Технологическая карта урока Правописание разделительных ъ и ь знаков


МБОУ «Алексеевская СОШ Корочанского района Белгородской области»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
«Правописание разделительных ъ и ь знаков»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Малышева Людмила Александровна
С. Алексеевка, 2015 г
Предмет Русский язык Класс 5
Тема урока Урок систематизации знаний по теме «Правописание разделительных ъ и ь знаков»
Тип урока Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся
Цели
Задачи  Формирование образовательных компетенций в предметной области « Русский язык» по теме: «Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. Повторение изученного в начальной школе.»
1.Сформировать умение правильно писать слова с разделительными  Ъ И Ь.
2.Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, коммуникативные умения и навыки
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Предметные умения:
- иметь представление о понятиях «разделительный ь», «разделительный ъ»;
- осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.
- соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ;
-наблюдать за употреблением разделительного ъ и ь знака;
- находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным ь и ъ знаком);
- писать орфографически правильно слова с разделительным ъ и ь знаком.
Регулятивные УУД:
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- осуществляют контроль, - оценивать свои достижения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- поиск нужной информации;
- понимать заданный вопрос и строить правильный ответ;
Коммуникативные УУД:
- принимать чужое мнение и позицию;
- формировать собственное мнение и позицию; строить понятные высказывания;
- самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха;
- способность к самооценке, ориентирование на понимание причин успеха в учении.
Основные понятия, изучаемые на уроке «разделительный ь», «разделительный ъ»; орфограмма, звук и буква.
Организационная структура урока
№ этапа Этап урока УУД Деятельность ЭОР Время
учителя учащихся 1 Орг. Момент РУУД (самоконтроль).
Умение быстро настроиться на урок.
Готовит детей к началу урока.
Звонкий прозвенел звонок. Начинается урок. Встаньте прямо, не шумите, Всё ль на парте, посмотрите. Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадки.
Не забыть и про дневник, Знает каждый ученик. Молодцы! Готов весь класс, Мы урок начнем сейчас. Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок.

