Конспект урока русского языка на тему Устное изложение. Трясогузкины письма (3 класс)


Перспективная начальная школа
Урок русского языка
Тема: Р/р. Устное изложение
«Трясогузкины письма»


Подготовила учитель
начальных классов
МБОУ Красночабанской
СОШ №14
Зимовниковского района
Ростовской области
Слобоцкая И.Н.

Тема урока: Устное изложение «Трясогузкины письма».
Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:Планируемые результаты:
Предметные:
- продолжить работу над пониманием основной мысли, выраженной в тексте;
-развивать и закреплять умения детей делить текст на части и составлять план текста для устного пересказа;
- развивать устную речь школьников: умения своими словами пересказывать текст, передавая смысл каждой его части с опорой на план текста
Метапредметные:
познавательные:
– ориентироваться в тексте, выделять и осмысливать необходимую информацию; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения;
коммуникативные:
– участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими открытиями
регулятивные:
– ставить и решать учебную задачу под руководством учителя;
- осуществлять самоконтроль
Личностные:
- развивать способность иметь собственное мнение и выражать свои мысли.
-
Ход урока
I. Организационный этап урока
- Ребята, покажите с помощью смайликов, с каким настроением вы пришли на урок. Ну что ж, сегодня прекрасный зимний день! У всех хорошее предпраздничное настроение. Да и урок не совсем обычный. К нам пожаловала очень интересная гостья и принесла чуточку весеннего тепла. Встречайте, кто – же это?
ІІ. Мотивация урока. Постановка темы и цели урока
Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт,
Комары её закуска.
Это птичка - …
(Трясогузка)
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной ….
(Трясогузки)
(П.Смолин)
- Ребята, о ком же сегодня мы будем говорить на уроке?
- Но ведь у нас урок русского языка – урок развития речи, и трясогузка, как очень умная и заботливая птичка, не может помешать нам овладевать искусством правильной, красивой и грамотной речи.
- Предположите, чем же мы будем заниматься на уроке русского языка? (Мы познакомимся с произведением, в котором говорится об очень интересном случае из жизни трясогузки. Определим тему, основную мысль текста. Составим план текста.)- Совершенно верно, ребята.
-А какие цели мы для себя поставим на уроке?
- Сегодня на уроке развития речи мы продолжим работу над определением основной мысли, выраженной в тексте; научимся делить текст на части, составлять план текста для устного пересказа и своими словами пересказывать текст, передавая смысл каждой его части с опорой на составленный план текста.
ІІІ. Подготовка к усвоению новых знаний.
- Ребята, а что вы уже знаете о трясогузке из передач, энциклопедий или других источников?
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Это маленькая птичка из отряда воробьиных. Живёт на берегу реки, пруда или маленького ручейка. Трясогузки – большие чистюли. Они купаются, моются, как большие пляжницы. С наступлением холодов многие птицы отправляются в тёплые края. Не забывают это делать и трясогузки, но ранней весной домой возвращаются безошибочно. Трясогузка – мама строит гнездо на земле и старается делать это в каком – либо укрытии. А если же укрытия нет, строит гнездо где получится, и мастерит его одним только своим клювом так добротно и надёжно, что диву даёшься. И вот какой интересный случай произошел весной с гостьей, пожаловавшей сегодня к нам на урок.
- Откройте учебники: упр.29 стр. 63-64. Послушайте текст «Трясогузкины письма» по Н. Сладкову.
IV. Открытие новых знаний
а) Словарно-фразеологическая работа.
- Значение какого слова вы хотели бы выяснить? (древоточец)
- К какому источнику информации необходимо обратиться? (в Толковый словарь)
б). Беседа по содержанию с выборочным чтением текста. Анализ текста.
- А вам приходилось видеть трясогузку?
- Знаете, как она выглядит?
_ Найдите в тексте и прочитайте описание этой птички. («трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком»).
- Почему птичка облюбовала для гнезда почтовый ящик?
- Почему её прозвали Почтальоном?
- Как вела себя трясогузка, когда приходил почтальон?
- Как относились к трясогузке жители дома, хозяева почтового ящика?
- Какие фрагменты текста подтверждают ваш ответ?
- Как вы понимаете смысл названия текста?
- Оно соответствует теме или основной мысли текста? (Оно соответствует его основной мысли: люди с вниманием и заботой относятся к птичке и ласково называют разные бумажки, из которых она строит гнездо, - трясогузкиными письмами)
Физкультминутка
в) Составление плана текста и обсуждение готового плана. Работа в парах.
- Поделите текст на части по смыслу.
- Сколько смысловых частей у вас получилось?
- Придумайте название для каждой части текста и запишите план в тетрадь.
Примерные названия частей плана могут быть такими:
1.Старый почтовый ящик и дятел.
2.Почему трясогузку назвали «Почтальон».
3.Тревожная жизнь трясогузки.
4.Новые заботы.
5.Как оберегали трясогузку.
6. Птичья семья покидает гнездо.
г). Подготовка к пересказу текста:
-Ребята, внимательно послушайте текст ещё раз, обратите внимание на последовательность изложения событий в тексте.
- Теперь перечитайте текст вполголоса.
д). Пересказ текста. Работа в парах
- Закройте страницу учебника листком бумаги и перескажите текст своими словами соседу по парте, опираясь на план.
V. Первичное закрепление нового материала. Творческое задание. Обсуждение.
- Составь короткое описание трясогузки (3 – 4 предложения): внешний вид, повадки с иллюстрацией для размещения в иллюстрированном словаре.
VІ. Итог урока. Рефлексия:
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
- Что показалось сложным на уроке?
- Оцените свою работу на уроке:
- Если у вас всё получилось, вы довольны собой, возьмите этот знак (зелёный кружок)
- Если не всё получалось – такой знак: (жёлтый кружок)
- Если остались вопросы и нужна помощь учителя, возьмите такой знак: (красный кружок)
VІІ. Домашнее задание: составить синквейн: «Трясогузка»
VІІІ. Организованный конец урока
Используемые источники информации:
Методическое пособие «Русский язык» 3 класс Авторы: Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова. Москва. Академкнига/Учебник
Материалы сайтов:
1.Загадки про трясогузку | Загадкиneposed.net›…zagadki/zagadki-o…zagadki…zagadki…2. Трясогузка белая: Юный натуралист-орнитологallforchildren.ru «Юный орнитолог» Трясогузка белая