Внеклассное мероприятие по русскому языку Сокровища зеленого сундучка













Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку








Подготовила:
учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Куйбышевская
СОШ»
Костышак Елена Васильевна












Форма проведения: познавательная игра
Тема: «Сокровища зеленого сундучка»

Участники: 6 класс
Провела: Костышак Е.В, учитель русского языка и литературы.


Цель: воспитывать любовь к родному слову, русскому языку, отечественной истории.
Задачи:
- ознакомить с истоками возникновения письменности, славянской азбукой, ее создателями;
- способствовать развитию познавательного интереса в разных областях знаний;
- способствовать формированию коммуникативных навыков, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Методическое обеспечение мероприятия: компьютер, музыкальное сопровождение, макет сундучка, цветные коллажи, образцы письма, перья, чернила, образец старославянской азбуки, книги.






















План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Сокровища зеленого сундучка»

Вступительное слово. (сообщение темы и целей).
Познавательная игра с использованием сундучка для разгадывания тайн письменности
1. Разгадывание надписи на крышке сундучка.
2. Картинки из прошлого (проигрывание учащимися сцен общения первобытных людей)
3. Как делал человек первые шаги к письменности ( дети разгадывают нарисованные на плакате объекты, делают выводы)
4. Зарождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий.
5. Славянская азбука ( угадывание букв, сравнение славянской азбуки с современной)
6. Орудия труда древних писцов. (учащимся предлагается написать перьями и чернилами на листе бумаги слова)
7. Старинные книги (демонстрация рукописей)
Чтение стихотворения М.Богдановича «Переписчик»
8. Берестяные грамоты (демонстрация образцов)
9. Первый первопечатник Иван Федоров.
III. Заключение . Подведение итогов. Награждение участников книгами














Сценарий внеклассного мероприятия «Сокровища зеленого сундучка»


Ведущий.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поучаствовать в познавательной игре «Сокровища зеленого сундучка», где мы познакомимся с русской стариной, с жизнью, бытом и культурой наших предков.

Нынче к нам на праздничек
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок –
Чудо цвета изумруда.
В малахитовых разводах
И окован серебром
Вот бы знать нам , что таится
В сундучке старинном том! –
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем.

(разворачивает лежащую на сундучке грамотку и читает)

Здесь, дружок, таится клад
И сокровища лежат.
А какие – угадай.
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку:
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберешь.
Надпись хитрая гласит,
Что сундук в себе таит.

(ведущий поворачивает сундучок так, чтобы крышка была видна детям. На крышке в сплетениях узора вразброс спрятаны буквы или слоги, из которых можно составить слово письменность. Дети разгадывают надпись.)

Ведущий
Ребята, я вижу, что кое-кто из вас разочарован: ну и «сокровище» - письменность! Вы, наверное ждали монет золотых или камней драгоценных. А тут И все же можно с полным основанием утверждать, что письменность – это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек.
Чтобы понять это, попробуем перенестись на две с половиной тысячи лет назад. Вот вам картинка из далекого прошлого.
(появляются скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий)

Скиф:
Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел. (подает эти предметы)
Царь:
Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?
Скиф:
Мне велено передать это тебе молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (уходит)
Царь:
Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание доныне непокорных скифов. Уже сколько времени мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю – и все без толку! Неужели они решили сдаться нам? Мышь она живет в земле. Лягушка она живет на земле, а птица – в воздухе. Стало быть они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!
Гобрий:
Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел.»
(оба, недоуменно поглядев на предметы и пожав плечами, уходят)
Ведущий
Вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов. И громоздко получалось, и не особенно понятно. И постепенно люди стали изобретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке. Ой, да мы про него совсем забыли! А он ждет нас. Кстати, половину своих сокровищ сундучок подарит вам. Только сундучок этот не простой. Вот и сейчас крышка его на миг откроется - и сразу захлопнется. А уж как ее во второй, третий, четвертый раз открыть – сам сундучок нам подскажет. А пока нам надо успеть загадку разгадать. И когда прозвучит правильный ответ, надо успеть достать то, что лежит сверху.
(звучит загадка про буквы)
Черные, кривые, от рождения немые,
Станут в ряд – сразу заговорят.
(после отгадывания загадки, крышка сундучка открывается, ведущий быстро достает оттуда конверт и большого формата лист бумаги с головоломкой)
- Ребята, посмотрите, в конверте – буквы, а на конверте написано:
Эти буковки для тех,
Кто играет лучше всех.

