Конспект по русскому языку:Слова с разделительными твёрдым и мягким знаком


Русская грамота.
Тема: Слова с разделительным твердым и мягким знаком. Развитие
связной речи. Внеклассное чтение.
Цель: формировать навыки чтения слов и предложений с данными буквами;
- способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления,
орфографической зоркости, пополнению активного словарного запаса;
- воспитывать устойчивый интерес к чтению.

Ι. Орг. момент.
Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!-Улыбнитесь друг другу, сядьте удобно.
- Я буду читать двустишья, а вы изобразите настроение.
На цветы смотреть приятно, Это каждому понятно.Удивляет все вокруг,Все - и бабочка, и жук.Ох, какие забияки!А малыш боится драки ...Неслучайно слезы льются:Оказалось, чашки бьются!Дом не строится, как надо.Развалился - вот досада!Наш сластена очень рад -Семь пирожных съел подряд.
- Думаю, что стихотворение помогло поднять вам настроение.
Теперь активно включайтесь в работу.
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа.
- Что такое алфавит?
– Сколько всего букв в русском алфавите? (33)– Сколько из них гласных? (10)– Сколько гласных звуков вы знаете? (6)– Какие это звуки?– Какие гласные буквы могут обозначать два звука? (Е, ё, ю, я)– В каких случаях эти гласные обозначают два звука?– Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?– Где расположены эти буквы в ленте букв?
- Я буду показывать букву, а вы называть звук, хорошо? А, Ж, М, Ъ, Р, Ь– Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?– Для чего нужен “ъ”? (Для раздельного произношения согласного и гласного звуков, для обозначения твердости согласного звука.)– В чем разница между “ь” и “ъ”?– Что общего в их написании? (Пишем после согласных букв перед гласной.)– Перед какими гласными звуками пишем “ь” и “ъ”? (Е, ё, ю, я)
2. Слого-звуковой анализ слов “семь”, “съем”.
Семь [с э м'] – 1сл., 4б., 3зв.
Съем [с й' э м] – 1сл., 4б., 4зв.
3. Физминутка.
III. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. Запись предложения.
- Что такое предложение? Какие предложение вы знаете?
ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками. (Согласными и гласными)
З – согл., н – согл., б – согл.
Я – гл., е – гл., е – гл.
- Какие можно сделать выводы?
Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласного и перед
гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Вывод: Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед
гласными Е, Ё, Ю, Я.

2. Распределить слова в 2 столбика.
Вьюн, объявление, сучья, разъярённый, объезд, семья, соловьи, съёмка.
- Докажите, что вы правы.

3. Знакомство с писателем и его книгами для детей.
Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.
Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова. Строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится.
Очень долго Л.Н. Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам.
Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес.
4. Чтение рассказа хорошо читающими детьми.
ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил:
— Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
— Я.
Отец сказал:
— Спасибо, что правду сказал.
5. Проверка первичного восприятия текста.
- Каким вам показался этот рассказ?
(интересным, грустным, поучительным).
- Что особенно понравилось в рассказе?
(Мальчик сказал правду)
6. Анализ произведения.
– Кто является главным героем рассказа? (Мальчик)
– Что случилось с мальчиком? (Он разбил чашку).
– Как поступил мальчик? (Сказал правду).
– Как вы оцениваете поступок мальчика? (Он поступил хорошо, правильно).
– Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?
(Поступили так же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»).
7.Работа над выразительностью чтения.
8. Чтение по ролям.
9. Работа с пословицами. (Работа проводится в паре)
Карточка №1
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
(Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь.)
Все пройдет - одна правда останется.
(Всё забывается, а правда остаётся)
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
(Лучше сразу признаться, сказать правду, чем скрывать её и мучиться)
Прочитайте эти пословицы.
Объясните смысл пословиц.
Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Правда всего дороже».
(К рассказу подходит третья пословица)
ΙV. Итог. Рефлексия.
V. Д\з - Записать в тетрадь по 3 слова с разделительным твёрдым и
мягким знаками. Обозначь орфограмму.
Литвинова Т.А.