АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ».


Выполнила: МИШИНА В.А.,преподаватель теоретических дисциплинвысшей квалификационной категорииМБУ ДО ДМШ №2 им. В.А. Коха город Ноябрьск, 2016 год ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ«АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАВ РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ». МИШИНАВЕРОНИКААНАТОЛЬЕВНА Преподаватель теоретических дисциплинвысшей квалификационной категорииОбразование: ТЮМЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИСКУССТВ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ МУЗЫКИПРИСВОЕНА КВАЛИФИКАЦИЯ: преподаватель ДМШ по сольфеджио и музыкальной литературе (Диплом СТ № 288715, 1992 г.);МОСКОВСКИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТСПЕЦИАЛЬНОСТЬ: МЕНЕДЖМЕНТПРИСВОЕНА КВАЛИФИКАЦИЯ: бакалавр (Диплом № 15239 , 2015 г.)Стаж работы: 29 лет «Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Каждый ребенок имеет способности, но каждому необходимо дать возможность проявить себя. Успешный учитель? Тогда за дело!» Мишина В.А. Содержание методической работы1. Введение2. Актуальные аспекты педагогического опыта в развитии одаренности обучающихся в детских музыкальных школах: 2.1. Развитие творческих навыков обучающихся на уроках сольфеджио 2.2. Раздел «Воспитание творческих навыков» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы по предмету «Сольфеджио» для МБУ ДО «ДМШ № 2 им. В.А. Коха» г.Ноябрьска (в соответствие с требованиями ФГТ) 2.3. Структура раздела «Воспитание творческих навыков», распределение материала по классам 2.4. Методические рекомендации в отдельных видах деятельности3. Заключение4. Список использованной литературы, интернет - источники В основу работы положен собственный, многолетний педагогический опыт преподавателя теоретических дисциплин, современные тенденции преподавания предмета сольфеджио в соответствии с требованиями ФГТ, убежденность в необходимости развития именно творческих навыков на уроках сольфеджио как одного из важнейшего вектора для выявления, развития музыкальной одаренности у каждого ребенка-ученика;в методической работе представлено собственное видение преподаваемого предмета (сольфеджио), структура раздела программы «Сольфеджио» для ДМШ № 2 им. В.А. Коха г. Ноябрьска «Воспитание творческих навыков», отдельные методические рекомендации автора в данном виде деятельности, представлены актуальные аспекты и педагогические принципы в работе с одаренными детьми. Введение 2.1. Развитие творческих навыков обучающихся на уроках сольфеджио: Целью предмета «Сольфеджио» в комплексном обучении ДМШ являются: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Задачи: • формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний о музыкальных стилях, владение профессиональной музыкальной терминологией; • формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом; • формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств. Актуальные аспекты педагогического опыта в развитии одаренности обучающихся в детских музыкальных школах: 3. Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» в ДМШ является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности; умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху, и другое). На каждом уроке сольфеджио необходим синтез как разных видов искусств, так и синтез разных предметов (живопись, литература, поэзия; произведения по специальности, музыкальной литературе, хора). Различные сочетания необходимы, так как решается задача комплексного воспитания музыканта. 2.2. Раздел «Воспитание творческих навыков» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы по предмету «Сольфеджио» для МБУ ДО «ДМШ № 2 им. В.А. Коха» г.Ноябрьска (в соответствие с требованиями ФГТ ): Раздел программы сольфеджио «Воспитание творческих навыков» играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. Кроме того, они помогают выявить детей, имеющих склонности к импровизации, композиции, и направить внимание на развитие данных способностей, выявлению музыкально одаренных детей, а возможно, и будущую их профессиональную ориентацию . 1 классДопевание, досочинение мелодий на нейтральный слог в пройденных тональностях, с названием звуков;сочинение ритмических, мелодических вариантов фразы;сочинение мелодий на заданный текст, ритмический рисунок в форме предложения (периода); запись сочиненных мелодий, их запоминание, рисунки к ним;ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям; игра в дуэте (с преподавателем, учащимся) мелодий с басом (ступени, Т53);импровизация простейшего ритмического аккомпанемента к знакомым мелодиям (с использованием шумовых, ударных инструментов); к музыкальным произведениям, исполняемым педагогом на фортепиано;гармонизация песен с использованием Т1, Т3, Т5, Т53; ступеней (в том числе I, IV, V ступеней как функциональной окраски лада); интервалов. 