А на листе тоже какие-то разноцветные буквы.
(на листе по окружности или по периметру расположены буквы, окрашенные через одну в разные цвета)

МКЕИФРОИДЛИЛЙ (КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ)
Эти и другие буквы на листе бумаги используются в течение всей игры для составления слов. В центре листа изображение книги.

Эти буквы - не простые
И секрет в себе таят.
Выбирай из них любые –
Вперемешку и подряд.
Три словечка получилось,
Крышка – раз! – и приоткрылась.
И тогда уж не зевай,
Что успеешь – доставай!

(Ребята составляют из букв на плакате различные слова. После того как составлены первые три слова, крышка сундучка откидывается и ребятам разрешается взять из него то , что лежит сверху. За каждое составленное слово и за правильный ответ ведущий дает детям буквы из конверта)

Из сундучка достают лист бумаги с тремя изображениями: 1) вход в пещеру, 2)отпечатки стоп ног, 3) значок-символ
Ведущий
Этот лист, ребята, напоминает нам, как делал человек первые шаги к созданию письменности. Такое изображение было обнаружено на стене одной из пещер, в которой когда-то обитали древние люди. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы
(ответы детей: изображать, рисовать)
Эту композицию из рисунков ученые, изучающие жизнь древних людей, поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя
2) в пещеру можно войти
Какое из этих трех изображений ученые не смогли понять абсолютно точно?
(дети указывают на значок и говорят, что он не соответствует никакому предмету в реальной жизни, а является отвлеченным символом, скорее всего символом действия)
Ведущий
А какое из трех изображений уже свидетельствует о подступах человека к изобретению письменности?
(Дети указывают на третье изображение)
Ведущий
Постепенно рисунки заменялись у людей все новыми и новыми символами слов. Так у древних народов зарождалась письменность, у каждого – своя, не похожая на другие. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, скале, на доске – о бумаге и речи не было. Конечно, переносить на расстояния такие письма тоже было неудобно. И тогда некоторые народы придумали Но чтоб увидеть, что они придумали, надо составить новые три слова и открыть сундучок.

(После выполнения этого задания ведущий достает из сундучка следующий предмет – бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по нескольку узелков.)

А это, ребята, то, что придумал для передачи сведений на расстояние один древний народ Южной Америки – племя инков. По цвету нитей узнавали прежде всего, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого – серебро, красного – воинов и т. д. А количество узелков на нити говорит о числе этих предметов. Эта бечевка - своеобразное письмо из узелков.

(После составления следующей тройки слов достают новый предмет – бечевку, смотанную в клубок, с узелками на ней.)

Ведущий
А это – тоже узелковое письмо, но придуманное в древности уже другим народом, живущим в Европе. Название этого народа – точнее, целой группы народов – надо сложить из букв, которые находятся на этих двух столах. Но букв здесь – не один десяток! Это не значит, что слово, которое надо составить, такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем все буквы, шрифтом, - и из них составить слово.

(Используя эти подсказки, игроки составляют слово славяне)

Ведущий
Ребята, славяне – это мы с вами. Это наши предки придумали такой интересный способ передачи информации. Правда, владели этой «грамотой» единицы, избранные люди – волхвы-кудесники. А еще , по дошедшим до нас сведениям, славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и резов», то есть черточек и зарубок. Из тех времен к нам дошли две народные поговорки, которые напоминают об этих древних способах передачи информации, существовавших у наших предков. Листок с этими поговорками – в сундучке!

