?
Какие воды суши вы знаете?
Почему воды суши называют внутренними водами?
Подвести детей к определению темы урока.
Ребята, мы продолжаем изучать воды суши. Отгадайте загадку и определите тему урока.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
На какие вопросы мы должны сегодня ответить?
Отвечают на вопросы
Называют тему урока « Озёра» и записывают в тетрадь.
Называют цели урока:
1.Что такое озеро?
2.Знать признаки озёр
3.Показать значение озёр в природе и жизни человека
4.Называть и показывать самые крупные озёра
Знание понятий
Повышенная мотивация учащихся, готовность к самостоятельной работе
Слайд презентации на экране
3. Первичное усвоение новых знаний
4.Первичная проверка понимания
5.Первичное усвоение знаний (продолжение)
6. Первичная проверка понимания
7.Первичное усвоение знаний (продолжение)
8.Первичное закрепление
9. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению
10.Подведение итогов урока Демонстрирует слайды, изображающие различные озёра и предлагает учащимся самостоятельно на основе данных изображений, личного опыта дать определение понятия «Озеро»
Учитель обобщает все высказывания детей и подводит к определению понятия, выделяя два признака общего понятия «озеро»: это скопление воды (1 признак) в природном углублении на суше (2 признак)
Задаёт вопросы:
Назовите самое большое озеро мира.
Самое глубокое озеро мира?
Учитель предлагает разработать план определения географического положения озёр.
Затем учитель демонстрирует слайды озёр, на которых чётко изображены очертания берегов.
Предлагает детям описать берега озёр, затем сам дополняет информацию об озёрах. После краткого описания озёр предлагает ответить на вопросы:
1.Какие из озёр имеют сходные очертания?
2. Как вы могли бы их сгруппировать? По каким признакам можно выделить группы озёр?
2. Предположите, как могли образоваться котловины озёр каждой из выделенных вами групп?
Учитель предлагает сравнить свой ответ с объяснением в тексте учебника и заполнить таблицу
Типы озёрных котловин по происхождению
Происхождение котловины Условия образования Примеры
Проверяем, как вы заполнили таблицу
Задаёт вопрос: Почему одни озёра имеют пресную воду, другие – солёную?
Чтобы учащиеся решили поставленную перед ними проблему, учитель предлагает следующие задания:
1.Найти на карте Каспийское озеро и Байкал
2.Какие реки впадают в эти озёра, какие вытекают из них?
3.Как сток влияет на солёность?
После выслушивания ответов учитель схематично на доске показывает причинно-следственную связь
Форма записи:
Причина Следствие
Наличие стока Пресная вода
Отсутствие
стока Солёная вода
Затем учитель просит детей обратится к тексту учебника. Задаёт вопрос: Как называются озёра, из которых вытекает хотя бы одна река и озёра, из которых реки не вытекают?
Учитель представляет слайд со схемами сточного и бессточного озёр и предлагает детям определить: Под какими буквами показано сточное и бессточное озёра?
Формируя вместе с другими компонентами природную среду, озёра в ней играют огромную роль.
Учитель задаёт вопрос: В чём она заключается? В ходе беседы учитель подводит к выводам:
1.Озёра влияют на микроклимат окружающей территории
2.Регулируют сток вытекающих из них рек
3.Создают особые условия для жизни животных и растений
Озёра нуждаются в тщательной охране от загрязнения, засоления и истощения. Почему?
Просит выступить с подготовленными сообщениями
Практическая работа «описание озера по плану»
План:
1.Название
2.На каком материке находится, и в какой части
3. происхождение котловины
4. Сточное или бессточное
5. Солёное или пресное
Учитель комментирует домашнее задание.
1.Какие цели мы ставили?
2.Нашли мы ответы на все поставленные вопросы?
3. Что вы сегодня узнали на уроке нового и интересного?
4. Где вам могут пригодится знания по новой теме?
Дети смотрят слайды и пытаются ответить на вопрос: Что называется озером?
Отвечают на вопрос и одновременно работают с атласом и контурной картой
( подписывают Каспийское озеро и озеро Байкал на контурной карте)
Самостоятельно разрабатывают приём определения ГП озёр:
1.На каком материке находится?;
2.В какой части материка?
3.Расположение относительно других крупных географических объектов.
Дети называют признаки:
глубина, площадь, солёность, температура воды и т. д.
Самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы. Систематизация информации.
Зачитывают данные таблицы
Дети выполняют задание по картам атласа
Дети работают с текстом учебника
Определяют по схемам сточное и бессточное озёра
Дети высказывают свои мысли
Дети заслушивают краткие заранее подготовленные сообщения одноклассников об экологических проблемах крупных озёр страны.
Выполняют практическую работу по вариантам
1 вариант – Каспийское озеро; 2 вариант- озеро Байкал
Записывают домашнее задание
Параграф 35 , выполнить задания в рабочей тетради № 48, 49 на стр. 46- 47.
Составить «синквейн» (Приложение)
Доделать практическую работу.
Учащиеся анализируют и делают выводы, что нового они
узнали на уроке, и оценивают свою работу на уроке.
Выдвигают версии решения проблем
ыЗнание объектов
Умение сравнивать, выделять существенные признаки объектов
Умение выбирать необходимую информацию из текста учебника и анализировать её.
Проверить понимание происхождение озёрных котловин
Умение выделять причину и следствие изучаемых явлений
Умение выбирать необходимую информацию из текста учебника и анализировать её.
Умение различать сточное озеро от бессточногоПонимание детьми взаимосвяз и природных явлений
Осознание конечного результата Демонстрация слайдов презентации
Демонстрация слайдов презентации
Параграф 49
Демонстрация слайда «Сточные и бессточные озёра»

Приложение
Правила написания «синквейна»:
1. Существительное, обозначающее тему.
2. Описание темы двумя прилагательными.
3. Три глагола, называющие самые характерные действия предмета.
4. Фраза, предложение, афоризм, крылатое выражение, показывающие личное отношение ученика к теме.
5. Синоним темы, подчеркивающий ее суть (существительное).