Тема урока: Роль стихии в повести А.С.Пушкина «Метель»


Алматинская область, Каратальский район
г.Уштобе, СШГ №51 им.С.И.Морозова Оголева Наталья Ивановна
учитель русского языка и литературы
Класс 6
Тема урока: Роль стихии в повести А.С.Пушкина «Метель»
Цели урока: выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни героев произведения
Задачи урока:
Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
Оборудование: презентация, музыка, кадры из фильма
Тип урока: исследование
Эпиграф
Пушкин становится намного глубже всех своих мыслей.
Как бы они не поражали, всегда между ними видишь
что-то безграничное, как космос среди звезд…
П.Палиевский
Ход урока
Слово учителя.  Сегодня нам предстоит войти в удивительный мир повести А.Пушкина «Метель», постичь авторский замысел в смысловом поле текста, попытаться понять неутихающий интерес к «Повестям Белкина» Слайд
Наш урок сегодня станет творческой лабораторией, работа которой предполагает поиск ответов на вопросы по повести «Метель» А.С.Пушкина
В работе творческой лаборатории принимают участие и три исследовательские группы, в которых трудились микрогруппы :актерская группа ,музыковеды и литературоведы.
-Какие слова-ассоциации у вас возникают к слову «метель?
Восприятие метели как природного явления, и связано оно со словами:
снег, ветер, вихри, метёт, холодно, замёрз.
1. Под музыку Г.Свиридова к пов. Пушкина " Метель"исполняется стихотворение "Бесы".
Учитель: Какая картина возникает перед вашими глазами после прочтения этого стихотворения?
- Каков общий фон этой картины? (помогут выделенные слова)
Ученики: Мутный, белый, бледно-жёлтый.
Учитель: Какие чувства возникают после такой картины?
Ученики: Безысходности, тревоги, тоски.
Учитель: Тройка - дорога - путь - судьба - тревога, сомнения- вся эта линия ассоциаций так знакома и так дорога русскому читателю. Каждый русский знал это чувство тревоги и тоски, когда вьюга плачет и злится, а снег уже не просто снег- он кажется чем-то неведомым и злым. Кружишь и кружишь в поле, не в силах вырваться из чьих-то колдовских объятий. В народе говорят : это водит бес. И разве не видит его отчаявшийся путник - этот сверкающий искрой глаз? Разве не слышит жалобного бесовского воя? И не так ли в жизни порой кружат возле нас бесы разные, стращая и надрывая сердце своим визгом?
Учитель: Обратите внимание, чёрный цвет не обозначен прямо, но ясен из контекста.
Эпиграф
Учитель: Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом с повести «Метель» (Баллада Жуковского «Светлана»).
- Вспомним, что называется эпиграфом и какова его задача
(Эпиграф — небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема). Прочитаем эпиграф. На что нас настраивает этот отрывок из стихотворения Жуковского? Отличается ли он от изображения метели в "Бесах"?
Ученик: Ощущение какой-то тайны при взгляде на храм. У Жуковского картина метели построена на контрасте чёрного и белого. У Пушкина чёрного цвета нет. Вороны утверждают (восклицательный знак), что будет несчастье. У Пушкина больше вопросов.
- Выделить главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон).
- Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? (Печальное предзнаменование).
Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает трагические события: черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью.
Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. На это нас нацеливает эпиграф.повести Белкина, рукописи
Учитель: Повесть "Метель" входит в сборник "Повести Белкина", который полностью был создан в Болдино.
Какие ещё повести входят в этот сборник? «Метель»
Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Это стихи, поэмы и прозаические произведения в том числе. Именно в период вынужденного «сидения» в Болдино были созданы «Повести Белкина» - цикл, состоящий из пяти повестей: «Станционный смотритель ,«Гробовщик», «Барышня – крестьянка», «Выстрел»
Учитель: В этот период происходит переосмысление ценностей. Впоследствии жене он писал: "Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным". Т.Е. более способным к различению добра и зла, более спокойным и справедливым. В произведениях появляется образец настоящей женщины, идеальной Жены. Это и Маша из "Дубровского", и Татьяна Ларина из "Евгения Онегина", и Мария Гавриловна из повести "Метель".