(После составления трех слов из букв, находящихся на плакате-ключе, достаются два листа с двумя зашифрованными надписями. Первая шифровка – изображение платка с завязанным на конце узелком. По периметру платка написаны буквы : «завяжиузелокнапамять». Задача детей – найти начало фразы и прочесть ее. Вторая шифровка – изображение топора, а по рисунку, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: «зарубинаносу». После разгадывания шифровки ведущий объясняет прямой смысл высказываний. Если забудешь, то узелок на платке или зарубка на собственном носу напомнят тебе о забытом.)

Ведущий
В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата – ученых монаха – составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами – для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянский язык несколько важнейших церковных книг. За этот подвиг братья позже, уже после их смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. Имена этих братьев зашифрованы на нашем плакате-«ключе», с помощью которого мы открываем наш сундучок. Кто первым расшифрует и прочтет их?

(Буквами одного цвета записано имя Кирилл, другого – Мефодий. Расшифровывая первое имя, надо читать буквы одного цвета, а сначала – найти, с какой из них начинается слово в круге.)

- От имени одного из братьев было образовано и название древней славянской азбуки – кириллица.
Так и появилась в славянских странах своя письменность. Шло время, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 100 лет назад, то очень многое не поймем. Давайте заглянем в тот уголок сундучка, который хранит письмена тех далеких дней.
(Достает лист со словами буки, есть, добро, азъ.)
- А теперь ответьте на вопросы:
1. Как вы думаете сколько букв записано здесь? (Всего четыре. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова.)
2. Какое слово можно составить из этих четырех букв? (Беда.)
3. Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв из этого плаката. Кто первым назовет это слово? (Азбука.)
Буквы на плакате – это знакомые вам, дошедшие до нашего времени буквы, только сократившие свои названия сейчас: буки – б, аз – а
А вот около десятка букв из той первой славянской азбуки вообще не дошли до нашего времени, исчезли из нее. Посмотрите на буквы на тех карточках, что вы получали в качестве награды. Кому достались карточки с незнакомыми буквами? Этим ребятам повезло: им предоставляется возможность заработать еще по одной карточке с буквой. Для этого нужно всего-навсего угадать, какое название носила эта исчезнувшая буква, карточка с которой оказалась у вас в «арсенале». На стенде даны названия букв. Вы должны карточку со своей буквой поместить рядом с любым названием. Если поместили верно – получаете еще одну карточку.( В основу конкурса положен принцип просто везения, угадывания.)
На стенде строки:

В любой старинной книжице
Могли вы прочитать
Такие буквы: «ижица»,
«Фита», «омега», «ять»,
И букву «пси»,
И букву «кси»,
«Зело», а также «ер».
Писали люди на Руси
Их на какой манер?

Правильная расстановка букв:

ижица - ять - зело –
фита - пси - ер –
омега - кси -

(После завершения этого этапа игры и составления трех слов ведущий открывает сундучок и достает предметы – несколько гусиных перьев и старую чернильницу)

Ведущий
А это что за предметы и какое отношение имеют они к славянской письменности?
(После выяснения того, что эти перья – орудия труда писцов (предшественники карандашей и авторучек), которыми пользовались и в 19 веке. Ведущий предлагает детям попробовать писать гусиными перьями. На отдельные столики кладется по листу бумаги и по перу, ставится чернильница. Учащиеся должны попробовать написать свою фамилию. У кого получится красивее всех, тот получает карточку с буквой)

Ведущий
А вот в старину древние писцы (чаще всего это были монахи) такими перьями писали и переписывали целые книги. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как сегодня у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось «писать уставом» ) или, наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор (это называлось «писать вязью»). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев, а также разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько изображение предметов и даже людей. Конечно, и писались тогда книги по долгу: по семь-восемь лет.
Хотите увидеть такую книгу? Она есть в нашем сундучке. Составляем еще три слова.

(Ребятам демонстрируется раскрытая старинная книга(это может быть какое-либо фототипическое издание или страница с фотографией рукописного листа). В это время звучит фрагмент стихотворения М. Богдановича «Переписчик».

