Зимние Президентские спортивные игры

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва

Зимние Президентские спортивные игры

1–7 декабря 2014 г. в Челябинске состоялся Первый всероссийский зимний фестиваль школьников «Президентские спортивные игры», в котором приняли участие 595 школьников из 29 регионов Российской Федерации. Мы ознакомились с Положением о соревнованиях и отправились искать ответы на вопросы, которые возникли при прочтении.

Вопросы и ответы

Почему для проведения финального этапа был выбран Челябинск?
Этот вопрос мы задали Ирине КАШЕВАРОВОЙ – заместителю директора Федеральной ДЮСШ, одному из организаторов фестиваля. «Челябинск был выбран не случайно, – отметила Ирина Анатольевна, – у этого региона есть опыт проведения всероссийских летних и зимних спартакиад школьников. Министерства образования и спорта Челябинской области тесно взаимодействуют между собой по вопросам школьного и детско-юношеского спорта».
Юрий ЛОГИНОВ, директор областной Челябинской ДЮСШ, добавил: «В городе есть спортивные объекты, сертифицированные для проведения состязаний всероссийского уровня, достигнуто взаимопонимание между министерствами и Администрацией области. Поэтому проведение фестиваля стало всеобщим делом, оперативно находились пути решения всех возникающих проблем».
Министерство молодежной политики сумело организовать работу волонтеров на соревнованиях. Пригодился опыт тех, кто помогал проводить Олимпийские игры в Сочи: волонтеры распределялись по функциям, выбирали объекты и виды спорта, на которых хотели поработать. К сожалению, преподаватели вузов не всегда шли навстречу студентам и иногда отказывались отпускать их с занятий.

Как проходили муниципальный и региональные этапы зимних Президентских игр?
Ирина Кашеварова отметила: «Положение было очень поздно подписано, в результате чего поступило в образовательные учреждения только весной 2014 года. Естественно, провести соревнования по лыжам и конькам в регионах не было возможности. Однако согласно имеющимся у нас отчетам, в муниципальном этапе фестиваля приняли участие 271 054 обучающихся из 3098 общеобразовательных организаций. Это стало возможным благодаря тому, что организаторы разрешили использовать систему перезачета, опираясь на протоколы ранее проведенных соревнований по отдельным видам спорта».
Самым проблемным оказался отбор участников на состязания по зимнему ориентированию. Соревнования между школами по этому виду спорта практически не проводятся, поэтому регионы направляли спортсменов по летнему ориентированию – это совершенно другой вид спорта! – туристов или лыжников. В результате соревнования по ориентированию постоянно затягивались: школьники из южных регионов страны – некоторые встали на лыжи четвертый раз в жизни! – очень долго блуждали по лесу в поисках КП, рискуя получить обморожение: ведь состязания не отменяли даже при –21
· C. Судьи в оперативном режиме приняли решение упростить задания на дистанциях, но это вызвало недовольство у хорошо подготовленных команд.
В связи с тем что серьезного предварительного отбора на этот спортивный фестиваль не было, в Челябинске собрались команды с разными задачами: одни приехали бороться за победу, другие – получать удовольствие от спорта. Особенно остро разногласия проявились на состязаниях по конькобежному спорту. Между детьми, занимающимися этим видом спорта профессионально и просто умеющими кататься на коньках, – пропасть. Первые выступают на «ножах» – коньках для скоростного бега, а вторые – на хоккейных и фигурных. Это могло привести не только к заметной разнице в результатах, но и к большому количеству травм. Поэтому на совещании перед началом соревнований было предложено разделить всех участников на три группы: «профессионалы», «полупрофессионалы» и слабо катающиеся. Забеги для слабо катающихся решили проводить с общего старта. Удивительно, но это сплотило ребят, начинающих кататься на коньках. После забегов они поздравляли друг друга с успешным преодолением дистанции 1 км у девушек и 1,5 км у юношей, чего не было замечено у «профессионалов».