Учитель. Выявление пространственно-временных рамок текста
1 группа -исследование
Пространственно-временные характеристики повести:
Обратите внимание на схему, которую мы составили при выявлении пространственно-временных рамок текста
— Где происходят события, описанные в повести?
(В деревнях Ненарадово, поместье, где жила Марья Гавриловна с родителями, Жадрино, где произошли роковые события, и в *** губернии, в которую переехали Марья Гавриловна с матерью после кончины отца. Таким образом, в тексте явно виден пространственный треугольник, в котором вершина: Жадрино.
— Как долго длятся события в произведении?
(Между венчанием в Жадрино и объяснением Марьи Гавриловны и Бурмина прошло около четырех лет.)
— Каково историческое время повести?
(Франко- российская война, кампания 1812 года.)
— Как вы думаете, почему историческим фоном стала война с Наполеоном?
(Время взлета героизма, самоотречения и патриотизма придает героям романтический ореол, в частности Бурмину. Кроме того, в это героическое время доминантой чувств человека стали именно патриотические, личное отошло на время в сторону.) — Какие времена года встречаются в произведении?
(События в Ненарадово и Жадрино происходят зимой, в страшную метель; в *** губернии — весной или летом: «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою…».)
Учитель— Можно ли сказать, что метель повлияла только на события, случившиеся в Ненарадово и Жадрино? (Ни в коем случае, метель — объединяет все композиционные части произведения. Это художественная доминанта текста.) 18-19 слайды «Особенности композиции повести А.Пушкина «Метель» 2 группа
— На сколько частей условно можно разделить произведение? (Текст повести явно распадается на пять частей: 1. Введение читателя автором-рассказчиком в мир героев. 2. События до поездки в Жадрино, душевные терзания Марьи Гавриловны. 3. Приключения Владимира в метель. 4. События, которые произошли с героями после поездки: болезнь Марьи Гавриловны, судьба Владимира, кончина Гаврилы Гавриловича, переезд в *** губернию. 5. Встреча с Бурминым, его рассказ о приключении в церкви во
время метели.)


3-я группа Учитель- Почему возникает метель, какова её роль в произведении?
Давайте же рассмотрим каково в метельных завихрениях пушкинским героям? Что происходит с героями во время метели?
1 гр. – Маша, 2 гр. – Владимир, 3 гр. – Бурмин.
- найдите в тексте и прочитайте, каково состояние героев во время
метели, сделайте вывод о взаимодействиях героев и метели.
Марья Гавриловна
Какими мы видим героев в начале произведения? Почему автор обращает внимание читателя на тот факт, что «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена»? (Герои играют роль романтических героев. Именно играют, а не являются таковыми. Автор это дает понять маленьким штрихом: «следственно, была влюблена». Любовь Марьи Гавриловны — продукт ее увлечения французскими любовными романами, сюжетная линия которых выглядела примерно так: юноша и девушка, разделенные злой судьбой и страстно любящие друг друга… Как часто Марья Гавриловна встречала такие истории в своих любимых романах!
Учитель--Чувствуется явная связь с «Евгением Онегиным» А.Пушкина, а именно, в описывании воспитания девиц, особенно в семьях деревенских помещиков
Найдите скрытую иронию Пушкина. Рассказчик относится к влюбленным иронически . Мы нашли авторскую позицию,слова – настроения.
“Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосной роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения…если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?
Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия”.
Перенесемся мысленно в дом, где живет Марья Гавриловна со своими родителями.
Поднимимся по лестнице на второй этаж, пройдитм в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит «стройная, бледная, семнадцатилетняя девица». Узнали ее? Это Марья Гавриловна.
Ее лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день она не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в ее родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери...
На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу
Сценка (дописывает письмо,читает…..)
- Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны? - Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны?- Какие два «фронта» столкнулись в её душе?
