Русский язык. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков (4 класс)


Предмет: Русский язык 4 класс
Тема урока: Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Цели урока:
•закрепить полученные детьми знания о разделительных ь и ъ знаках;
•способствовать развитию умения видеть проблему, исследовать и добиваться её разрешения; •способствовать постановке и реализации целей урока; •способствовать развитию орфографической зоркости; •способствовать развитию коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью.
•содействовать воспитанию ответственности и взаимовыручке; •содействовать воспитанию стремления к совместному творчеству, позитивному отношению к учебе.
Задачи урока: организовать работу в деятельном режиме, исследовать тему и обосновать выводы.
Оборудование: компьютер, постеры, слайды, карточки
Тип урока: комбинированный с использованием элементов технологии развития критического мышления.
Методы и приёмы: частично-поисковый, наглядный, словесный.
Форма работы: работа в группах, парах.
Ход урока:
Орг.момент. Психологический настрой.
Игра «Молекулы».
Молекулы это мелкие частицы, которые объединяются вместе. Сегодня мы с вами тоже будем этим заниматься. Молекулы, объединитесь по двое! По трое! Четыре молекулы! Пять! Вот у вас получились новые группы, в которых вы сегодня будете работать.
Ученики соседнего класса предложили провести урок, который прошёл у них, и ради эксперимента узнать, кто лучше усвоил тему. А вот какую тему? Надо, братцы, разобраться и скорей за дело взяться. Вот девиз, который они предложили для урока. Прочитайте его на доске.
Друзья, ученье нас объединяет!
- Кто же тему отгадает? (Ответы детей).
- А что вы знаете про разделительные ь и ъ знаки?
Разделительный ь знак пишется в корне слова.
Пишется после согласной перед гласными е, ё, ю, и, я.
Приводят примеры: семья, вьюга, печенье, муравьи.

Разделительный твёрдый знак . Он разделяет буквы согласного и гласного.
Он пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я. Дети приводят примеры слов.
На доске слова. ВЫЕЗД ОТЪЕЗД ПЕРЕЕЗД ПОДЪЕЗД ПРОЕЗД ВЪЕЗД – Разберите слова по составу. Сравните данные слова. Найдите в них общее. (Существительное, однокоренное с корнем ЕЗД, нулевое окончание, есть приставка). – Назовите различия (в первом столбике слова, в которых приставка оканчивается на гласную, а во втором на согласную). – Это мы повторили первый секрет Ъ. – Для того, чтобы узнать второй секрет Ъ, то есть перед какими буквами он пишется – выполните задание. – Спишите и подчеркните буквы, перед какими пишется Ъ. ОТЪЕХАЛ ПОДЪЁМ ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ ОБЪЯВЛЕНИЕ – Назовите эти буквы.– Это второй секрет Ъ.

Хорошо. Давайте мы сделаем у себя в тетрадях опорный конспект того, что говорили.
Ь иеёюя (примеры)
А теперь новую строчку отведём твёрдому разделительному знаку.
Ъ еёюя (примеры)
Молодцы, действительно, ученье нас объединяет. Вы так дружно работаете.
Друзья, ученье нас объединяет!
Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Это обращение, к вам обращаются, как бы делают паузу, чтобы вы задумались, внимательно послушали или вчитались, поэтому на письме обращение выделяют запятой.
В группах укажите части речи, которые вы знаете.
Выполнение упр.670. Провести эксперимент в группах. Составить и записать слова. Указать, после каких приставок и перед какими гласными пишется Ъ?
Движение вокруг чего–то ……….. об (ехать); обо (йти);
Движение через что-то …………... пере-
Движение внутрь чего-то ……….. в-; во-;
Приближение к чему-то ………… при-
Удаление от чего-то …………….. от-; у-;
Движение из чего-то наружу ……. вы-
Чтение текста на доске.
судя отехатьсёмка вюгажилё обяснитьволчи плате
обездчик сёжилсяВнимательно посмотрите, что-то случилось со словами. Прочтите их.
Мальчики выписывают себе слова с разделительным Ъ знаком, девочки – с разделительным Ь знаком.
Проверка будет проходить наоборот – девочки называют слова с Ъ и объясняют, почему именно Ъ , а мальчики разбирают слова с Ь.
Рефлексия.
- Какими знаниями вы хотели бы поделиться дома  с  родителями?
- Какие открытия  для себя сделали?
- Как пригодятся нам эти знания?
- Закончите предложение:
Мне было интересно ......
Мне было трудно ......
Я  хотел(а) бы  ещё узнать .....
Оценивание.