Система подготовки участников городских конкурсов по ИТ на занятиях творческого объединения. Выступление на V городская конференция «Современная практика информатизации образования», г. Дубна, 24.03.2010

Система подготовки участников городских конкурсов по ИТ на занятиях творческого объединения.



Карасева Анна Юрьевна
Учитель информатики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»,
педагог дополнительного образования ЦДТ
г Дубна Московской области



В наше время детям и нам, учителям предлагается большое количество самых разных творческих конкурсов. И во многих из них хочется не только поучаствовать, но и получить признание своей работы.
Создание творческой работы - это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного, а значит, работая над проектом вы узнаете много нового и научитесь делать то, чего раньше делать не умели.
Работа над проектом проходит в несколько этапов:
1 этап: Подготовка.
На этом этапе мы с детьми определяемся с темой работы, выявляем цели и задачи, которых хотим достичь в результате совместных действий.
2 этап: Планирование.
Планируя свои действия, мы определяем, что уже известно по выбранной теме, а что нет и отвечаем для на вопрос: «Что предстоит сделать?». Это и будет ваш план действий, фронт наших работ:
а) определить источники информации;
б) определить способы сбора и анализа информации;
в) определить способы представления результатов;
г) выработать критерии оценки результатов и процесса;
д) разделить задачи (обязанности между членами команды).
Многие проекты выполняются в группе, и самая большая трудность – правильно распределить обязанности и выбрать для каждого члена команды направление его действий. Это очень важно, так как неправильное распределение обязанностей может привести не только к распаду творческой группы, но и провалу всего проекта.
III этап: Исследование.
На этом этапе мы собираем информацию во множестве источников и учимся применять разнообразные методы исследования, например: анализ литературы, анкетирование, интервью, поиск в Интернет и т.д.
На этапе исследования обычно собирают информацию, решают промежуточные задачи. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
В работе над проектом «Школьные выпуски» Змиенко Анастасия, Королева Анна, Чибис Георгий использовали метод исследования архивов школьного музея. В этом году школа отметила свой 40-летний юбилей, и в работе ребят есть небольшой фото-рассказ о каждом выпуске.
В работе над проектом «Моя родословная» Гуринова Маргарита использовала методы интервью и опроса. Она беседовала со своими родными и близкими, записывала все и собрала свой фото-архив. В своей работе Рита рассказала о всех своих родных до пятого колена, узнала в каких уголках России находятся истоки ее Рода.
В работе над проектом «А что у вас на столе?», группа исследователей (Битков Денис, Самохвалов Евгений, Ядров Михаил) использовали метод опроса (проводили анкетирование) и исследования. В самом начале ребята узнали об истории появления на нашем столе самых разных овощей и фруктов, затем собрали о них загадки – и появилась идея создания игры. С этим проектом мы планируем провести классные часы, посвященные правильному питанию в начальном и среднем звене.
IV этап: Результаты и выводы, оформление проекта
Это этап анализа информации, формулирование выводов. Все наши проекты мы представили в виде компьютерных презентаций и докладов. Оформленный проект должен содержать:
титульный слайд (название проекта, автор, школа, класс, консультанты, дата исполнения);
оглавление;
вступление (включает обоснование выбора темы);
основная часть, содержащая описание основных этапов создания проекта;
заключение (содержит основные выводы);
источники информации, в том числе библиография (в соответствии с принятыми стандартами);
приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограмма интервью, анкеты).
На этапе оформления работ ребята активно повышали свой уровень владения ИКТ:
- научились сканировать документы (ABBYY Fine Reader 9.0 Professional Edition);
- обрабатывать полученные изображения (обрезать, ретушировать, сжимать изображение – Paint, Adobe Photoshop CS2, MS Picture Manager);
- создавать фоны для презентаций (Paint, Adobe Photoshop CS2);
- продумывать дизайн оформления презентаций (MS Power Point 2003-2007);
- создавать многоуровневые презентации(MS Power Point 2003-2007)/
V этап: Представление результата, презентация
Самые лучшие наши проекты в этом учебном году мы представляли на городские конкурсы «Школьной фотохроники» и «Детских презентаций».
VI этап: Оценка результатов
В городском конкурсе «Школьной фотохроники» работа Гуриновой Маргариты «Моя родословная» и работа Змиенко Анастасии, Королевой Анны, Чибиса Георгия «Школьные выпуски» были отмечены Дипломами I степени.
Не останавливаясь на достигнутом, Гуринова Маргарита продолжила изучать корни своей родословной. Она узнала, что в ее роду были участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. Ее презентация «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» участвовала в городском конкурсе «Детских презентаций», где была отмечена Благодарностью. На XII Городской НПК работа Риты заняла I место.
Проект «А что у вас на столе?» Биткова Дениса, Самохвалова Евгения, Ядрова Михаила на городском конкурсе «Школьной фотохроники» была отмечена Дипломом II степени.
Создание успешного проекта возможно не только при помощи и поддержке учителя – руководителя проекта, но и друзей – единомышленников, и самое главное - родителей. Во многих наших проектах их помощь неоценима. Они помогали собирать материалы, учились вместе их исследовать, анализировать и представлять в виде проекта.
Работа над созданием проекта у ребенка, как правило, имеет положительный эффект: повышает самооценку, развивает кругозор, коммуникабельность, позволяет получить новые и закрепить полученные умения и навыки, помогает найти взаимопонимание в семье.
Исходя из моего опыта проектной работы с детьми, я убеждена, что этот метод творческой деятельности заслуживает более пристального внимания и внедрения в практику каждого учителя.