Вывод : В душе Марьи Гавриловны столкнулись
два «фронта»: ее природа (любовь) и нормы общества
Машу метель пытается остановить, но потом всё – таки позволяет ёй отправиться в путь и добраться до церкви.
Владимир
« Предмет, избранный Марьей, был бедный армейский прапорщик … пылал равною страстию. Родители (Марии Гавриловны), заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нём и думать…»
Почему автор так детально описывает день Владимира накануне венчания?
Ответ Чтобы показать читателю, что герою была нужна не столько любимая, сколько образ романтического героя, ведь за целый день он ни разу не вспомнил о ней
Он уговорил священника ,потом поехал искать свидетелей между соседними помещиками. Они не только приняли предложение Владимира, но даже клялись ему в готовности жертвовать для него жизнию.
Ответ Описывая метель во время поездки Владимира, автор подчеркивает, что для героя привычный его мир разрушился, наступил хаос «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления».
Можно выделить ключевые слова: «хаос», «мгла мутная и желтоватая», «небо слилось с землею». Читатель понимает, что метель не просто сбила с пути Владимира, но привнесла ему в жизнь настоящий хаос, полностью дезориентировав героя.
Куда «привели бесы» Владимира, когда метель утихла? (на красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром» - это словно предвестие судьбы «бедного армейского прапорщика», который будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки).
Чем закончится похищение Марьи Гавриловны? (Ничем. Утром она встанет и придет к завтраку, а вечером сляжет в горячке). Куда «привели бесы» Владимира, когда метель утихла?
Чем закончится похищение Марьи Гавриловны?
Владимира стихия кружит и запутывает совсем, так что он безнадёжно опаздывает и приезжает в Шадрино уже под утро, никакого там не застав.
Итак, сцена “В церкви”
Слово священника: “Я еле согласился венчать молодых тайно ночью…”
Слово девушки.Слово Марьи Гавриловны. Слово Бурмина. Скажите, какими интонациями созвучны музыкальная и литературная композиции?(Печаль, грусть, задумчивость, переосмысление случившегося). Какой части композиционного построения соответствует сцена? (Кульминация).
Почему рассказ о давно минувших событиях дан лишь в конце повесть?
«…Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь…»
Маша сошла в сад. «Метель не утихала; ветер дул навстречу.» Лошади «не стояли на месте», едва же барышня уселась, «лошади понесли».
Марья Гавриловна
«…для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь и отправился в Жадрино, куда через два часа должна была приехать Марья Гавриловна.» Владимир Николаевич «…езды было всего 20 минут», но «поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел».
Лошадь « ступала наудачу и поминутно проваливалась в яму», потом «начала уставать», потом «чуть ступала».
Любят ли друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич?
Или просто играют в любовь?
Мог ли измениться финал повести? (“И наконец единогласно все решили, что, видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное…Владимира давно не было в доме Гаврилы Гавриловича. Он был напуган обыкновенным приемом. Положили послать за ним и объявить ему неожиданное счастие: согласие на брак. Но каково было изумление ненарадовских помещиков, когда в ответ на их приглашение получили они от него полусумасшедшее письмо! Он объявлял им, что нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою”.
- Событиях, случившиеся в церкви. .- А сейчас на фоне музыки Г. Свиридова “Венчание” попробуем восстановить эту сцену от лица присутствующих, свидетелей данного венчания. Просмотр фрагмента из кинофильма «Метель» («Венчание в церкви»).
- Почему же Владимир не захотел вернуться, почему письмо “полусумасшедшее”? (Она была обвенчана в церкви).- Когда и от кого мы узнаем, что же произошло в церкви в эту метельную ночь? (От Бурмина).
Учитель-(“Владимир…поехал на двор к священнику. На дворе его тройки не было. Какое известие ожидало его!”).- Ваши одноклассники попытались воссоздать то “полусумасшедшее” письмо, используя форму обращения, характерную для того времени, речевые обороты, старинные слова – многое можно позаимствовать из текста.
Милостивый государь мой Гаврила Гаврилович!
