Роль школьного музея в сохранении историко-культурного наследия


Роль школьного музея в сохранении
историко-культурного наследия МО «Степаненское»
Каждый регион России по - своему уникален и самобытен. В каждом есть свои культурные особенности. Жители нашей местности считаются потомками старообрядцев. Богат и самобытен мир кержаков. Религиозная и культурная обособленность местных жителей способствовала сохранению бытовой обрядности. Поэтому пока полностью и безвозвратно не утеряны предметы материальной и духовной культуры нашего народа, пока жива человеческая память, необходимо собрать и обработать, сохранить то, что будет способствовать возрождению национального самосознания.
Краеведческая работа в нашей школе ведется уже в течение нескольких лет. В 2009 году была создана краеведческая комната, которая в 2014 году приобрела официальный статус школьного музея. Тематика музея – старообрядчество. Его организация - это результат работы учащихся, учителей и родителей разных поколений.
Наш музей пополняет свои фонды экспонатами, принесенными жителями МО «Степаненское». Накануне его открытия мы проводили акцию «Сохраним историю вместе» по сбору экспонатов. На наш призыв откликнулись жители практических всех наших маленьких потихоньку исчезающих деревень. Старожилы, у которых еще от дедов и прадедов сохранились предметы быта и ценные вещи, дополнили наш музей предметами интерьера. Этим просто надо заболеть, тогда за тобой пойдут и другие. 
Своей работой наш музей выступает не только хранителем экспонатов, но и хранителем национальных обычаев и культурных традиций. Мы стараемся находить новые направления в изучении наших культурных ценностей и идем к тем, кто может помочь в этом – к местным старожилам.
Очень важно людям не уйти из памяти новых поколений. Старшее поколение с удовольствием рассказывает о том, что было, о том, чем была наполнена их жизнь. А мы ловим себя на мысли, что окружающие нас люди старшего поколения - это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить. Так мы помогаем друг другу. В процессе сбора информации мы оказываем помощь им по хозяйству - в уборке дома, колке дров, посадке и уборке урожая. Естественно в данной неформальной обстановке мы получаем богатый материал. Также с помощью сети Интернет помогаем найти информацию об их без вести пропавших родственниках - участниках Великой Отечественной войны.
Для занятий краеведением не нужно больших затрат. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя. Именно у нас проживает активное старообрядческое население, приложившее все усилия для сохранения и предъявления исторической правды потомкам для сохранения и возрождения самобытной старообрядческой культуры – это фольклорный коллектив «Северянка».
Свои работы о родном крае мы представляем на различных конкурсах. Так второй год подряд мы принимали участие в республиканском конкурсе «Лучший экскурсовод года», материалы которого мы представляем вашему вниманию…
Экскурсия
И предлагаем совершить виртуальную экскурсию по экспозиции «Рецепты бабушки Анисьи».
В лето 2008 года от рождества Христова любознательные красные девицы да молодцы нашей школы создали артель сильную, «Искатели» называемую. Изучить местность, в которой проживают, захотелось им. Ведь жители считаются потомками старообрядцев.
Долго они ходили-бродили, вещицы старинные, диковинные собирали по крупицам. Из полученного материала создали музей. А диковин-то разных, светом невиданных здесь до тысячи: и пирожники, и гвоздянки, и крынки, и плошки, в коих предки наши готовили свои традиционные блюда. А что готовили в этой посуде, мы узнаем.
Для старообрядцев существовала система запретов. Они не могли покупать и использовать продукты, приготовленные в чужой, тем более в «государственной» посуде. Поэтому из рациона полностью исключались такие продукты, как сахар, консервы, конфеты, «государственные» (заводские) напитки. Поэтому в пищу, они употребляли продукты собственного приготовления.
А отгадайте загадку: Мать толста, дочь красна, сын шустер, по невесту ушел. (Печь, огонь, дым)
Да, своеобразие кухни староверов обуславливалось не только определённым набором продуктов, но и способом её приготовления в русской печке. В печи еда парилась или, как говорили, томилась.
Что есть в печи, все на стол мечи…
Расскажу-ка вам я братцы
Чего ели старообрядцы,
Пища их была проста
В мясоед и в дни поста.
Шарба – рыбный суп с яйцом или без, в зависимости пост или мясоед.
Губнича – суп со свежими или сушеными грибами.
А отгадайте еще загадку.
Вкусна, сладка
Глядит из горшка,
Является пищей нашей
И называется … (кашей).
Правильно, каша. Это была любимая еда всего русского народа. Каши варили из ячменя, гречки, пшена.
А наши предки – старообрядцы варили свои особые каши:
ШтиВзяв перловую крупу,
И овсяную муку,
В чугунок налив кваску,
Все томили на пару.
Повалиху – эту кашу
Вспоминают предки наши
В кипяченую воду
Клали овсяную муку.
Вряд ли кто в наше время, будет есть такую кашу, но как вспоминает мой дед, это было очень вкусно, если еще маслица добавить.
У меня еще загадка:
Сдобный, пышный, ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо… (пирожок).
Пироги пекли из разной начинки: свекольные, ретешные (с редькой), морковные, с калиной, калегой, горохом, конопляным соком, смородиновым киселем, а самые любимые «пистешные» или с полевым хвощом.
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда,
И всему он голова!
К хлебу наши предки относились свято, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Даже крошки со стола в ладонь сгребали и съедали. Выпекали хлеб разными способами, от того по- разному его и называли.
Ярушник - каравай, выпекаемый в печке на поду из ярового ячменя.
Мушник – выпекаемый на сочнях.
Листянка – выпекаемый на листьях капусты.
На десерт ребята в миг
Поедали Вареник
В печи, пареным молоком,
Да с изюмом, творогом.
Но главное о чем помнили наши предки: «Не хлебом единым жив человек». Прежде всего, надо жить по законам Добра и Справедливости.
Очень часто наши краеведческие исследования находят своё продолжение в социальном проектировании. Наши ребята разработали несколько проектов на основе краеведческого материала: «Из бабушкиного сундука», «Рецепты тетушки Афонихи», «Книга памяти исчезнувших деревень», «Парк воинской славы». Два последних проекта стали призерами республиканского конкурса социальных проектов.
Идею проекта «Книга памяти исчезнувших деревень» мы дополнили социальным роликом «По ту сторону России», цель которого: привлечь внимание органов власти на проблему исчезновения деревень нашего муниципального образования.
Видеоролик
Занимаясь краеведением, малая родина открывает нам массу тайн, которые вызывают любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. Ведь именно МЫ будем продолжать ее историю и нести ответственность за то, какой она будет в будущем.

Кто-то грубо скажет — «деревня».И презрительно смеривши взглядом,Пройдет мимо, наивно веря,Он — то лучше, красивей «фасадом».А я твердо уверен в том,Что мои земляки — это сила.Ведь на них же держится дом,Да и в целом — моя Россия.Здесь умеют любить по-русски,И по-русски умеют жить,Приглядись и пойми, посочувствуй,Не порви жизни тонкую нить.Говорят, умирает деревня,Ее участь уже решена.Если мы растворимся во времени,Как же выживешь ты, страна?Поспеши сохранить историю,И гордись, что среди лесов,Есть деревня- малая Родина,Твое детство, твой мир, твой кров.