2 Проверка домашнего задания РУУД( взаимопомощь, контроль).
Умение оценить выполненные задания Организует отчёт консультантов
Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах 3
Актуализация комплекса знаний и умений
Языковая
разминка( комплексное повторение, развитие умений) с элементами актуализации изученного
Подведение к определению темы урока РУУД(контроль, самоконтроль).
ПУУД
Умение сравнивать, проводить самооценку и коррекцию знаний
ПУУД. Умение анализировать, высказывать свою точку зрения
- Кто готов поиграть? Поднимите руку.
         - Начинаем урок традиционно с  орфографической минутки.
Прием «Ручеек»: учащиеся должны объяснить друг другу написание слов
1 карточка: мыш…, молодёж…, много туч…, рож…, ин..екция2 карточка: меч…, нож…, тиш..., постройка дач…, об…единить.
ИТОГ:
- С каким настроением вы играли?
- Поднимите руку, кому было приятно работать в парах?
- Кто ответил всё правильно?
- Кто ошибся?
Благодарю вас за игру, присаживайтесь на свои места. « РУЧЕЁК».
      Дети встают парами – друг перед другом. У каждого карточка со словами, в которых пропущена буква. Дети вступают в диалог, объясняя друг другу выбор буквы. По команде учителя происходит смена партнёра.
Работа в парах: анализ слов на карточках.
Вступают в диалог сучителем,
Карточки со словами двух вариантов
Слайд1Постановка
учебной проблемы Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока). ПУУД. Умение анализировать, высказывать свою точку зрения
КУУД, РУУД
( взаимопомощь, контроль, самоконтроль),
Слова с какой орфограммой встретились вам во время игры?
Какие слова являются лишними? Почему?
(ин..екция, об…единить)
Как вы думаете, какая тема данного урока?
(Правописание слов с разделительным ъ и ь)
Выбирают цели урока
Определяют лишнее слово.
Вступают в диалог сучителем, выполняя
задание, выявляют,
осознают и проговаривают противоречие.
Определяют тему урока. Слайд 2
4 Формулирование проблемы,
планирование
деятельности
- Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке?
 ( На доске слова – помощники: различать, сравнивать, распознавать)
Дети ставят учебную задачу:
- Научимся распознавать слова с данной орфограммой и правильно их писать.
Слайд
3 5 Показ образца применений комплекса знаний КУУД (Инициативное сотрудничество в группе)
Предлагает материал для наблюдения
упр. 83 , с.36 уч. «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М.Разумовской.
Какое место в слове занимают Ъ и Ь?
После каких букв, перед какими буквами, в какой морфеме? Сформулируйте правило.
Проверьте себя по учебнику с.36 уч. «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М.Разумовской.(правило)
Обсудите в парах.
Работа в группах. Предлагают свои версии.
По окончании работы
сверяют свой результат
с правилом (определением учебника).
6 Физкультминутка КУУД . Формирование ответственного отношения к своему здоровью Организует паузу отдыха
Выполняют кратковременную физкультурную паузу Слайд
4 7 Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях Контроль и самоконтроль ПУУД. Умение использовать информационные источники для поиска нужной информации
Умение применять знания в нестандартной ситуации
ЛУУД(самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
– положительное отношение к учебной деятельности;
- активизируется самостоятельность,
Умение применять знания в нестандартной ситуации
Индивидуальная работа
  а)  Ъ И Ь – хороши на своём месте. Я вам предлагаю, изменить эти слова так, чтобы в новых словах (на нужном месте ) оказался Ъ или Ь.
На доске слова:
Подели – ( подъели), Уля – (улья), обедать – ( объедать), сел – (съел), полёт – (польёт), Сёмка – (съёмка), Коля – ( колья).
-Когда же пишется Ъ и  Ь?
( Правило)
  б)     -А теперь попробуйте  каждый убедиться в том, чему он научился.
Буквенный диктант (учитель читает слова, в которых пропущены буквы) 
Объявил, полозья, съезд.
Объяснил, объедки, съест.
Обезьяна, льёт, подъезд.
Вьюга, вьюн, семья, разъезд.
- Посовещайтесь друг  с  другом, сравните ответы.
- У кого совпали ответы?  А кого не совпали, сверить с ответами на доске.
Ответ: Ъ,Ь,Ъ,Ъ,Ъ,Ъ,Ь,Ь,Ъ,Ь,Ь,Ь,Ъ.
Работа с дифференцированными заданиями (индивидуально, в парах, в группах)
Желаю вам успешной работы, реально оценить свои возможности, сделать  правильный выбор уровня сложности в карточке.
Сначала выбирают  форму работы девочки, затем мальчики.
Читают про себя, объясняют и выполняют
(с проговариванием).
Выполняют индивидуально или в парах, поокончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.
Дети должны записать в тетрадь какую букву (Ъ или Ь) нужно вставить в данное слово.

Ученики выбирают конверты разной сложности
Конверт красного цвета – максимальный уровень сложности.
Конверт синего цвета – расширенный уровень сложности.
Конверт зеленого цвета – необходимый уровень сложности.
Презентация
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
конверты 8 Рефлексия РУУД ( самоконтроль).
- Что было интересного в вашей работе? Чем хотели бы поделиться?
Кто работал индивидуально? Расскажите о своей работе.
Кто работал в паре?
Кто работал в группе?
Кому было трудно?
Завершение урока.
-Кому понравился   урок?
-Решили мы учебную задачу, которую ставили перед собой в начале урока?
                   Обобщают, делают выводы.
Самоанализ, самооценка.
Обсуждение. Слайд 13 9 Подведение итогов урока РУУД (контроль, самоконтроль).
Умение анализировать достижения целей урока Подводит учащихся к выводу о достижении целей урока. Дают ответ на вопрос
10 Домашнее задание Выполните задание, которое позволит продемонстрировать ваши умения по изученной теме
С. 37, упр. 88.
Прочитайте самостоятельно- д/з.
Что нужно сделать? Как вы будете выполнять?
Желаю вам успешной работы.
Записывают д/з.
Читают и объясняют задание.