Шлю я Вам сие письмо с моими помыслами. Не нужно меня уговаривать, коли я так беден. Хотя для меня сие приглашение большая радость. Но знайте, милый государь, ноги моей в Вашем доме больше не будет, так как Ваша дочь уже вышла замуж. Забудьте обо мне несчастном. Я изъявляю в этом письме мое желание умереть. Смерть для меня, о почтеннейший, остается единою надеждою, и я больше не могу жить в этих душевных муках. С великим моим неудовольствием я не могу исполнить сие Ваше желание. Я думаю, что Вы, Государь, знаете о моей пылкой и несчастной любви к Вашей дочери Марье Гавриловне. Я люблю ее всем сердцем и всей душой. Но мы не можем быть с Машей вместе. Прощайте. Вы меня больше не увидите. С истинным моим почтением Владимир Николаевич. 1812 году. Село Ненарадово.
Глубокоуважаемые Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна!
Премного Вам благодарен за столь лестное предложение. Но я не могу жениться на Вашей дочери, так как она уже замужем. Ноги моей больше не будет в Вашем доме, Марья Гавриловна не достойна моей любви. Небольшое недоразумение, и она выскочила замуж за первого встречного. И мне, несчастному, остается только искать смерти на поле боя. Я уезжаю в армию. Прошу забыть обо мне и не судить строго. Обратите свои взоры на поведение дочери. Начитавшись французских романов, она совсем потеряла голову.
С уважением армейский прапорщик Владимир.
— Роль метели в судьбе Владимира
Какую роль в судьбе Владимира сыграла метель? Можно ли сказать, что только помешала венчанию с Марьей Гавриловной?
Ответ Как и в жизни Марьи Гавриловны, метель стала той символической силой, которая вернула романтиков в реальную жизнь. Метель полностью изменила жизнь Владимира. То, что герой заблудился, неслучайно — ведь герой заблудился в своей жизни, избрав вместо реальности иллюзорное существование романтического любовника.
Смерть Владимира — Как вы думаете, почему автор не оставляет Владимиру жизнь, почему герой умирает? (Владимир не смог жить в реальности, он специально искал смерть. Метель разрушила хрупкие границы его мирка.) Бурмин Какую же роль в судьбе Бурмина сыграла метель?
Непонятное беспокойство овладело мною, казалось кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонёк и велел туда ехать.
Бурмина какая – то сила выталкивает ехать в самую бурю и приводит в ту же самую церковь. (Метель не испугала Бурмина, она подтолкнула его к действиям, как игрока (в стельку пьяного к тому же), он не боялся жизни реальной, доверял своим чувствам, поэтому отправился в бурю, просто доверившись интуиции Именно Бурмин впервые называет метель бурею, это отделяет его от героев-романтиков, читатель понимает, что метель Бурмин воспринимает совсем по-иному.
Почему Бурмин считает себя «несчастнейшим созданием?»
Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель. Не случайно, стоило лишь Марье Гавриловне выйти из-под Божьего произволения, пренебречь родительским благословением, обмануть отца и мать, как она делается, по словам Пушкина, преступницей и попадает под власть темных сил: мало того, что в свидетели согласились пойти лишь двое случайных людей, ищущих развлечений, что священник торопится и частит, так и сама женитьба превращается в фарс с подменой жениха. Но церковное Таинство всегда настоящее, и оно совершилось. А «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Обеты, принесенные пред лице Божие, отрезвили обоих. Еще недавно Марья Гавриловна как будто была способна к побегу из родительского дома, а нынче отказывает всем женихам подряд и только «молчит и задумывается», храня свою страшную тайну. Даже гусарский полковник Бурмин образумливается с удивлением для себя самого. Каждый из них в отдельности находит в себе силы нести бремя своего несчастья с покорностью Божией воле и даже в помыслах не переступать через нее. Это время для них - покаяние и внутреннее перерождение
Как он относится сейчас к тому, что произошло 3 года назад?
