УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЕТСКГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЕТСКГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: комплексная коррекционная методика, детский церебральный паралич.
ВВЕДЕНИЕ
В структуре детской инвалидности в России поражения нервной системы у детей составляют 60%. Из них ДЦП - в 24% [1] .По данным разных авторов заболеваемость ДЦП составляет от 1,9 до 3,1 случая на 1000 детей (Вассерман Е.Л., 1999; Ермоленко Н.А. с соавт., 2000).
Сложность строения пораженных отделов нервной системы, нарушение взаимодействия различных структур (от филогенетически древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным) ведет к многообразию клинических симптомов заболевания.
При детском церебральном параличе выраженность и распространенность поражения конечностей может быть различной. В некоторых случаях наблюдается тяжелое поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в той же степени, что и ноги, а иногда даже сильнее.
Актуальность. Наличие патологических тонических рефлексов и парезов рук приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации. Наряду с нарушением формирования пространственного гнозиса это затрудняет формирование восприятия формы и овладение умением соотносить в пространстве объемные и плоские величины. При этом страдает также развитие схемы тела. Задерживается формирование понятий «правое» и «левое». Большое значение в недоразвитии схемы тела имеют недостаточность кинестетических ощущений [4]. Схема тела является моделью, архитектурным планом, который организует взаимодействие различных сенсомоторных систем человека, без чего его внешняя пространственно-временная, равно и эмоциональная, актуализация весьма проблематична. Нейробиологически правое полушарие обеспечено интимной связью с гипоталамо-диэнцефальными зонами, а следовательно специфическими адаптогенами (нейрохимическими и иммунными системами), которые включаются в реабилитационные процессы.
Структура дефекта у детей со спастической формой детского церебрального паралича и его двигательные проявления определяют практическую значимость и тему выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - составить коррекционную методику улучшения функционального состояния верхних конечностей у детей со спастической формой детского церебрального паралича.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели необходимо определить уровень двигательных возможностей верхних конечностей у детей с детским церебральным параличом по следующим показателям: амплитуды движений (гониометрические исследования); функционального состояния мышечной системы (клинический метод диагностики нарушений мышечной деятельности М.Б. Цыкунова); исследование мелкой моторики (тест В. А. Калябина, тест Н. Л. Локаловой).
Исследовали эффективность комплексной коррекционной методики улучшения функционального состояния верхних конечностей у детей со спастической формой детского церебрального паралича.
Измерения амплитуды движений осуществлялись с помощью угломера. При использовании угломера  одну  браншу устанавливают по оси проксимального, а другую (подвижную) - по оси дистального сегмента конечности. Важным моментом является совпадение шарнира угломера с осью движений в суставе. После проведения измерений, полученные данные сравнивались с физиологической нормой движения.
Для исследования функционального состояния мышечной системы верхних конечностей у детей с детским церебральным параличом используется клинический метод диагностики нарушений мышечной деятельности М.Б. Цыкунова, основанный на бальной системе оценки изолированного сокращения мышцы. Исследуемый может получить от 0 баллов, если сокращение мышцы не наблюдается, до 5 при полной амплитуде и нормальной силе выполняемого движения.
Определение уровня развития мелкой моторики проводилось по сумме баллов при проведении двух тестов (тест В. А. Калябина, тест Н. Л. Локаловой). В сумме исследуемый мог набрать от 0 до 10 баллов, где 10 является худшим показателям (максимальное количество ошибок), а 0 лучшее значении ( безошибочное выполнение задания).
Исследования проводились на базе «Центра дистанционного образования» города Липецка. В исследовании принимали участие 10 учеников младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (спастическая диплегия, спастический тетрапарез). По пять человек в контрольной и экспериментальной группах.
Участники исследования
Исследуемые Контрольная группа Экспериментальная группа
1 Мальчик 10 лет – спастический тетрапарез Мальчик 10 лет – спастический тетрапарез2 Девочка 8 лет – спастический тетрапарез Девочка 8 лет – спастический тетрапарез3 Девочка 11 лет – спастическая диплегия Девочка 12 лет – спастическая диплегия4 Девочка 9 лет – спастическая диплегияДевочка 10 лет – спастическая диплегия5 Мальчик 12 лет спастическая диплегияМальчик 10 лет спастическая диплегияВ составленной коррекционной методике улучшения состояния верхних конечностей у детей со спастической формой детского церебрального паралича были использованы следующие средства адаптивной физической культуры: активно-пассивные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, точечный массаж верхних конечностей.
Активно-пассивные упражнения, представляющие собой промежуточный этап при переходе от пассивных упражнений к активным, сочетают произвольное мышечное сокращение с внешней силой для завершения движения в пределах нормального объема.
Для развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом использовались: элементы самомассажа кисти и пальцев рук (подготовительный этап перед выполнение упражнений); статические упражнения (удержание приданной пальцам определенной позы); динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую); расслабляющие упражнения (нормализующие мышечный тонус); упражнения пальчиковой гимнастики [3].
В коррекционной методике использовался расслабляющий вариант точечного массажа, применяемый при различных контрактурах, болях, некоторых нарушениях кровообращения, для расслабления мышц [2].
Оценка данных проводилась при проведении количественного сравнения между начальными и конечными данными, а также между данными экспериментальной и контрольной групп, после обработки их статистическими методами.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Рис.1. Динамика показателей гониометрических исследований (в градусах)
В среднем изменения показателей, по всем суставам, в конце исследования в экспериментальной группе составили 7,7 °, а в контрольной эти изменения равны 1,1 °.

Рис. 2. Динамика показателей исследования функционального состояния мышц (в баллах)
Среднее значение показателей на начало исследования в контрольной и экспериментальной группах было равным и составляло 10,6 балла, в конце исследования в экспериментальной группе показатель вырос до 14,6, а контрольной только до 11,2. В среднем суммарные изменения в экспериментальной группе составили 37,7 %, изменения в контрольной группы 5,6 % .

Рис. 3. Динамика показателей исследования мелкой моторики (в баллах)
В начале исследования средний показатель при исследовании мелкой моторики составлял в контрольной группе 7,4 балла, а в экспериментальной 7,2 балла, в конце исследования была выявлена следующая динамика показателей в контрольной группе средний балл составил 7 баллов, а в экспериментальной 4,4 балла. В экспериментальной группе количество ошибок при выполнении тестов в среднем снизилось на 39 % , в контрольной группе этот показатель равен 5,5%.
По всем проведённым исследованиям различия между приростом показателей в контрольной и экспериментальной группах находятся в зоне значимости, то есть являются достоверными, что говорит о эффективности выбранной методики.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты свидетельствуют о том, что методика совершенствования функционального состояния верхних конечностей у детей со спастической формой детского церебрального паралича является высокоэффективным средством для улучшения их двигательного и социального статуса.
ЛИТЕРАТУРА
Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при детском церебральном параличе.-Л.,1986. 175с.
Дубровский В.И. Точечный массаж. —М.: Знание, 1988. —96 с.
Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192с.
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., 2001. 272с.