2.3. Структура раздела «Воспитание творческих навыков» программы по предмету «Сольфеджио» для ДМШ № 2 им. В.А. Коха г. Ноябрьска (8(9) лет обучения): 2 классДосочинение мелодий на нейтральный слог, с названием звуков в пройденных тональностях;сочинение песен, мелодий в форме периода повторного (неповторного) строения; запись сочиненных мелодий, пьес; рисунки к ним;подбор второго голоса (из заданных интервалов или выбранных самостоятельно);подбор баса к мелодиям;гармонизация мелодий с использованием главных ступеней, трезвучий лада (3-хголосная фактура); импровизация мелодий на заданный ритм, текст (в пройденных размерах, тональностях); фразы, предложения в вопросно-ответных структурах (вокальный, инструментальный варианты). 3 классГармонизация мелодий с использованием трех видов гармонического оборота в мажоре и миноре (з-хголосный аккомпанемент); ритмическая фигурация;сочинение мелодий, пьес в различных жанрах (полька, вальс, марш) в форме периода, 3-хчастной форме;подбор к мелодиям (в том числе, к сочиненным) аккомпанемента с использованием изученных аккордов;импровизация на заданный ритм, текст, гармоническую схему, ответной фразы в параллельной тональности4 классПродолжение освоения трех видов гармонического оборота, применение в аккомпанементе различных видов ритмической фигурации;гармоническая фигурация;сочинение пьес различного характера в 2-хчастной, 3-хчастной формах, в разных жанрах;импровизация мелодий на ритмический рисунок, гармоническую формулу в определенном жанре. 5 классГармонизация мелодий с использованием трех видов гармонического оборота;сочинение пьес различного характера в вокальных, инструментальных жанрах;импровизация мелодических, ритмических вариантов второго предложения в периоде; второго предложения в периоде с использованием отклонения, модуляции (параллельная тональность, тональность D, и другое).6 классГармонизация мелодий с использованием 3-х видов гармонического оборота, К64, D7;подбор аккомпанемента к выученным мелодиям с использованием изученных аккордов (ритмическая, гармоническая, мелодическая фигурации);сочинение, импровизация 2-го предложения в периоде с использованием, например, модуляции в тональности S, D;сочинение пьес различного характера в разнообразных жанрах и музыкальных формах (по выбору учащихся). 7 классГармонизация мелодий с использованием полного функционального оборота (К64, D7); использование различных фактурных вариантов (во взаимосвязи с жанром);подбор аккомпанемента к выученным мелодиям, романсам; транспонирование;сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения;сочинение пьес различного характера, в различных жанрах, музыкальных формах (на выбор обучающегося).8 классГармонизация мелодий с использованием полного функционального оборота (К64, D7, прерванного оборота); использование различных фактурных вариантов (во взаимосвязи с жанром);подбор аккомпанемента к выученным мелодиям, романсам; транспонирование;сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения;сочинение пьес различного характера, в различных жанрах, музыкальных формах (на выбор обучающегося). Дополнительный год обучения (9 класс)Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения;импровизация мелодий в старинных народных ладах, с альтерацией, отклонениями, модуляциями; другие формы работы. Данная структура обусловлена постепенным приобретением умений и навыков обучающихся, выстроена по принципу «от простого к сложному, от общего к частному», по принципу «знаю – слышу – играю» (основной элемент методики Шатковского Г.И.) Три основные направления воспитания творческих навыков и умений (импровизация, гармонизация, сочинение) должны развиваться параллельно, в единстве, а импровизировать обучающиеся могут, практически, с первых уроков. 2.4. Методические рекомендации в отдельных видах деятельности:Импровизация Главные постулаты, которые помогают ребятам учиться импровизировать: - не бояться!- не останавливаться, все звуки «наши»!- «шагать» по инструменту широко и без оглядки! НО…- стремиться дойти до тоники, учитывая метрическую пульсацию! Импровизируем с малышами с самых первых уроков: «шагаем» без оглядки, но останавливаемся на «до», а затем - с пониманием! Импровизация по устойчивым ступеням, затем включаем неустойчивые (в пределах фразы), импровизируем на ритмический рисунок, на простейшие гармонические формулы. Со временем приступаем к импровизации каденций (серединной и заключительной). «Кадансовая зона» очень удобна для импровизации, так как накопившееся напряжение является толчком к дальнейшему развитию и движению. Знакомимся с кластером (сложным видом аккорда). После импровизации каданса импровизируем второе предложение в периоде, применяя различные средства варьирования (простейшие, основные). Используются изученные тональности. Импровизация всего периода. На своих уроках мы используем как вокальную, так и инструментальную виды импровизации (сольное и ансамблевое исполнение). Импровизация