«Составление текста по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по вопросам и опорным словам»


План – конспект урока развития речи во 2 классе. Дата 21.03. 14.
Тема: «Составление текста по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по вопросам и опорным словам»
Тип урока: развитие речи, изучение нового материала
Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Педагогическая цель: создать условия для развития умения составлять текст по репродукции картины (под руководством учителя)
Задачи урока:
познакомить с жизнью и творчеством А. К. Саврасова;
учить «читать» картину;
воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа;
развивать умение составлять текст на заданную тему;
соблюдать структуру текста, последовательность в его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными его предложениями.
Планируемые результаты
Предметные:
составлять текст по репродукции картины, по вопросам и опорным словам;
грамотно записывать новые слова, подбирая проверочные слова к изученным орфограммам. Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
определять тему, главную мысль речевого сообщения;
планировать действия для создания текста;
осуществлять самоконтроль, самооценку. Личностные:
проявлять интерес к русскому языку;
получать эстетическое наслаждение при рассматривании произведения искусства, прослушивании музыкального произведения;
выслушивать разные мнения, прислушиваться к мнениям окружающих.
Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.
Ресурсы урока:
репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;
компьютер и авторская презентация;
стихотворение о весне;
загадки о грачах и весне;
дополнительные сведения о художнике;
музыкальное произведение «Мелодия весны» (автор неизвестен), «Голоса птиц – грачи»;
учебник «Русский язык» В. П. Канакина, 2 часть; стр. 81( вкладыш), стр. 73 упр.127
Подготовительная работа:
подготовить сообщения о художнике А. К. Саврасове;
подобрать стихи, пословицы, загадки о грачах и о весне; найти описание грачей, среду обитания;
сделать фотографии ворон и их гнезд;
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяI.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
1. Захожу в класс после звонка. Гостям мимолетно «здравствуйте». Обращение к ребятам:
- Ребята, сейчас сфотографировала необычную птицу (сейчас покажу) Вы мне помогите разобраться кто это? Я сначала думала ворона, но…Впрочем посмотрите сами (Слайд № 1)

Всех перелётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей.
Взад-вперед по пашне вскачь
А зовется птица …… (грач)
- Могла я увидеть грача? Почему?
2. – Ну, а теперь все ЗДРАВСТВУЙТЕ! Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке творчества, уроке открытия новых знаний.
- Ребята,
Подровнялись.
Тихо сели.
На соседа посмотрели,
Дружелюбно улыбнулись.
И ко мне все повернулись.
Рассматривают изображение, высказывают свое мнение. Называют отличительные признаки вороны и грача (задание предварительной подготовки)
(Слайд № 2)

Указывают на среду обитания и образ жизни. (Слайд № 3)

(Справа фотография сделанная Зайцевой Дашей)
Вывод: Грача увидеть вы не могли, потому что они у нас не живут.
Ребята приветствуют друг друга, садятся за парты.
II.Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1.- Сегодня на уроке развития речи мы будем говорить о…
А о чем у нас пойдет речь, мы узнаем из загадок, которые приготовили ребята 1 класса:
- Так о чем же пойдет у нас речь? О каком времени года? (о весне)
2. - Весна, пожалуй, самое трогательное время года – временя пробуждения природы, новых чувств, впечатлений. Природа просыпается от долгого зимнего сна, осматривается по сторонам и приводит себя в порядок. Творческих людей весна всегда вдохновляла на создание красивых поэтических, музыкальных, хареографических и художественных произведений. И каждый видел, чувствовал и изображал это чудесное время года по-своему. А сегодня на уроке мы увидим, как воспринял и запечатлел весну талантливый художник Алексей Кондратьевич Саврасов. ( Слайд № 4 - портрет художника)

