Урок по литературе в 9-ом классе Образ любви в сонетах поэтов эпохи Возрождения


Тема урока. Образ любви в сонетах поэтов эпохи ВозрожденияЦель урока:1) закрепить знания учащихся о сонете как лирическом жанре; обогатить знания учащихся о творчестве Петрарки, Данте, Шекспира;2) учить анализировать поэтический текст, развивать умение декламировать стихи;3) осуществлять межпредметные связи; развивать творческие способности учащихся;4) учить работать в группе; воспитывать уважение к проявлению чужих чувств.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, рисунки, портреты поэтов, репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, предметы-ассоциации по теме, карандаши, буклеты, «листовки».Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков с элементами защиты творческих проектов.Эпиграф к уроку: Любовь- над бурей поднятый маяк, Не меркнущий во мраке и тумане. Любовь – звезда, которою моряк Определяет место в океане. В. Шекспир. Сонет 116 Тайны человеческой жизни велики, а любовь – самая недоступная из этих тайн. И. С. Тургенев ХОД УРОКАІ. Мотивация учебной деятельности учащихся1 Звучит мелодия о любви2. Интеллектуальная разминка, «вхождение» в урок Задание. Угадайте, кто это:- родился и жил в Италии;- писал сонеты;- прославился образованностью;- был увенчан лавровым венком;- всю жизнь любил одну женщину, которую считал идеалом и поклонялся ей.( Эти факты принадлежат биографии великого Данте. Но не только ему. Они также касаются и другого итальянского поэта – Франческо Петрарки.)3. Просмотр учащимися буктрейлера по произведению Данте «Божественная комедия»ІІ. Объявление темы и цели урока. 1.Вступительное слово учителя. Любовь – это волшебник, который всё, к чему не прикоснётся, делает привлекательным. Во все времена любовь придавала людям новые силы, помогала перенести им все тяготы, невзгоды. К теме любви обращались поэты и художники, композиторы и скульпторы, писатели и философы: Данте и Сапфо, Петрарка и Шекспир, Рафаэль и Леонардо да Винчи, Пушкин и Глинка, Куприн и Бунин, Цветаева и Ахматова. Этот список можно продолжать и продолжать. Мы сегодня на уроке внеклассного чтения совершим путешествие в эпоху Возрождения и раскроем образ любви в сонетах поэтов эпохи Возрождения. Разобраться в этом нам помогут группы литературоведов, театралов, биографов, искусствоведов, чтецов, экспертов. В течение урока работают художники и эксперты. (Слайд 1,2)2. Интеллектуальная разминка «Верю» или «Не верю». Верите ли вы, что…1) Особенностью эпохи Ренессанса является возрождение античности. ( Да).2) Сонет – особая строфа, состоящая из 14 строк. (Да)3) Петрарка с Джованни Боккаччо, создателем «Декамерона» совместно вели научную работу по изучению творчества античных писателей, античной культуры. (Да)4) Главные свои работы Петрарка писал на английском языке (Нет, на латинском, которым пользовались поэты и учёные того времени).5) Мировая слава Петрарки в веках связана с циклом поэм «Триумфы» (Нет, с «Книгой песен» («Канцоньере»), посвящённой любви к Лауре.6) В эпоху Ренессанса возникает новый культурный идеал –«универсальный человек», реализующий себя в различных сферах деятельности( Да).ІІІ. Защита творческих проектов(Класс во время защиты творческих проектов составляет план урока)1. Группа теоретиков подведёт итог наблюдений о сонете как лирическом жанре 1) Мы обязаны эпохе Возрождения появлением одного из самых популярных жанров лирики-сонета. Местом его рождения является Италия. Сонет –это особая строфа, состоящая из 14 строк (два четверостишия – катрена и два трёхстишия – терцета ( или терцин). В этой строфе должно быть пять рифм. (Слайд 3). Сонет считается одной из самых трудных стихотворных форм. Честь изобретения сонета законодатель европейского классицизма Никола Буало-Депрео отдавал предводителю муз и покровителю поэзии богу солнца –Аполлону, которыйВ тот день, когда он был на стихотворцев зол,Законы строгие сонета изобрёл,Вначале, молвил он, должны быть два катрена; Соединяет их две рифмы неизменно;Двумя терцетами кончается сонет:Мысль завершённую хранит любой терцет.В сонете Аполлон завёл порядок строгий:Он указал размер и сосчитал все слоги,В нём повторять слова поэтам запретилИ бледный вялый стих сурово осудил.Теперь гордится он работой не напрасной:Поэму в сотни строк затмил сонет прекрасный. Н.