Открытый урок по окружающему миру 3 класс Тема : « Питание. Органы пищеварения»


МБОУ Целинская средняя общеобразовательная школа № 9
Открытый урок по окружающему миру
3 класс
Тема : « Питание. Органы пищеварения»

Провела: учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Яблонская И.В.

п. Новая Целина
2017г.
Урок окружающего мира в  3 классе УМК  «Гармония».
Тема: « Питание. Органы пищеварения» 

Цели урока:
Образовательные
Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами
Составить правила правильного питания
Развивающие
Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Развивать самостоятельность, познавательные интересы.
Воспитательные
Воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью
Воспитывать интерес к предмету посредством использования ИКТ.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О. Т. Поглазова и рабочая тетрадь,
3 класс, мультимедиа проектор, презентация, предметные картинки, продукты питания, карточки со словами – белки, жиры, углеводы, витамины, плакат человека и органы пищеварения.Ход урока:
I. Организационный момент
Здравствуйте - слово, какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте, скажем мы новому дню,
Здоровья желаем всем и всему.
- Ребята, меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок - исследование. Я буду вашим научным руководителем, а вы выступите в роли – ученых исследователей.
- Кто такие исследователи?

- Ребята, что по вашему мнению самое дорогое? Дороже золота?
- Знаменитый английский поэт Уильям Шекспир говорил: « Здоровье – дороже золота» ( слайд №1)
- Что же необходимо делать , чтобы быть здоровым?
II. Актуализация опорных знаний.
- Перед вами предмет, как запустить его?
- За счет чего движется машинка? ( батареек)
- Ребята, но у человека нет батареек. Что помогает ему двигаться, бегать, говорить? ( пища)
- Чем является пища для нашего организма?
- Какая же тема будет нашего исследования? ( слайд №2)
- Какие задачи поставим перед собой? ( слайд №3)
- Уже на первом этапе нашего исследования какой можно сделать вывод?( Без пищи человек не может жить, расти , двигаться, бороться с болезнями)
III. Новая тема
Практическая работа.
- Чтобы решить задачи нашего исследования предлагаю отправиться в магазин.
- Посмотрите на витрину магазина и определите на какие группы можно разделить данные продукты? ( полезные и вредные)
- Подумайте на какие еще группы можно разделить эти продукты? ( животного и растительного происхождения)
( по очереди – девочка, мальчик выбирают продукты питания и кладут в корзины)
- В каждом продукте питания преобладают вещества, которые необходимы для нашего организма.
- У каждой группы на столе находятся продукты питания. Внимательно прочитайте пищевую ценность каждого продукта и определите, какого вещества больше.
( каждая группа называет вещество и на доске поочередно вывешиваются карточки – жиры, углеводы, белки.) ( слайд № 4)
- Знаете ли вы, какую роль выполняют жиры, белки и углеводы в нашем организме?
- Чтобы ответить на данный вопрос, проведем научную конференцию. Я предлагаю записать её и оставить на память для подрастающего поколения. Для этого нам необходим оператор, по одному выступающему с каждой группы и один эксперт.
- У каждой группы на столе лежат информационные листы, картинки, с продуктами питания и ваш помощник – учебник, откройте его на стр.34. Ваша задача подготовить сообщение о веществе:
1 группа – которое необходимо для роста и развития.( один выступает, другой вывешивает картинки под записью Белки…)
2 группа – обеспечивающее организм энергией.
3 группа – которое поставляет энергию в организм.
( время подготовки – 4 минуты)
- Тема конференции « Питание». Наша задача выяснить из каких веществ состоят продукты и какую роль они выполняют в нашем организме.
( выступают)
- Уважаемые коллеги, а что ещё должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины, минеральные соли и вода)
- Слово предоставляется нашему эксперту.( рассказ о витаминах)
- Слово «витамин» придумал польский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita«жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамины – источник жизни, необходимый для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в овощах и фруктах.
( слайд № 5)
- Вернемся к учебнику на странице 34 и прочтем все о витаминах.
- Что нового узнали о витаминах? (Ответы детей)