- А что мы знаем об этом художнике?
1.Уч-ся 1 класса загадывают загадки о весне и представляют иллюстрации отгадки (готовили дома с родителями)
Вывод: разговор пойдет о весне
Сообщения уч-ся о художнике, приготовленные дома заранее.
( Е. Ульяна)
А.К. Саврасов родился в Москве, в семье купца. Отец мечтал, что сын продолжит его дело. Но мальчик не оправдал этих надежд, т.к. не интересовался торговлей, а больше любил часами смотреть на облака в небе, на деревья, наблюдать за искристым течением реки и рисовать. Отец наказывал сына за эти занятия. Но ничего не помогало: талант юного художника, влюбленного в природу, рос и развивался. И вскоре, вопреки всему, Алексей Саврасов стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества.
(З. Дарья)
А. Саврасов любил скромную русскую природу и не только глазами схватывал, но и всей душой чувствовал всякую, едва заметную перемену в ней. Снег, небо, деревья, начало весны, - все наполнено большим и сильным чувством. Люди заново узнают простое и знакомое, все, что пробуждает в них любовь к родной природе.
(С. Оксана)
Алексей Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.

Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей. Но самой известной и знаменитой является картина «Грачи прилетели». Сейчас она находится в одном из выставочных залов Третьяковской галереи.
III Постановка учебной задачи.
Цель: проговаривание цели урока в виде вопроса (Чего мы еще не знаем?), на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
1.- Именно о ней, об этой картине и пойдет у нас речь . Внимательно посмотрите на картины кисти Алексея Саврасова где изображена весна и найдите нужную нам. (Слайд № 5 – картины Саврасова)

2.- Совершенно верно, этой картины здесь нет. (открыть доску – в центре картина «Грачи прилетели»)

Картины художников созвучны с музыкальными и литературными произведениями. Внимательно еще раз посмотрите на картину «Грачи прилетели», послушайте музыку весны и постарайтесь проникнуться настроением, с которым Алексей Кондратьевич создавал свой шедевр. (Шедевр - Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера )(слушают музыкальную зарисовку «Музыка весны». На фоне музыки учитель читает строки:
Ещё морозец по утрам,
Уже мы слышем звон капели,
И мы поверили в весну-
Грачи сегодня прилетели.

- Какие чувства у вас возникли, слушая музыку и любуясь картиной?
1.Внимательно рассматривают репродукции картин Саврасова и делают вывод.
Вывод: -Этой картины здесь нет.
Слушают музыкальное произведение «Мелодия весны», стихотворение и сопоставляют с картиной Саврасова.
Выслушиваются ответы ребят и обобщаются
IV Изучение нового материала (работа по картине)
Цель: выявление УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.
1.- Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Грачи прилетели», а например, не «Март» или «Весна»?
2.История написания картины – рассказ учителя
- Саврасову хотелось работать, писать новые картины, но сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.
(Слайд № 6 сравнение раннего варианта с самой картиной)

А она пришла, как приходит всегда, - неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.
- Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна!
2. – Вот об этой саврасовской весне мы и поведем речь.
1.Уч-ся высказывают свои мнения ( Само название – движение, окончание зимнего сна, пробуждение и обновление природы. Грачи прилетели, значит, нет возврата к холодам, заморозкам, однообразию зимы. И это чудо происходит прямо на наших глазах.)Но для начала давайте отдохнем:
Физкультминутка. Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В стороны руки,
Плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
1.- Ещё раз, очень внимательно рассмотрите картину и используя домашние заготовки, приготовьтесь отвечать на мои вопросы.
2. - У вас на партах есть Листы-помощники (приложение № 1), где вы можете записывать понравившиеся слова, словосочетания, которые можно будет использовать в дальнейшей работе.
- Почему эту картину мы называем пейзажем?
- Какие краски преобладают на картине?
- Какое настроение вызывает у вас эта картина: грустное, печальное, радостное?
- Перечислите всё, что вы увидели на картине?


- Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане?

- Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны?

-Чем они заняты?

- Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он вот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд.
- Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег?
- Что изображено позади берез, на заднем плане?