На девственном листе под узеньким окном
Неспешно буковки выводит он пером,
А между ярко-черными рядами
Вставляет ярко красную строку. Веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных – фантазии своей
Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) –
Украсит он заставки, и концовки,
И заголовки все – ведь некуда спешить.
Порою труд прервет, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, - и глянет : радость-солнце
Столпами падает на стол через оконце.


- Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался обладателем большого богатства. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен многолетний труд писца и многовековая человеческая мудрость.
Да и обыкновенная бумага в старину была «дивом-дивным». Кстати, в Древней Руси для ведения разной бытовой переписки, для обучения детей грамоте бумаге найдена была оригинальная замена – какая бы вы думали? На этом стенде – закрытый квадратиками кусочек этого «материала» - заменителя бумаги в Древней Руси с написанным на нем названием этого материала. Давайте будем по очереди открывать квадраты. Кто раньше всех угадает, что это такое?

(Два-четыре игрока по очереди называют номера квадрата, которые надо открыть. Под квадратами – кусок «бересты» (из картона), повернутый обратной (желтой) стороной, с нарисованным на нем словом береста. Для усложнения задания буквы лучше расположить не в одну линию, а вразброс, квадратов же сделать большее количество, чем букв, и расположить их в два-три ряда, чтобы один квадрат закрывал не целую букву, а часть ее или пустой кусок «бересты». После угадывания слова «береста» переворачивается «белой» стороной к зрителям, и на ней обнаруживается нацарапанный древнерусскими буквами текст.
Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т
Е Е А И А Е У А А А Х О Е И А

- Ребята, понятна вам эта запись? Да, она «зашифрована». Такую «берестяную грамоту» нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что эта шифровка – не что иное как озорная шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой или Еремкой, мальчишкой-школьником во время скучного урока – и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку, а прочитав, разозлился, порвал ее и выбросил вон. Что же написано здесь такое шалуном-мальчишкой, что заставило прочитавшего это разорвать бересту? Обратите внимание: в верхнем ряду записаны только согласные, во втором – гласные, а ведь обычно в русских словах они чередуются. Значит надо читать текст по зигзагу!
Кто первый прочтет головоломку?
(Расшифровка текста выглядит так: «Невежа писа, недума каза, а хто се цита»)

- Эта дразнилка в современном языке известна в таком виде: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Теперь понятно, что на оторванном клочке бересты были какие-то обидные слова в адрес читающего головоломку, вот он и порвал его. В таком виде и нашли бересту в наше время ученые.
А теперь вернемся от проказ маленьких школяров к древней русской книге. Книг на Руси требовалось все больше и больше, писцы не успевали их переписывать, хотя и шрифт постепенно начали упрощать, и слова пытались сокращать при письме, ставя над сокращенным словом специальный значок – титло.
И опять услышали ученые люди, что в чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. И вот в 16 веке такой станок был создан и на Руси замечательным русским мастером , фамилия которого тоже хранится в этом сундучке. Откроем его нашим способом и достанем еще одну шифрованную запись.

(На листе записано слово Фёдоров, но буквы лежат горизонтально, что делает их трудноузнаваемыми)
После разгадывания шифровки и вручения карточки с буквой одному из игроков, ведущий предлагает детям рассмотреть свои карточки, сосчитать их.

Ведущий
Вот, ребята, и добрались мы до самого дна нашего сундучка. Глубоким оказался сундучок, много смекалки, знаний и любознательности потребовалось проявить нам, чтобы докопаться до того, что лежит на самом дне. А что же там? Да здесь же целая стопка ярких, интересных книг в глянцевых красивых обложках! Кому же предназначены эти сокровища? А вот и записка.
В книгах - своя глубина.
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду
Слов драгоценные клады.
Ребята, я думаю вы согласитесь, что этой награды более всего достойны те, кто активно участвовал в разгадывании тайн нашего сундучка. А это те из вас, у кого больше всех оказалось карточек с буквами.

(Награждение победителей книгами)




























15