Конспект урока по русскому языку «Изложение с творческим заданием. Текст «Случай с кошельком» (по П.Шеманаеву)»






Тема: Изложение с творческим заданием.
Текст «Случай с кошельком»

Предмет: русский язык
Класс: 7
Цель:

Образовательная:
Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.
Овладение навыками применения деепричастных и причастных оборотов.

Развивающая:
Развитие образного, логического критического мышления, речи, памяти.

Воспитательная:
Воспитание эстетического отношения к слову.
Формирование школьника как личности.
Развитие эмоций, творческих способностей.




























Этапы урока
Цели этапа
Методы и приемы
Цели методов и приемов

Вызов
Активизация каждого ученика.
Актуализация знаний.
Развитие связанной речи.
Развитие логического мышления.
Анализ заголовка по особым вопросам.
Вопросы-воспроизведения.
Составления списка слов-определений.
Рассказ-предположение по ключевым словам.
Вызов личностно значимых знаний.
Развитие словарного запаса учащихся.
Развитие логического мышления, связанной речи.

Осмысление
Организация активного восприятия текста.

Направление усилий на степень понимания текста.
Чтение с остановками.
Заполнение трехчастного дневника («Кто, ключевые слова, толкование»).
Возвращение к списку слов-определений.
Открытый финал.
Прогнозирование.
Составление чернового варианта.

Активизация чтения.

Развитие умения выделять главное, систематизировать.
Формировать умения составления связанного текста, умения слушать.

Рефлексия
Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.
Обобщение на уровне личностных впечатлений.
Написание изложения с творческим заданием.
Развитие памяти.

Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.
















Ход урока

1 стадия – Вызов
- В названии текста содержится слово случай. Какие у вас возникают, сформулируйте их и запишите в своих тетрадях.

Когда произошел случай?
С кем произошел?
Что случилось?
Кто герои? И др.

- Наш текст называется «Случай с кошельком». На какие вопросы вы
теперь можете попытаться ответить? Что еще остается неясным?

- Что отражено в названии текста? (Тема)

- Мы с вами пришли к выводу, что в рассказе будет описываться какое-то
происшествие и соответственно поступки героев. От того, как они себя
будут вести, мы можем сделать вывод об их характерах. Запишите
определения, с помощью которых можно охарактеризовать героя.

Достойное, вызывающее, безобразное, бессовестный, злой, тактичный,
доброжелательный и др.

- На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним
сюжетную канву.

Ходить в магазин – пять рублей семьдесят пять копеек мелочью – не теряли – вытряхнул – в награду за честность – посмеиваясь – суетливая – пять рублей – покачала головой


(Ребята работают каждый индивидуально, затем заслушиваются несколько вариантов работ, обсуждаются)

2 стадия – осмысление текста

- Послушайте первую часть текста. Подтвердились ли ваши версии.
Давайте заполним таблицу:


У Коли была домашняя обязанность – ходить в магазин.
Однажды, получив задание, Коля с пятью рублями в кармане отправился в путь. Неподалеку от продуктового магазина он почувствовал, что нога его наступила на какой-то предмет. Остановился и чуть не вскрикнул: на тротуаре валялся кошелек с белой пуговкой. Коля поднял его, отошел в сторону и исследовал содержимое. В нем было пять рублей бумажкой и семьдесят пять копеек мелочью.
Коле захотелось отдать их тому, кто потерял. Но кто это?
- Скажите, вы ничего не теряли? – Коля обращался с этим вопросом к десяткам проходивших мимо людей. И вдруг один из четырех парней, шедших вразвалочку по тротуару, откликнулся:
- Терял!
- Кошелек?
- Вот именно!
Парень вытряхнул содержимое кошелька в растопыренную немытую ладонь.
- А это тебе в награду за честность. – Он протянул Коле пустой кошелек.
Едва компания, негромко посмеиваясь, оставила Колю с пустым кошельком, появилась суетливая старушка, которая, согнувшись, изучала асфальт.
Коля все понял

Кто?
Ключевые слова
Толкование

Коля



Парни




- У каждого из вас уже сложилось собственное мнение о характере мальчика, каждый представил такую ситуацию, кратко напишите. Что произошло дальше.
(Свободное письмо, слушаем версии, обсуждаем)

Послушайте вторую часть текста.
Сперва он хотел убежать, будто совершил кражу. Но удержался и тихо спросил:
- Выпотеряли? Кошелек?
- Да, милый. А ты что, нашел?
Коля торопливо вытащил из кармана пять рублей, которые дала ему мама, и незаметно сунул их в кошелек.
- Этот?
- ОнОн! Там пять рублей с мелочью. Где ты его нашел-то?
- На тротуаре валялся. Пожалуйста
Коля бегом устремился прочь. Обернувшись, он увидел издали, как старушка, не обнаружив мелочи, покачала головой. (По П.Шеманаеву.)


- Оправдались ваши предположения?

- Как этот поступок раскрывает характер мальчика?

- Давайте вернемся к списку наших качеств и выберем те, которые подходят к характеру Коли, обоснуйте свой выбор, добавьте, если вы считаете, что этого недостаточно.
Совестливый
Доверчивый
Наивный
Воспитанный
Бескорыстный (Ребята сами объясняют значение этого слова)
Находчивый
Благородный и т. д.

Ребята выделяют те качества, которые на их взгляд точнее характеризуют Колю.
(Это задание дает возможность подготовиться к творческому заданию)

- Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать его основную мысль. (Благородный поступок и др.)

- Прослушайте еще раз текст, напишите изложение близкое к тексту, дайте оценку его поведения, опишите характер мальчика.


Анализ урока
На стадии Вызова использовались такие приемы, как анализ заголовка, прогнозирование по заголовку, мозговой штурм, прогнозирование по цепочкам ключевых слов, индивидуальная и групповая работа.
Такие приемы помогают развивать логическое мышление, учат самостоятельности, развивают навыки групповой работы, учат высказывать свое собственное мнение.

На стадии Осмысления текста использовалось чтение с остановкой, заполнение трехчастного дневника, который способствует отслеживанию понимания текста, выявления главного. Открытый финал позволяет прочувствовать ситуацию, выявить собственное отношение к тому, что описывается в рассказе.

На стадии Рефлексии возвращались к словам характеристикам, к заголовку.












КОУ «Вечерняя (сменная ) общеобразовательная школа №1» г.Исилькуль,Омская область. Смалюга Валентина Парфирьевна, учитель русского языка и литературы.



Заголовок 115