однотонального периода продолжается параллельно с импровизацией второго предложения с использованием, например, модуляции (функциональной, сопоставление) по тональностям I степени родства (в старших классах). Гармонизация мелодийВ работе над гармонизацией мелодий необходимо учитывать стройную систему распределения трудностей. Такая работа начинается с 1-го класса, когда ребята знакомы со ступенями, интервалами, имеют образно - яркую функциональную краску главных ступеней, а затем и главных трезвучий лада. Последовательность усложнения материала такова:- гармонизация мелодий с использованием Т – Т (Т1, Т3, Т5);- с использованием Т – D;- с использованием Т – S;- с использованием Т S D Т;- с использованием Т S K64 D(7) Т;- с использованием аккордов побочных ступеней;- гармонизация мелодий, содержащих отклонения, модуляции.При выборе музыкального материала для гармонизации мелодий необходимо учитывать закономерности гармонической пульсации («от простого к сложному»):- равномерная (равнодолевая, равномернотактовая, равномерноструктурная);- неравномерная (смена гармонии через неравные промежутки времени). Используется 3-хголосное, 4-хголосное соединение аккордов (в основном, трезвучий), причем обучающиеся знакомятся с основными способами соединения аккордов. 3 типа соединения аккордов:1) терцовое (бас ↑↓ по терциям, два общих звука, один голос – плавно переходит в другой);2) секундовое (бас ↑↓ по секундам, без общих звуков, противоположное движение голосов);3) кварто-квинтовое (бас ↑↓ по квартам (квинтам), один общий звук, два других голоса плавно переходят в другие). По мере приобретения новых теоретических знаний в данный вид деятельности (гармонизация мелодий) вводятся изученные аккорды. В этом смысле необходимо отметить такую форму работы на сольфеджио как «Развитие гармонического слуха». Обязательная игра, обязательное определение, запись аккордовых последовательностей в ладу, изучение вспомогательных, проходящих гармонических оборотов являются важным и необходимыми подспорьем в работе над гармонизацией мелодий, в работе над сочинением. СочинениеСочинение можно считать наиболее благодатным с точки зрения работы, так как это процесс неторопливый, есть возможность вносить коррективы и изменения в процессе сочинения музыкального произведения (в отличие, например, от импровизации, где необходимо решать сразу две задачи – исполнительскую и композиторскую).Занимаясь сочинением со своими учениками в рамках предмета сольфеджио, преследую несколько целей: 1) познакомить обучающихся с музыкальными формами, различными стилями музыки; 2) изучить простейшие композиторские техники с помощью различных средств музыкальной выразительности; 3) выявить возможности музыкального языка, приобрести навыки его использования для раскрытия содержания, характера музыки; 4) расширить музыкальный кругозор детей. А еще… – это качественно высокая ступень проникновения в музыкальное искусство, формирование, через творчество, общественно – ценных свойств личности - ученика…. Сочинением, также как и гармонизацией, импровизацией, занимаемся с 1-го класса и первое, что осваиваем – это учимся строить музыкальные темы – мелодии.Определяем основные правила для сочинения («построения») темы:- минимум средств, максимум выразительности;- основа мелодии (темы) – устойчивые ступени лада;- единство ритма;- единство интонации;- использовать повторности (точная, неточная, секвенция, вариация);мелодия должна иметь свое «лицо», запоминаться («не пестрить» ритмически, интонационно, мелодию выстраивать плавно; использовать широкую интервалику с заполнением; альтерацию, хроматизмы – в более старших классах, и другое). Этапы строения темы таковы:- сочинение темы на нейтральный слог;- сочинение на стихи;- на заданную тему;- на ритмический рисунок;- на гармоническую формулу.Удачно построенные мелодии варьируем, применяя простейшие (смена лада, размера, регистра, темпа, жанровые особенности) и основные (ритмическая, гармоническая, мелодическая, смешанная фигурации) средства варьирования. Со специальными способами варьирования (характерных либо только для мелодии или гармонии) знакомимся при необходимости. Важный этап в работе над построением музыкальной темы, которому нужно уделить особое внимание – это работа над интонацией (мелодия рождается из одного интонационного «зерна»!). На уроках сольфеджио изучаем, используем музыкальные формы:- период повторного и неповторного строения;- двухчастные;- трехчастные; - рондо; разновидности вариаций (строгие классические, свободные, вариации на ostinato);формы вокальной музыки. Жанры: Полька Марш Вальс Мазурка Менуэт Прелюдия Романс, и другие… Результатом педагогических исканий в области воспитания творческих навыков является:- участие и Лауреатские звания обучающихся моих классов в школьных конкурсах «Юный композитор»;- участие и Лауреатские звания обучающихся моих классов в зональных, окружных конкурсах «Юный теоретик», «Знатоки сольфеджио» (конкурсные испытания включали в себя творческие задания на досочинение, сочинение, гармонизацию мелодий);- проведение трех классных концертов «Юный композитор» (2000 г.), «Музыкой живи…» (2007 г.), «Лесная сюита» (рецензия Шафоростовой О.