Буало. Поэтическое искусство. Пер. Э. Линецкой Наиболее устойчивые признаки сонета:- стабильный объём (14 строк);- чёткое деление на четыре строфы;- строгая повторяемость рифм;- устойчивая система рифмовки (перекрёстная, опоясывающая);- постоянный размер: пяти-или шестистопный ямб. 2) Любовь поэтов и читателей к сонету остаётся неизменной. Прекрасно выразила это чувство Новелла Матвеева в стихотворении «К сонету»:На четырёх на бронзовых своихШироких ножках, вроде львиных лапЧетырнадцатистрочный прочный стихСтоит в веках – и сдвинулся хотя б! История сонета насчитывает более 800 лет. Сонет уверенно шествует через века по всем континентам. Сонеты писали А. Сумароков, Г. Державин, А. Дельвиг, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, К. Бальмонт, А. Блок, Вяч. Иванов, В. Брюсов, М. Волошин, М. Кузьмин, Н. Гумилёв, И. Анненский, А. Ахматова. Первым обращением к сонету была книга Данте Алигьери «Новая жизнь» (1292-1293). Это юношеское произведение «последнего поэта средневековья и одновременно первого поэта эпохи Возрождения» по своей жанровой специфике – психологический роман о любви, и в структурном отношении- чередование прозаических и стихотворных фрагментов в рамках единого произведения. (Слайд 4). Учитель. «Новая жизнь» - это первая книга Данте. Это книга о любви, возвысившей и облагородившей чувства человека , всю его жизнь. Что нам известно об истории любви Данте? (Слайд 5).2. Театралы показывают встречу Данте с БеатричеЗвучит лёгкая, немного тревожная музыкаПоэт! В твоих чертах заметен явный следСвятого гения и многолетних бед!..О Дант! Кто жизнь твою умел прочесть, как повесть,Тот может понимать твою святую горесть…(Смена музыки. Появление Данте (он в раздумьях…)Влюблённым душам посвящу сказанье…Дабы достойный получить ответ.В Амуре, господине их, привет!-Всем благородным душам шлю посланье… Девятый раз после того, как я родился, небо света приближалось к исходной точке в собственном своём круговращении, когда перед моими очами появилась впервые дама, царящая в моих помыслах, которую многие именовали… Беатриче. Появляется Беатриче(Смена музыки. Танцевальная зарисовка)На этом фоне ученик, исполняющий роль Данте, говорит такие слова:«Появилась она, облачённая в благороднейший кроваво-красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало её возрасту. (Беатриче исчезает).… С этого времени Амор стал владычествовать над моею душой, которая вскоре ему подчинилась.Чтец читает отрывок из сонетаВ своих очах Любовь она хранит,Блаженно всё, на что она взирает,Идёт она – к неё всякий поспешает,Приветит ли – в нём сердце задрожит.Так, смутен весь, он долу лик склонитИ о своей греховности вздыхает.Надмение и гнев пред нею тает.О донны, кто её не восхвалит? 3. Ведущие-биографы. Благороднейщая дама снискала такое благоволение у всех, что когда она проходила по улицам, люди бежали отовсюду, чтобы увидеть её. Увенчанная смирением, облачення в ризы скромности, она проходила, не показывая ни малейших знаков гордыни. Многие говорили: «Она не женщина, она прекрасный небесный ангел». Данте тщательно скрывал свою любовь к Беатриче и даже пытался ввести в заблуждение окружающих, обращая внимание на других дам. В 1287 году Беатриче вышла замуж, а спустя 3 года умерла. Ей было всего 23 года. Смерть Беатриче потрясла Данте, и он долго не мог оправиться от этого удара. И хотя много лет спустя он был женат и имел 7 детей, Беатриче всегда оставалась в его сердце. В 1302 году поэта заочно приговаривают к сожжению на костре за его политические взгляды, и он уезжает из Италии. 20 лет провёл в скитаннях. Умер на чужбине, но не принял унизительного условия возвращения: викуп и публичное покаянне. В течение многих лет в изгнании Данте создавал величайшее произведение – «Божественную комедию». Он закончил её незадолго до смерти. «Божественная комедия» даёт широкую картину представлений Данте о мире и его устройстве, выпукло и зримо изображает эпоху поэта. Поэма задумана как странствие поэта по загробному миру и состоит из 3 частей: «Ада», «Чистилища» и «Рая». Герой поэмы – сам Данте- воплощает погрязшее в грехах человечество. Руководимый Вергилием, Данте спускается в Ад, затем поднимается на гору Чистилища, очищается от грехов и в сопровождении Беатриче возносится в Рай. Учитель