Почему всероссийский этап был проведен в начале декабря, а не в конце зимы, как обычно проводятся главные состязания по зимним видам спорта?
Не случайно все важные соревнования проводятся в середине или в конце сезона – ведь до этого спортсмены проходят подготовительный этап и контрольные старты. Особенно это важно для зимних видов спорта. В разговорах с представителями команд я выяснил, что у большинства участников не было возможности как следует подготовиться к соревнованиям по лыжным гонкам и зимнему спортивному ориентированию по одной причине: до декабря у них в регионах еще не выпал снег.
На это Ирина Кашеварова ответила, что это связано с особенностями финансирования фестиваля: все этапы должны были быть проведены в одном календарном году. Это стало проблемой для большинства регионов, так как финансирование не было запланировано в начале 2014 года.

Чем Всероссийский зимний фестиваль отличается от зимней Спартакиады школьников?
На первый взгляд – ничем. Программа включает состязания по нескольким видам спорта, ведется командный зачет. Разница лишь в том, что в фестивале принимают участие не спортсмены, а школьники, которые занимаются в спортивных школах. Команды на Спартакиаду сопровождают тренеры, а на фестиваль – учителя физкультуры.
Ирина Кашеварова уточнила: «Зимний фестиваль должен продолжить идею проведения Президентских игр, участниками которых будут учащиеся из одной школы. К сожалению, отсутствие времени для проведения полноценных муниципальных и региональных этапов не позволило осуществить задуманное. На следующий год Положение о фестивале претерпит значительные изменения».
Юрий Логинов указал еще на одно различие между этими соревнованиями: спартакиады школьников проводятся в разных местах и даже разных регионах, а фестиваль – в одном, так как главная идея Президентских игр воспитательная – развивать умение работать в команде.

Почему в программу фестиваля вошли соревнования по данным видам спорта?
«Мы опирались на школьную программу, в которую включены уроки лыжной подготовки и один из массовых и любимых детьми видов спорта – конькобежный, – сказала Ирина Анатольевна. – Решили включить соревнования по ориентированию, потому что умение ориентироваться по карте – важный прикладной навык. Настольный теннис и шахматы были выбраны как общедоступные и не требующие больших финансовых затрат. К сожалению, в программе нет ни одной зимней игры, что немного противоречит названию. Мы думали ввести хоккей, но этот вид спорта очень травмоопасен и финансово затратен, а вот кёрлинг было бы неплохо включить в следующем году».

Культурная программа
Помимо спортивной программы, детям была предложена и культурная: экскурсии в краеведческий музей и Музей спорта Уральского государственного университета физической культуры и спорта, просмотр кинофильма «Чемпионы», дискотека. Для лыжников и ориентировщиков были организованы встречи с олимпийскими чемпионами по лыжным гонкам – Николаем Зимятовым, Ольгой Даниловой и Любовью Мухачёвой. Изначально в программе фестиваля был запланирован мастер-класс знаменитых спортсменов, но из-за сильных морозов было принято решение о проведении встреч в виде бесед: олимпийские чемпионы рассказали, как они начали заниматься спортом (все выразили за это признательность школьным учителям физкультуры), впервые приняли участие в соревнованиях (у всех оно было успешным) и завоевали первую олимпийскую медаль. Выступления олимпийцев сопровождались презентациями, из которых ребята могли узнать биографию спортсменов (см. электронное приложение к номеру в Личном кабинете). Ребята задали чемпионам вопросы: в основном школьников интересовало, как лучше справиться с предстартовым волнением. Для теннисистов и представителей их команд был проведен мастер-класс Юлии Спиридоновой – чемпионки мира среди девушек, ребята и учителя приняли участие в турнире по мини-настольному теннису. Были организованы фотосессии с прославленными спортсменами.

