МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧУЖАЯ РЕЧЬ»


УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАВЛОДАРСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Разработал преподаватель: Ковалева Н.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧУЖАЯ РЕЧЬ»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


Чужая речь
Чужая речь – это высказывание других лиц, включенное в авторское изложение. В зависимости от лексико-синтаксических средств и способов передачи чужой речи различаются прямая речь и косвенная речь.
Прямая речь 
Прямая речь - это речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно.
Знаки препинания при прямой речи
Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.
Прямая речь после слов автора.
Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед кавычками, точка — после них.
А: «П!» Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев)
А:«П?» Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов)
А: «П». Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна».(А. Пушкин)
Прямая речь перед словами автора
Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.
«П!» - а. « Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин).
«П?»- а. «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей (Д. Гранин).
«П»,- а. «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин).
3. Слова автора внутри прямой речи
Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:
а) Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире,  вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.«П, — а, — п». «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов)
«П, — а, — п!» «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин)
«П, — а, — п?» «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров)
б) Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной(большой) буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.
 «П, — а. — П(?!)». 1)  «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин)
2)  «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)
«П! — а. — П (?!». 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивлением сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров)
«П? — а. — П(?!)». 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами.». (А. Пушкин)
2) «Вы с ним дрались? — сросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин)
в) В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире. Знаки препинания в конце первой и второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.
«П, — а и а : — П».
«П, — а и а : — П».
«Нет, все прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)
4. Прямая речь внутри слов автора
Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится запятая(вопросительный, восклицательный знак) и тире .
А: «П(?!)» ,— а. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» — когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев) 
УПРАЖНЕНИЕ 1.Расставить знаки препинания.
1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется заметил полковник нет ничего вкуснее!
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил и добавил Не по-людски.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец. А то младшие поднимут   шум.
 УПРАЖНЕНИЕ 2
1.4. Какая схема неправильна?Если слова автора стоят перед прямой речью, схема предложения может выглядеть так:1)    А: «П». 2)    А: «П? » 3)    А: «п!»4)   А : «П!2. Какая схема неправильна?Если слова автора стоят после прямой речи, схема предложения может выглядеть так:1)    «П», — а.2)    «П?» — А.3)    «П!» — а.4)    «П?» — а?3. Какая схема неправильна?Если слова автора стоят в середине прямой речи, схема предложения может выглядеть так:1)    «П , — а. — П». 2)    «П! — а, — п».3)    «П , — а, — п».4)    «П, — а и а: — П».4. Найдите предложения, в которых прямая речь разрывает слова автора.1)    «Бегство не есть победа! — произнесла с торжествующим оттенком баронесса. — Я надеюсь, мы скоро увидимся».2)    Он сказал мне: «Я верный друг!» — и моего коснулся платья.3)    И только когда он шептал: «Мама! Мама!» — ему становилось как будто легче.4)    Женщинам я говорил без церемоний: «Как ты постарела!»5. Найдите предложения, соответствующие схеме: «П, —  а, — п» .1)    «Молчи, няня, — сказал с сердцем Владимир, — сейчас пошли Антона в город за лекарством».2)    «Васила Егоровна — прехрабрая дама, — заметил важно Швабрин. — Иван Кузмич может это засвидетельствовать».3)    «Мне кажется, — начал Вергилиан, — что люди живут там по-иному, чем мы».4) «Не сердись,- сказал он и шепотом на ухо добавил: - Плакать тоже не надо».
6. Найдите предложение с прямой речью, которое оформлено неправильно.1)    «А к кому из здешних помещиков определились вы?» — спросил офицер.2)    «Да это бунт!» — закричал исправник.3)    Прощаясь, вы сказали мне: «Пишите непременно».4)    «Владимир Андреевич —это наш молодой барин». — Сказал голос из толпы.
7 .Выберите схему, которой соответствует предложение (знаки препинания не расставлены).Красноармеец спокойно сказав ты посиди пока тут вылез вслед за следователем.1)    А: «П», — а.2)    А: «П» — а. 3)    А: «П», а.8. Какой схеме соответствуют предложения (знаки препинания не расставлены).Там со мною шедший кто-то мне сказал прости.Вчера еще, влюбленный, молил не позабудь.Я опять узнала его и сказала господи боже, прости его.1)    «П,» — а. 2)    А: «П».3)    А: «п». 4)    «П». — А.
Предложения с косвенной речью
Косвенная речь, наряду с прямой речью, является способом передачи в речи чужих слов. В отличие от прямой речи, предложения с косвенной речью служат для передачи лишь смысла сказанного другим лицом, не сохраняя стилистические особенности оригинального высказывания.
С синтаксической точки зрения, косвенная речь выступает как придаточное предложение в сложноподчинённом, где роль главного предложения играют авторские слова.
Придаточное предложение, содержащее косвенную речь, следует за главным и присоединяется к сказуемому с помощью союзов и относительных слов, характерных для придаточных изъяснительных: что, чтобы, будто, якобы, как будто, где, куда, когда, откуда, какой, который и пр.Мне сказали, что пора собираться в дорогу.
Вчера рассказывали, будто перед этим он долго не спал.
Ко мне подошла женщина и спросила, где находится ближайшая аптека.
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются относительно человека, передающего чужую речь:
Тогда он сказал, что вернётся через час. ( сравнить:Тогда он сказал: «Вернусь через час».
Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером. ( сравнить: Она попросила: «Зайди за мной вечером».)Обращения, междометия, звукоподражания и т.п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу:
Я крикнул: «Эй! Ты, случаем, не заблудился?» - Я окликнул его и спросил, не заблудился ли он.
Иногда в косвенной речи сохраняются дословные выражения чужой речи. На письме это передаётся с помощью кавычек.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Проставьте знаки препинания (прямая речь выделена). Замените прямую речь косвенной.
1. Шофёр такси уверял Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут.
2.Нина спросила подругу Таня, ты пойдёшь сегодня вечером на концерт?
3.Коля говорил Мой брат работает слесарем-инструментальщиком.
4. Будьте у музея ровно в 11 часов предупредил нас учитель истории.
5. Пойдёмте по берегу сказал я может быть наткнёмся на лодку.