-Какой образ создаёт Данте в своих сонетах? Какой нам видится Беатриче?Примерные ответы учащихся экспертов Беатриче – неземная, красивая, вознесённая над суетой. Данте преклоняется перед своей возлюбленной. Обожествляет её и видит в ней идеал. Он гордится тем, что все восхищаются ею, и счастлив, что любит такую женщину. Его любовь поистине рыцарская, благородная, неземная.Вывод учителя Навсегда в памяти человеческой осталось имя Беатриче как воплощение красоты духовной, внутренней, как то светлое начало, которое является отблеском Божественного сияния. Искры от этого сияния разлетелись во времени и пространстве и стали источником вдохновения для многих поэтов, живописцев, музыкантов и первый из них – гуманист эпохи Возрождения, родоначальник европейской поэзии Франческо Петрарка.4. Разминка для учащихся - «Видено –не увидено». Работа в группах. Учитель вывешивает на доске приготовленный плакат, на котором разными цветами и шрифтом написаны слова. После 40 секунд плакат снимается, а команды записывают все слова, которые запомнились. Потом команды обмениваются своими записями для проверки. Исправления могут делать другим цветом.5. Группа литературоведов рассказывает о любви Петрарки к ЛауреЗвучит музыка «Ave Maria» ШубертаВопрос учителя- Петрарка подобно своему предшественнику Данте разрабатывал жанр любовной лирики. Какую роль сыграла Лаура в жизни поэта? Дальнейшую работу построим на основе исследований, которые вы проводили в группах, работая над вопросами биографии ПетраркиИсследование «Петрарка и Лаура» (Слайд 6). 1-ый ученик. 6 апреля 1327 года в церкви святой Клары в Авиньоне 23-летний Петрарка встретил девушку , в которую влюбился на всю жизнь и воспел под именем Лаура. Это была любовь без взаимности. Только одиночество сопровождало поэта. Поэт всё время повторяет любимое имя: Лаура, Лауретта, Ларета, так как в этом имени для него сосредоточена жизнь, любовь, счастье. Однажды сосед Франческо, копаясь в огороде, нашёл удивительное произведение искусства – камею особенного гелиотропа с красными, будто брызги крови, пятнами – и подарил его Петрарке. Когда поэт отмыл находку от грязи, ойкнул: на камее были выгравированы фигуры Амура и Психеи, которые слились в поцелуе. Именно тогда у Петрарки появилась мысль заказать мастеру камею с портретом Лауры, которая стала бы его талисманом, с которым он мог бы никогда не расставаться. 2-ой ученик. Глиптика – резьба на цветном металле - одно из древних ремёсел. Ещё в античности люди с увлечением коллекционировали гемы, которые разделялись на инталии ( с врезанным изображением, часто используют для изготовления печаток) и камеи ( с рельефным). Петрарка заказал мастеру Гвидо гему с изображением Лауры. Чем больше рассматривал её, тем больше видел живой профиль Лауры: выгравированный на агате, он сиял неисчерпаемым чудесным светом. И если Гвидо искусно изобразил портрет Лауры с помощью резца, то Петрарка увековечил его в слове. На страницах произведения Вергилия, своей любимой книги, Франческо оставил грустную запись: « … И в том же Авиньоне, в тот же первый час, лета 1348-го, погас чистый свет. Чёрная чума 1348 года, которая поразила в Авиньоне 60 тысяч человек, постигла и её. 20 июня 1374 года, в день своего рождения, Петрарка умер, сидя за работой, с пером в руке. Незадолго перед смертью написал: «Уже ни о чём не думаю я, кроме Неё. Пусть же поторопит Она нашу встречу на небе, влечёт и зовёт меня за собой!» (Слайд 7,8).3-ий ученик. История любви Петрарки к Лауре записана в «Книге песен»( на итальянском «Канцоньере»), состоящей из 366 стихотворений о любви, 317 из которых написаны в жанре сонета. Петрарка-виртуоз в этом жанре. Он усовершенствовал этот жанр, обеспечив ему долгую жизнь и популярность в европейской поэзии. (Слайд 9). Поэт признавался, что 21 год воспевал Лауру при жизни и ещё 10 лет после её смерти. Лаура вдохнула в душу влюблённого поэта что-то необычное. В одном из сонетов он пишет: Благословен день, месяц, лето, часИ миг, когда мой взор те очи встретил!Благословен тот край, и дол тот светел,Где пленником я стал прекрасных глаз!Благословенна боль, что в первый разЯ ощутил, когда и не приметил,Как глубоко пронзён стрелой, что метилМне в сердце Бог, тайком разящий нас.Благословенны жалобы и стоны,Какими оглашал я сон дубрав,Будя отзвучья именем Мадонны!5. Чтение сонетов Петрарки на украинском и азербайджанском языке.Благословенні місяць, день і рік,Пора, година, край, містина мила,Коли краса її очей спянілаМене, і став я бранцем їх повік.Благословенні біль, що в душу вник,Що об’явилась ним Ерота сила, Лук і стріла, що серце поразила, І рана, що пройшла в його тайник.Благословенні всі рази, коли яІмя моєї пані називав,Мої зітхання, порив, плач і мрія.