Трудности
Самая большая трудность, с которой столкнулись организаторы, – практически полное отсутствие снега. В течение недели до начала соревнований на лыжной трассе работала снеговая пушка, которую привезли с одного из горнолыжных склонов. Снег, который она вырабатывала, развозили по кругу длиной 1,5 км и утрамбовывали. Когда выяснилось, что снега все равно не хватает, пришлось с помощью лопат подсыпать его со всего лесопарка. На третий день состязаний прошел снегопад – это существенно облегчило работу.
Другая трудность, на которую обратил внимание Юрий Логинов, была связана с проживанием участников. Организаторы приняли команды из 29 регионов, но всех не удалось разместить в одном месте – это отмечали как недостаток многие представители. Ребята жили в разных гостиницах – по видам спорта, причем места их размещения подбирали с учетом близости к спортивным объектам, на которых они выступали.
Еще одной сложностью для лыжников и ориентировщиков стал мороз. В отдельные дни температура воздуха не поднималась выше –20
· C. Даже у взрослых спортсменов при таких погодных условиях состязания отменяются, а школьные уроки физкультуры не проводятся и при более высоких температурах. Однако организаторы не имели возможности перенести соревнования, поэтому они были вынуждены нарушать СанПиНы, принятые для общеобразовательных учебных заведений, – это отметили учителя физической культуры во время обсуждения итогов мероприятия.
Организаторы пояснили: в Положении о фестивале сказано, что соревнования проводятся по действующим правилам, утвержденным Минспортом России; эти правила никто не нарушал. Представители федераций лыжных гонок, спортивного ориентирования и медицинские работники ежедневно проводили технические совещания, на которых не только утверждали результаты и обсуждали программу соревнований на следующий день, но и давали рекомендации по подготовке детей к стартам, в том числе и по предупреждению обморожений.

Пожелания участников
Свои пожелания по улучшению качества проведения фестиваля (есть надежда, что он был не последним) представители команд могли высказать Александру СТРАДЗЕ – директору Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России на встрече, состоявшейся после церемонии награждения. Практически все замечания касались несовершенства Положения о соревнованиях. Завязалась дискуссия о том, стоит ли допускать к соревнованиям детей, занимающихся в спортивных школах; поступило предложение определить максимальную спортивную квалификацию, например I разряд, участников зимнего фестиваля «Президентские спортивные игры». К общему решению не пришли, но Александр Эдуардович пообещал учесть это пожелание.
Еще одну проблему обозначили представители команд, участвующих в соревнованиях по настольному теннису. Судьи на основании результатов первого тура распределили участников на две группы: сильнейшую и слабейшую. В результате те, кто неудачно выступил в первом туре, – например, достался сильный соперник – не смогли занять в турнире места выше 17-го. На соревнованиях по другим видам спорта таких проблем не было: все состязания были проведены на самом высоком уровне.
Представители Оренбургской и Мурманской областей обратились к Александру Страдзе с предложением заранее определять возраст участников фестиваля без помощи жребия, чтобы педагогам было удобно готовить ребят к соревнованиям, учитывая перегруженность спортивного календаря. Директор департамента ответил отказом: это сузит охват участников, учителя будут тренировать только детей выбранного возраста, а на остальных ребят может не остаться времени.
Представитель Тюменской области указала на серьезную ошибку в проведении зимнего фестиваля. Согласно Положению, победитель определяется по наименьшей сумме мест, занятых в соревнованиях по всем видам спорта. Тем командам, которые участвовали не по полной программе, должно было быть поставлено последнее место в тех видах спорта, в которых они не выставили участников. Однако организаторы, не поставив никого в известность, классифицировали команды в итоговом зачете иначе: сначала по местам распределили команды из регионов, которые приняли участие в соревнованиях по пяти видам спорта, потом – тех, кто состязался в четырех видах, и т.д. Из-за этого целый ряд команд заняли места в самом конце турнирной таблицы, хотя могли быть в десятке сильнейших. После встречи я посоветовал подать протест, но это оказалось невозможно, потому что такой пункт отсутствует в Положении. Речь идет не о нарушениях правил определения победителей в отдельных видах спорта – регламент подачи протестов в таких случаях прописан в правилах проведения спортивных соревнований и утвержден Министерством спорта, – а о распределении мест в итоговом зачете зимнего фестиваля «Президентские спортивные игры». Впрочем, еще сложнее понять: почему для участников так важно распределение мест? Ведь это был фестиваль – праздник дружбы и спорта
Найти изъяны в организации первых крупных школьных соревнований такого типа смогли многие. Но были и те, кто этим не занимался, – дети. Из разговоров с ними я понял, что они очень рады возможности покататься по первому снегу, попутешествовать, пообщаться с одноклассниками и учителями, позаниматься спортом. Особенно радовались так называемые не спортсмены.
Завершить свой обзор хочется словами Александра Страдзе, произнесенными на закрытии фестиваля: «Каждый спортсмен был когда-то учеником. Так давайте сделаем так, чтобы каждый ученик был спортсменом!» Остается лишь к этому стремиться.

15