Злая шутка, сыгранная в церкви, принесла счастье не только герою, но и героине. В рассказе Бурмина все композиционные части складываются в одно целое. Читатель понимает, почему автор не передает позицию Марьи Гавриловны в церкви — героиня была в обмороке, она не способна на самостоятельные, сильные поступки. Так же читатель понимает реакцию Владимира после поездки в Жадрино, он узнал страшную новость о состоявшемся венчании.
Сопоставление отношений Марьи Гавриловны с Бурминым и её отношениями с Владимиром.
(Сходство – эти отношения складываются трудно. Различие – отношение с Владимиром сложились зимой, герои пережили метель в прямом и переносном значении и другие препятствия; встреча с Бурминым произошла летом, при ярком солнце, все сразу счастливо объяснилось).
Инсценировка отрывка из повести («Признание Бурмина в любви к Марье Гавриловне») под музыку из «Романса» Свиридова.
(Объяснение начинается со слов "Я вас люблю, - сказал Бурмин:". Бурмин стоит на одном колене, Марья Гавриловна сидит на скамье. Сначала ребята читают свой текст по книгам, затем, после фразы "Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением" - продолжают говорить до конца сцены уже без книг). -Почему были отложены книги? Почему герой встал с колен? Куда делась "военная тактика" М.Г.? ( Герои сняли "маски", они стали сами собой). инсценировка
Давайте вернемся к тексту, эту метель ждали? (В одну минуту дорогу занесло).
Почему природа решила вмешаться в судьбу героев? (Ослушались родителей, пошли против их воли).Итак, закружила всех метель, завьюжила, разбросала в разные стороны. - Давайте вспомним, что произошло с героями после их ночного путешествия? (Мария Гавриловна лежала в бреду, Владимир собрался на войну, где погиб).
Вывод: Машу метель пытается остановить, но потом всё – таки позволяет ёй отправиться в путь и добраться до церкви. Владимира стихия кружит и запутывает совсем, так что он безнадёжно опаздывает и приезжает в адрино уже под утро, никакого там не застав. Бурмина какая – то сила выталкивает ехать в самую бурю и приводит в ту же самую церковь.

Так что же такое метель по - вашему мнению? Только ли плохая погода?
МЕТЕЛЬ –картина природы: снег, ветер, разбушевавшаяся зимняя стихия;
взвихренность, «метельность», круговерть событий;
тревога, смятение в душах главных героев.
МЕТЕЛЬ – несчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев. Почему произведение названо «Метель»?
Метель – главное действующее лицо
Метель – полноправный герой повести, она живое существо со своим
характером и целями. И в отношении к каждому герою она преследует
свои цели, изменив их жизненные планы, изменив их судьбы.
Итог урока
Учитель: Наша «мастерская» подвела нас к основной мысли, что природа – это не фон, на котором действуют герои, а полноправный герой повествования. В художественном произведении нет ничего лишнего, у Пушкина и вовсе: не будь метели – не было бы и всей истории. Метель - сама судьба, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех 3 героев. А как вы понимаете слово «судьба»? ( Судьба – предначертание жизненного пути, предопределение свыше).
Вы знаете: А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.Ему предсказали беду, которая случится от белого человека в белом мундире, а Дантес – блондин, во время дуэли был одет в светлый мундир. Пушкин верил в перебежавшего через дорогу зайца, как в наше время мы верим в черную
кошку.
- А как судьба распорядилась жизнью героев пушкинской «Метели»?
(Она развела судьбы Маши и Владимира, но соединила с Бурминым. Она
помогла раскрыться характеру каждого из них, а потом утихла и пропала,
оставив после себя успокоившуюся равнину).
Стихия распорядилась жизнью героев, заставила их пройти через страдания и вознаградила за всё пережитое.
Пушкин становится намного глубже всех своих мыслей.
Как бы они не поражали, всегда между ними видишь
что-то безграничное, как космос среди звезд…
П.Палиевский Слайд 65-67
Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась и Марья Гавриловна и Бурмин встретились. Все уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждет счастье... А может, все не так?
Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и допишите повесть до конца. Представьте и опишите, что
произошло после объяснения. Закончилась ли метель в произведении и в душе героев? Возможно ли их счастье? – это домашнее задание
оценки