- Существует около 20 видов витаминов. Наиболее распространенные – A, B, C, D, Е.
Витамин С – это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Содержится в лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке.
Слайд № 6
- Витамины важны в жизни человека. В качестве примера приведу трагическую судьбу экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова, нашего земляка, отправившегося в Арктику. В течение длительного времени участники экспедиции питались солониной, консервами, сухарями, сахаром. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молочных продуктов. Через некоторое время люди заболели – появилась сильная слабость, зубы стали выпадать, пропал аппетит. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли от цинги ( недостаток витамина С). Те участники, которым удалось вернуться, как только начали питаться свежим мясом, овощами, фруктами, быстро поправились.
- Какой должна быть пища? ( разнообразной)
- Когда пища может стать вредной? ( переедание)
- Ребята, а вы знаете, что за свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон.
- Откройте ваши журналы – исследования ( тетради) на стр. 8 и заполните таблицу
№ 16.
IV. Физминутка.
- После плодотворной работы необходимо отдохнуть ( просмотр Ералаш)
V. Знакомство с пищеварительной системой организма человека.
- Как вы думаете, что произошло с ребятами в фильме?
- Организм настроился на прием пищи. «Слюнки потекли» - говорим мы при виде хорошо накрытого стола.
- А как называется этот процесс?
- Кто поможет объяснить значение слова «пищеварение»?
- Если бы это слово встретилось на уроке русского языка, что бы вы о нём рассказали? ( это существительное в ед.ч., ср.р., сложное слово)
- Если обратиться к словарю Серге́я Ива́новича  ÓжеговаПИЩЕВАРЕНИЕ - переработка пищи и ее усвоение организмом человека и животного.
-  Куда сначала попадает пища?
- Что происходит с пищей в ротовой полости?
- Предлагаю просмотреть научный фильм о пищеварительной системе.
( слайд №7)
– А сейчас задание каждому. Перед вами внутреннее строение человека, ваша задача раскрасить только органы пищеварения.
- Перед вами предметы, относятся ли они к теме нашего исследования?
( кофемолка, труба, гофрированный сифон, детский горшок)
- С каким органом пищеварения ассоциируете этот предмет? Давайте попробуем составить модель пищеварительной системы.
- Нужен ли здесь горшок? Для чего? (Необходимые питательные вещества уже впитались, а отходы выводятся через прямую кишку)
VI. Итог урока . Оценивание детей.
- Так что же дороже золота?
- Какие вещества необходимы для нашего растущего организма?
- Одному мудрецу задали вопрос : « Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил : « Ни то , ни другое, а здоровье . Здоровый нищий счастливее больного короля» .
- Прислушайтесь к словам мудреца и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы с вами
Рефлексия.
- Оцените свою работу, используя данные предметы.
Кофемолка – все понятно, урок был полезен.
Труба – всё выброшу.Гофрированный сифон – еще придется потрудиться, узнать дополнительную информацию.
Домашнее задание.
- Домашнее задание будет творческим, на выбор.
1. Используя предметы быта попробует создать модель пищеварительной системы.
2. Составить меню на неделю для своей семьи.
- Сначала пища попадает в ротовую полость. Мы пережевываем пищу, наши зубы превращают её в маленькие кусочки и перемешивается языком. Слюна размягчает пищу и облегчает процесс глотания. Язык проталкивает пищу в глотку. Через глотку и пищевод еда проходит в желудок. В желудке еда переваривается с помощью желудочного сока до состояния густого супа. Эта кашица проходит дальше в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Большую роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь. В тонком кишечнике частицы питательных веществ впитываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Остатки «супа» попадают в толстый кишечник. Здесь полезные вещества и вода всасывается в кровь. Остатки выносятся в прямую кишку.( слайд
- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения. ( по одному выходят, берут орган и приклеивают на рисунок человека; другие заполняют №22 в ТПО)
- Предлагаю каждой группе составить правила питания.( зачитывают)
- Итак, настало время подвести итог урока.
- Какая тема нашего исследования?
- Какой информацией поделитесь дома?
- Что больше заинтересовало и хотели бы узнать побольше?
слайд