Сценарий проведения профилактического мероприятия для старшеклассников Мозговой штурм


Сценарий проведения
профилактического мероприятия для старшеклассников
Мозговой штурм
Цели:
Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;
Повышение мотивации на здоровый образ жизни;
Развитие творческих способностей, расширение кругозора.
Ход
1. Вступление
«Здоровому человеку нужно всё, а больному – одно - здоровье»,- , и с этим трудно не согласиться. Здоровье можно с уверенностью назвать фундаментом жизни человека. А что лежит в основе этого фундамента? Сегодня мы вместе будем отвечать на вопрос «Что значит быть здоровым человеком?»
В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и от жадности, но, иногда, и от неразумности. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье может почти с любой точки его упадка. К сожаленью, здоровье, как важная цель, встаёт перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью. Однако слабого человека даже смерть не может надолго напугать.
Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь, она уж точно – несчастье, особенно, если тяжёлая.
2. Основные элементы здорового образа жизни.  
Учитель предлагает учащимся некоторое время поработать в группах и распределить на группы основные элементы здорового и нездорового образа жизни.
В качестве подсказки учитель предьявляет реплики: подвижный образ жизни; переедание; правильное питание; ночной образ жизни; вредные привычки; отказ от вредных привычек; режим дня; активный отдых; полноценный сон; еда на ночь; перекусы; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции; стрессовые ситуации; высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе,
3. Вопросы для викторины.
Наркомания - это вредная привычка, преступление или болезнь? (Болезнь.)
Что объединяет алкоголизм, наркоманию и игроманию? (Зависимость.)
Почему алкогольной, наркотической зависимости наиболее подвержены подростки? (Подростковый возраст является переходным, психика подростка очень неустойчива, поэтому в наибольшей степени подвержена влиянию извне.)
В каких фильмах поднимаются проблемы наркомании, токсикомании, алкоголизма? ("Игла", "Брат", "Самогонщики", "Пес Барбос и необычный кросс", "Особенности национальной охоты", "Особенности национальной рыбалки", "Ирония судьбы, или С легким паром", "Афоня", "Карнавальная ночь", "День выборов", "День радио" и др.)
Перечислите пути передачи ВИЧ-инфекции. (Сексуальный контакт, переливание крови, применение нестерильных препаратов, вскармливание материнским молоком.)
С какого возраста в нашей стране разрешена продажа сигарет и алкогольных напитков? (С 18 лет.)
На что влияет курение? (Курение влияет: 1) на сердце, сужая кровеносные сосуды, затрудняя его работу по перекачиванию крови, приводит к инсульту и инфаркту; 2) на легкие: затрудняет нормальное дыхание, около половины вдыхаемого дыма остается в легких после выдоха, и частички, которые задерживаются, прикрепляются к легким, их количество нарастает, повышается риск заболевания раком легких; 3) на внешность: курение оставляет желтизну на зубах и пальцах, приводит к появлению преждевременных морщин; одежда, волосы и дыхание приобретают неприятный запах табака.)
Что такое психоактивные вещества? (Это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека: табак, алкоголь, наркотики, некоторые лекарства и др.)
Что такое алкоголь? (Это любой напиток, содержащий токсическое вещество - этанол. В умеренных и больших дозах угнетает деятельность организма. Особенно опасно употребление алкоголя в сочетании с другими психоактивными веществами.)
Что такое наркотики? (Наркотики - химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменения психического состояния. Их применение приводит к зависимости.)
Отметьте основные признаки, по которым то или иное вещество можно отнести к разряду наркотических:
при передозировке вызывает смерть;
вызывает эйфорию;
формирует зависимость;
употребление наносит вред здоровью;
ускоряет обмен веществ;
занесено в реестр наркотических веществ, запрещенных к употреблению. (Вызывает эйфорию, формирует зависимость, употребление наносит вред здоровью).
По каким признакам можно достоверно определить, что человек употребляет наркотики:
всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки;
результаты анализов свидетельствуют о наличии наркотика в крови, моче;
следы уколов: маленькие красные точки по ходу вен;
невнятная, "растянутая" речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя;
странные "посторонние" запахи от волос и одежды;
бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
возвращения с прогулки, вечеринки в странном состоянии. (Результаты анализов свидетельствуют о наличии наркотика в крови, моче.)
Из каких источников можно получить информацию о ВИЧ-инфекции? (Кино, телевидение, газеты, журналы, лекции, брошюры, информация медработников, учителей, соседей, друзей, родителей, представителей правоохранительных органов.)
Расшифруйте аббревиатуры ВИЧ и СПИД. (ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.)
- Учёные, рассматривая все факторы, влияющие на здоровье, установили, что здоровье человека зависит от следующих факторов:
от внешней среды – на 20-25%
от генетической предрасположенности – на 15-20 %
от здравоохранения – на 8-10%
от образа жизни – на 50-55%.
Вредные условия жизни, окружающей среды можно компенсировать или исключить правильным образом жизни. Люди, в большей свое массе ведут неправильный образ жизни. Самое главное для здоровья – это двигательная активность, подвижность. По данным учёных даже дети школьного возраста получают лишь 60% нормы движения при наличии уроков физкультуры. А взрослые – и того меньше. Многие взрослые ведут малоподвижный образ жизни, не занимаются зарядкой. Даже когда нам предоставляется возможность проявить свою двигательную активность, мы в силу своих привычек не пользуемся предоставленной возможностью.
Например, утром, когда спешим на работу или в школу, стараемся влезть в переполненный транспорт, вместо того, чтобы выйти из дому на 40 минут пораньше и потратить это время на быструю ходьбу до работы, т.е. на оздоровление. Если вы живёте на 5 или 10 этаже, не спешите пользоваться лифтом, поднимайтесь пешком до квартиры. Вы укрепите свои мышцы и научитесь правильно дышать. Мы привыкли к различным импортным продуктам и полуфабрикатам, в которых после переработки не осталось никаких биологически активных веществ. Вспомните рецепты своих мам и бабушек, они гораздо вкуснее и полезнее. Поэтому я считаю, что для здоровья самое главное – это правильный образ жизни.
4. Создание листовок на тему встречи. Защита.
5. Создание “Стены мнений”.
- В конце встречи хочется пожелать всем участникам крепкого здоровья. И помните, что природа к нам очень щедра. Ведь достаточно всего 20 – 30 минут в день потратить на физзарядку, но такую, чтобы вспотеть и пульс участился вдвое, чтобы снизить риск заболеваний сердца в 2-3 раза. Двигайтесь больше.
И закончим наш «Мозговой штурм» песней на стихи В.Высоцкого «Утренняя гимнастика» в исполнении «А-студио».
Зарядку проводят уч-ся 10-го класса.
6.Зарядка.
- Ну что, мы прощаемся с вами! До новых встреч! Будьте здоровы!
подвижный образ жизни;
переедание;
правильное питание;
ночной образ жизни;
вредные привычки;
отказ от вредных привычек;
режим дня;
активный отдых;
полноценный сон;
еда на ночь;
перекусы;
закаливание;
личная гигиена;
положительные эмоции;
стрессовые ситуации;
высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.