Благословенні і рядки, що склавЯ їй на честь і мисль моя до неї,Вона іде до неї однієї. Вопрос учителя. С кем сравнивает Петрарка свою Мадонну? Примерные ответы экспертов Она, Лаура, словно солнечный луч, светит влюблённому поэту сквозь все страдания, неудачи и заботы. Наблюдая за окнами дома, где проживает его любовь, он видит два солнца. Первое – это она сама, так как появляется в окне лишь тогда, когда ей захочется, и второе – настоящее солнце, которое заливает окна Лауры в полдень. Мне кажется, не все могут сравнить свой идеал с солнцем, используя поэтические строки. Да и другие слова подбирает Петрарка, чтоб показать красоту любимой:Вот лик её, то гордый, то простой;То строг, то благ, то хмурясь, то ликуя,То сдержанность, то шалость знаменуя,Он – ласковый, иль гневный, иль немой;Вот запоёт она; вот сдержит шаг;Вот сядет медленно, вот обернётся, Вот чудным взором мне взволнует кровь;Вот скажет что-нибудь; вот улыбнётся;Вот побледнеет… Дни и ночи такМеня томит владычица Любовь! (Сонет 112) Сонеты Петрарки поразили современников. Пристальное внимание к внутреннему миру человека, прославление любви как великой облагораживающей и возвышающей силы, искренность, высокое поэтическое мастерство- всё это было новым словом, которое обогатило мировую поэзию.Эксперты прикрепляют слово на кластер6.Сообщение учащихся «Творческое наследие Петрарки и Украина»1-ый ученик. Украина познакомилась с творческим наследием Петрарки в начале XV века. На него ссылается в одном из своих выступлений львовянин Пётр Вольфрам. В 1610 году один из политических сонетов Петрарки перевёл М. Старицкий, а с политической прозой Петрарки украинцев познакомил П. Острозский. Сонеты о любви Петрарки стали известны в Украине только в ХІХ веке, когда один из них перевела М. Писаревская. В ХХ веке сонеты Петрарки переводили И. Стешенко, потом- М. Зеров, Д. Паламарчук и поэт украинской диаспоры в Германии И. Качуровский. Украинские классики И. Франко, Леся Украинка тоже обращались к наследию Петрарки. Эти начинания продолжил М. Бажан. А в 1993 году итальянская премия имени Петрарки была присуждена Лине Костенко за поэму «Инкрустации».2-ой ученик . В октябре месяце 2007 года в рамках недели итальянского языка в мире в Киевском доме учителя состоялась презентация полного перевода «Канцоньере» Франческо Петрарки на украинский язык. Открыл и вёл презентацию директор Института литературы имени
Т. Г. Шевченко академик М. Жулинский. Он акцентировал внимание на большом значении творчества Франческо Петрарки не только для итальянской литературы, а и для мировой культуры. Полный перевод «Канцоньере» появился благодаря упорной переводческой деятельности А. Перепади, которого М. Жулинский назвал легендарным украинским переводчиком Франсуа Рабле, Марселя Пруста и Антуана де Сент-Экзюпери.
Вывод учителя: Ф. Петрарка, Данте, У. Шекспир жили много веков назад, но сонеты, вышедшие из-под пера этих волшебников слова, живут до сих пор, воспевают любовь, завораживают многие поколения людей великой мудростью и вечно живым чувством. Это был словесный образ любви, но есть и живописный. (Слайд 10).7. Группа живописцев рассказывают о картинах Рафаэля, Леонардо да Винчи – создание живописного образа любви. (Слайд 11,12).
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока. Слово учителя. (Слайд 13,14).1. Составление синквейна по группам2. Выполнение упражнения «Плюс –минус –интересно»
V. Домашнее задание. Написать сочинение-эссе по теме урока Закончить урок мелодией о любви словами М. Пришвина«Любовь - это неведомая страна, и мы все плывём туда каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным курсом». (Слайд 15).