- Как художник изобразил небо?
– Мы с вами наблюдали вчера такое небо, да?
Итог промежуточный.
- Так что же хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении?
Учащиеся рассматривают репродукции картины, которые есть у них на партах (учебник стр. 81)
(предполагаемые ответы детей)
-На ней изображена природа.
-Голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые и т.д.
Грачи, гнезда, церковь, поле, небо, берёзы, старые домики, снег, пруд.
Березы с грачиными гнездами, грачи.
Грачи, которые летают над гнездами.
Ремонтом старых гнезд, постройкой новых.
Снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени.
Деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля.
Небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте.
Ответы детей по своим наблюдениям.
Выслушиваются ответы учащихся.
V. Решение учебных задач (самостоятельная работа)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
1. Словарно-орфографическая и стилистическая работа.
- На ваших листах - помощниках уже имеются записи опорных слов, давайте прочитаем, какие слова вы подобрали для описания грачей, берёз, снега и т. д.
- Правописание, каких слов у вас вызвало затруднение?
2. Предлагаю вам дополнительные слова, которые вы можете использовать в своей работе.
Карточки для уч-ся.
Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые, трудолюбивые.
Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей.
Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое.
Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез.
Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.
Церквушка – старая, обветшалая.
Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.
2. – А теперь, используя листы-помощники, все, о чем мы говорили, вы должны составить целостную картину. Я даю вам части текста, в которых пропущены слова, словосочетания. Вы внимательно прочитайте каждая свою часть, вставьте нужные слова. А затем объедините свои части и приготовьтесь их прочитать.


Самостоятельная работа.

Читают с карандашом, чтобы не допускать повторы.
Обсуждение возникших проблем.
Самостоятельная работа по карточкам (знакомство)
Карточки для уч-ся.
Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые, трудолюбивые.
Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей.
Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое.
Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез.
Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.
Церквушка – старая, обветшалая.
Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.
Карточки для индивидуальной работы.
2.Берёзы
Старые берёзы, с искривлёнными_____________. Пушистые верхушки сереют на фоне голубовато-серого___________и белых облаков. Как лёгкое кружево, тонко выписал прозрачную сеточку берёзовых _____________ художник. И верхушки уже не выглядят по-зимнему унылыми. Они голые, но в этот солнечный _____________ тянутся к небу.
(стволами, неба, ветвей, день)
1.Снег
Земля стремится освободиться от снежного____________. Снег уже серый, _________, _____________. В ложбинке собирается талая ___________, наполняет пруд. Снег на картине освещён по-разному: у забора он словно светится изнутри и кажется _____________, а у берёзовых стволов покрыт тенями и изрыт _____________ и __________.
(покрова, рыхлый, ноздреватый, белым, следами и лапками грачей)

3.Небо
Небо занимает большую часть картины. Оно ______________,_____________, покрытое лёгкими перистыми и пышными ________. Лишь у линии горизонта ___________________ сгущаются и сереют, сливаясь с просторами полей.
(невысокое, светло-голубое, облаками, краски)
VI Контроль знаний, обратная связь.
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение коррекции.
1.Проверка
- Получился ли у нас текст- описание картины?
2.- О ком мы не написали?
Грачи — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Они заняты ремонтом старых гнезд, постройкой новых.
3.Дома вам нужно записать несколько предложений о грачах.

-А сейчас выкажите свое отношение к картине.
Читают выполненные задания согласно нумерации.
Высказывания ребят.
О грачах.
Записывают задание на дом.
Читают с Листов -помощников. (готовили дома)
VII Рефлексия.
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы.
1.- Какую задачу ставили?
- Удалось ли ее решить?
-Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить знания?
2. Все вместе рисуем свое настроение, красим картину (пальчиковыми красками)
1.Отвечают на поставленные вопросы.
Дописать текст.
На уроках ИЗО, литературного чтения, музыки.
2.Выбирают краски, соответствующие своему настроению и красят пальчиковыми красками картину, составленную ребятами 1 класса.