Урок русского языка «Обучающее изложение по готовому плану»


Сизонова Ирина Александровна
МБОУ гимназия №9
12.04.2012г.
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
Тема: Обучающее изложение по готовому плану.
Цель: учить детей правильно передавать содержание текста, правильно строить предложения по вопросам; работать над развитием речи детей, закрепить понятие о тексте описании, повествовании, особенностях плана.

Ход урока.
Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. Повернитесь и поприветствуйте их. И начинаем работать.
Оргмомент.
Начнем наш урок   с пословицы   «Без русского языка не сколотишь и сапога».
- Как вы её понимаете?
Представьте себе: утром, вы молча встали, умылись, оделись; молча пошли в школу, посидели в школе, посмотрели друг на друга и молча вернулись домой.
Хорошо ли вам было?
- А когда человеку становится хорошо, интересно? (когда он общается, разговаривает, узнает новое)
- Сегодня на уроке мы будем писать изложение по готовому плану и опорным словам. А что такое изложение?
Для этого мы должны многое повторить.
Повторение.
1) - Что такое речь? Все, что мы говорим, читаем, пишем, слышим.
- Для чего нужна речь? Для общения
- Какая бывает речь? Устная и письменная
Угадайте, какая это речь?
- Учитель объясняет урок,
мама читает записку;
Разговор по телефону;
Прочитал Смс ?2) - Из чего состоит наша речь? (из предложений)
-Что знаем о предложении? (это группа слов, которая выражает законченную мысль)
- Из чего состоит предложение? (из слов)
3) На доске группа слов:
захотел, рыбка, кот, наловить
- Составьте ( в паре ) из этих слов предложение. Назовите свои варианты.
- О ком говорится в предложении? (о коте)
- Что говорится о коте: (захотел наловить рыбки)
- Можно узнать, как кот ловил рыбку? (нет)
- Что надо сделать? (составить несколько предложений, текст)
- Что такое текст? (группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке)
В литературе используются разные виды текстов. Какие виды текстов вы знаете? (повествование, описание)
1.Работа с текстами – на карточках
–Посмотрите, перед вами два вида текста. Прочитайте их.
1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
 -Что общего у этих текстов? (Все они о тиграх).
-Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета.
-Какой вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)
- Как называется такой текст? описание. 
-Для чего нам нужны тексты - описания? (Описывать предмет)
- Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках.
- Что изображается в тексте - описании? (В тексте - описании изображаются предметы, люди, животные, природа.)
- Слова какой части речи чаще всего используются в тексте – описании?  Чаще всего в таких текстах употребляются имена прилагательные. (Какой? Какая? Признаки предмета)- Сколько картинок можно нарисовать? (1)
-Прочитайте оставшийся текст. Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
-О чем говорится в этом тексте? (О событиях, действиях)
- Как называется такой текст? ( повествования или текст – сообщения).
Что вы знаете о тексте – повествовании? В таком тексте события последовательно сменяют друг друга.
- Сколько картинок можно нарисовать? (несколько)
- Слова какой части речи чаще употребляются? (глаголы и существительные)
Перед основной работой надо немного отдохнуть. Внимание на экран.
Физкультминутка
3. Послушайте текст и определите его вид.
Крапивница.
Весной крапивница появляется раньше других бабочек. Еще снег лежит, а она на теплой стене крыльями поводит. Или летает в струях теплого воздуха. Крапивница непогоду указывает. Перед дождем, холодом она залетает в окна домов. Вреда от крапивницы нет. Ее гусеницы крапиву едят.
Поэтому бабочку и назвали крапивницей.
- Посмотрите, как выглядит эта бабочка.
- Какова тема текста? (крапивница)
- А главная мысль? (почему ее так назвали)
- Какой вид текста? (повествование, сообщение)
- Кто такая крапивница?
- Почему ее так назвали?
- Что интересного вы узнали о бабочке – крапивнице?
- Когда она появляется?
- Расскажите о поведении бабочки весной.
Повторное чтение текста учителем.
Прочитаем вопросы и дадим на них полные ответы.
Вопросы плана и слова для построения ответов. (на доске)
Когда крапивница появляется весной? Раньше других
Опишите ее поведение, когда еще лежит снег? Крыльями поводит, летает, в струях воздуха
Что указывает крапивница? Непогоду
Куда она залетает перед дождем, холодом? В окна домов
Чего нет от крапивницы? Вреда
Что едят ее гусеницы? Крапиву
Как назвали бабочку за это? крапивницей
- А теперь, проговорим текст, который будем писать.(2 человека)
Чтобы не допустить ошибок в изложении, проведем словарно – орфографическую работу.
Объясните написание пропущенных букв (по 1 на доске с объяснением)
В..сной, л..ж..т, ст..не, крыл..ями, л..тает, д..ждем, хол..дом, зал..тает, д..мов, вр..да.Запомните, как пишутся слова, проговорим орфографически: появляется, непогода, поэтому.
Чтение текста учителем.
Запись текста изложения учащимися.
Чтение записанного текста.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что было интересно?
Что самым трудным показалось вам?
Дайте словесную оценку нашему уроку.
Спасибо!