Статья на тему «Проектирование активных методов обучения на уроках литературы» Работа в малых группах на уроке литературы в 6 классе по теме «Суд в романе А.С.Пушкина «Дубровский»


218-110-157
Пикленкова С.В.
МБОУ Булгаковская МООШ Темкинского района смоленской области
Итоговая работа на тему :«Проектирование активных методов обучения на уроках литературы»
Тема урока: «Суд в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
Урок литературы в 6 классе.Количество человек в классе – 9.
Часть урока проходила как работа в малых группах с элементами исследования текста. Тема работы в малых группах: «Анализ поведения участников судебного процесса».
Выбор данной формы работы основан на уровне подготовки класса, возрастных особенностях детей.
Цель работы в малых группах: совершенствовать умение работать с текстом художественного произведения, анализировать эпизод романа; проследить за поведением героев во время суда; развитие навыков коллективной работы, чувства единства, взаимопомощи и ответственности; формирование самостоятельной исследовательской работы с текстом.
Предварительная работа:
индивидуальное домашнее задание для ученика-исполнителя роли «судьи»: выписать из словаря значение слов: суд, апелляция, земский судья, заседатель, истец, ответчик;выразительное чтение сцены суда.
Способ деления класса на группы: деление класса на 3 группы по 3 человека с учетом способностей (чтобы в каждой группе были ученики и сильные, и слабые) и дружеских отношений:
Отдельно поставили стол и стулья для «представителей власти», стол для группы «Троекурова» и учительский стул, имитирующий кресло, для самого «Троекурова»; стол для группы «Дубровского»(ученик, представляющий Дубровского, стоял, прислонившись к двери).
После деления на группы учащиеся заняли свои места и распределили роли - определили исполнителей Дубровского и Троекурова. «Судья» представил домашнее задание-толкование слов судебной лексики.
Далее по тексту дети представили сцену суда.
- 1-я группа- Дубровский (в этой сцене подчёркнуто безразличное отношение к А.Г.Дубровскому. Поручик Дубровский «стоя, прислонился к стенке. «Дубровский стал неподвижен, потупя голову») - 2 –я группа – Троекуров (Троекуров ведёт себя надменно и самоуверенно. Он встречен «с изъявлениями глубокого подобострастия». «Писаря встали и заложили перья за ухо…придвинули ему кресла из уважения к его чину…», «Торжествующий Троекуров…подписал под решением суда совершенное своё удовольствие»). - 3-я группа – представители власти (судьи): («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», «Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.). Дисциплина была хорошая, так как каждый знал свою «роль».Активность высокая; каждый с интересом наблюдал за товарищами.
В итоге дети высказали следующие мнения:
-Богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих владений. Он хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Дубровский просил о снисхождении, унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство.
- Троекуров должен был бы только радоваться своему успеху в судебном процессе, но внезапное помешательство Дубровского «сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Троекуров понял, что зашёл слишком далеко.
- Старый Дубровский изменился после суда. «Здоровье было плохо», «силы ослабевали», «был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях».
Цель работы в малых группах была достигнута. С помощью учителя дети сделали общий вывод: «Сцена суда – кульминация в истории ссоры Троекурова с Дубровским, которая многое объясняет в их характерах и моральных устоях».
Активные методы обучения позволяют активизировать деятельность учащихся на уроке, способствуют развитию их творческих способностей, поэтому обязательно нужно использовать их на уроках литературы. Современные дети мало читают, к сожалению, поэтому активные методы и формы обучения помогают повысить интерес к чтению и изучению литературы в целом. Если начинать эту работу с младших школьников, то есть уверенность получить читающего и думающего старшеклассника.