В., преподавателя кафедры теории, истории музыки и композиции ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, 2011 г.);- методический доклад на тему «Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио» в рамках Окружной педагогической академии «Эпохи уходящей времена» (рецензия Доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств, профессора Цукера А.М., г. Ростов-на-Дону, 2000 г.); - проведение открытого урока на тему: «Гармонизация, сочинение и импровизация на уроках сольфеджио» с учащимися 3 класса (2005 г.);- создание «Хрестоматии юных композиторов». Составитель Мишина В.А. (2009 г.);- создание «Хрестоматии мелодий для гармонизации». Составитель Мишина В.А. (2012 г.);- поступление Тромбинской Яны, выпускницы моего класса в Санкт – Петербургский музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского на теоретико-композиторское отделение (окончание в 2014 г. на «отлично»);создание «Комплексной программы для подготовительного класса по специальности «Ударные инструменты» авторов Забигулина Е.Р., Мишиной В.А., где введен раздел «Развитие творческих навыков» (рецензия Шафоростовой О.В., преподавателя кафедры теории, истории музыки и композиции ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, г.Челябинск, 2012 г.). Программа издана; включение творческого задания в требования выпускного экзамена по сольфеджио (сочинение пьес в изученных жанрах, музыкальных формах; гармонизация романса с использованием пройденных аккордов, гармонических оборотов, с использованием различных видов фигураций; транспонирование романса в изученные тональности, и другое). Заключение Воспитание, развитие творческих навыков на уроке сольфеджио – один из важных этапов в вопросе раскрытия творческой и музыкальной одаренности обучающихся в ДМШ. В основу данной работы положены основополагающие принципы моей деятельности:- системность, последовательность распределения и подачи материала;- учет особенностей психофизиологического развития каждого ученика;- предоставление каждому обучающемуся условий для творческого самоопределения, творческой свободы;преемственность в работе с другими предметами образовательного процесса в ДМШ № 2 им. В.А. Коха. Что же требуется от нас, преподавателей? Имеем ли мы моральное право, достаточную компетентность, чтобы брать на себя решение об утверждении, что тот или иной ребенок в большей или меньшей степени творчески одарен? Сложный и глубокий вопрос… На мой взгляд, «учительствовать» («проводить» в путь знаний) очень непросто, при этом мы должны и обязаны понимать психологию ребенка, уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического наблюдения, четко определять для себя цели и задачи, выстраивать методику и стратегию преподавания, иметь высокий уровень интеллектуального развития, стремиться к постоянному совершенствованию, быть готовым к любым нестандартным проявлениям в работе с современными учениками - все это позволяет думать о том, что избранный мною путь - верный! А верить в свои силы мне помогают мои сподвижники - ученики: с каждым годом разные, особенные, и, обязательно талантливые, обязательно личности! Свое профессиональное кредо определяю утверждением: «Педагогика – путь бесконечного поиска и познания! Никогда не останавливаться на достигнутом, совершенствоваться в своих профессиональных стремлениях, всегда соответствовать времени, в котором живешь и месту, которое занимаешь!» ХРЕСТОМАТИЯ СОЧИНЕНИЙ ЮНЫХ КОМПОЗИТОРОВ Составитель МИШИНА В.А. ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ХРЕСТОМАТИЯ М Е Л О Д И Й Составитель Мишина В.А. Ноябрьск, 2012 Профессиональное кредо: «Педагогика – путь бесконечного поиска и познания! Никогда не останавливаться на достигнутом, совершенствоваться в своих профессиональныхстремлениях, всегда соответствовать времени, в котором живешь и месту, которое занимаешь!». Мишина В.А. Используемая литератураБалуева О., Геталова О. «Учусь импровизировать и сочинять» С – П., 1999 г.Бейрюнова Л. «Обучение навыкам подбора аккомпанемента на фортепиано» М., 1993 г.Зебряк Т. «Сочиняем на уроках сольфеджио» М., 1998 г.Макаровская Ф. «О музицировании» из сборника «Вопросы методики начального обучения» М., 1977 г.Программа для ДМШ и ДШИ «Сочинение». Составитель Дмитриев Г. М., 1981.Филатова О. «Пособие по теории музыки» М., 1995 г.Шатковский Г. «Сочинение и импровизация мелодий» Омск, 1991 г.Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования» М., 1988 г.Шеломов Б. «Импровизация на уроках сольфеджио» М., 1977 г.Интернет – источникиhttp://www.diplom-legko.ru/index.htmlhttp://i-mazina.ru/metodichka/avtorskoe/http://www.magkmusic.com/struktura/notka