Конспект занятия Люблю картошку


Воспитательное мероприятие
с воспитанниками отряда----
(12-14 лет)
Тема мероприятия: «А Я ЛЮБЛЮ КАРТОШКУ!»
Цель:
Формировать и развивать у воспитанников знания
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с историей картофеля, его полезными и лекарственными свойствами, использованием.
Развивающая: содействовать развитию познавательных интересов воспитанников, внимания, памяти.
Воспитательная: воспитывать культуру поведения, навыки общения, коллективизм.
Форма мероприятия: игровая познавательная программа
Методы
приемы: игровой, словесный, наглядный, демонстрация приемов приготовления блюда из картошки, практический, презентация.
Предварительная работа:
Материалы для занятия:
- мячик;
-аудиозапись песни «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина); -жетоны
-варёная картошка
-картофельное пюре;
-яйцо;
-мука;
-соль, перец
-зелень (укроп или петрушка);
-печёночный паштет.
-карточки с пословицами.
Действующие лица:
Воспитатель,
Ведущие (I) и (2)
Воспитанники в роли учителей истории, географии, биологии, химии, повара, врача, агронома.I.Организационно-подготовительный этап
(7минут)
Организационный момент, вводное слово воспитателя.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Всем, всем добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Будут сегодня игры и песни, шутки и конкурсы. А посвящено наше мероприятие – картофелю. Картофель - это самый главный овощ на нашем столе в любое время года. Его по праву можно назвать королём овощей. А любите ли вы картофель?
(Ребята отвечают.)
Сегодня здесь собрались не только любители картофеля, но и знатоки, которые могут рассказать нам всё об этом овоще. Главной фразой нашего вечера будет: «А я люблю картошку!». Если я скажу вам: «Жизнь хороша, и жить хорошо!», то вы все вместе громко кричите: «А я люблю картошку!» Давайте попробуем.
(Ведущий произносит фразу «Жизнь хороша, и жить хорошо!», а ребята хором отвечают: «А я люблю картошку!»)А теперь для всех любителей картофеля прозвучит песня.
(Звучит песня «Антошка». (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина)Воспитанники вместе с воспитателем подпевают.
II.Основной этап (20 минут)
ВЕДУЩИЙ (2): Картофель - это самый демократичный и распространенный овощ. Его можно встретить на столах королей и бедняков. О нем существует множество легенд, пословиц и поговорок, хотя знакомство с этой овощной культурой состоялось по историческим меркам не так уж давно, пять веков назад.
Ладно, не будем говорить загадками, а просто обратимся к старинному соннику:
«Сон о картошке чреват случайностями не лучшего свойства.
Копать во сне картошку — знак грядущего успеха.
Есть картошку во сне — означает существенную выгоду.
Если вы сажаете во сне картошку, значит, можете рассчитывать на исполнение наших желаний.
Если приснится сгнившая картошка, значит, вашим радостям и удовольствиям наступит конец и будущее не предвещает ничего хорошего».
КАРТОФЕЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ
ВЕДУЩИЙ (1): А теперь, ребята, давайте отгадаем загадки. Я начну, а вы продолжите. За каждую правильно отгаданную загадку – вы получите жетон в форме картофеля.
Растут на грядкеЗелёные ветки,А на ветках —Красные детки
(Помидоры)
Вот соль тебе, вот хлеб
и ложка — Сварилась к ужину...
(Картошка.)
Раскололся тесный домикНа две половинки,И посыпались оттудаБусинки-дробинки
(горох)
Не крот, а копает; лап не имеет.А семена из земли выковыривает
(Картофелекопалка.)
Прежде чем его мы съели,Все наплакаться успели.
(лук)
И зелен, и густ на грядке куст,Покопай немножко - под кустом...
(Картошка.)
Щёки розовы, нос бел,В темноте сижу весь день,А рубашка зелена,Вся на солнышке она
(редиска)
Что такое из земли
Жарили, парили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель.)
Маленький, горький, луку брат
(редис)
Под кустом копнешь немножко,выглянет на свет…
(Картошка.)
Лежит между грядокЗелен и сладок.
(огурец)
И трут её и мнут,
И в суп кладут. Что это такое?
(Картошка.)
Вверху зелено,Внизу красно,В землю вросло
(свекла)
• Кругла, рассыпчата, бела.На стол она с полей пришла.Ты посоли её немножко,
Ведь правда, вкусная…
(Картошка.)
Неправда ли, что жизнь хороша и жить хорошо?
(Ребята хором отвечают: «А я люблю картошку!»)ВОСПИТАТЕЛЬ:
Сегодня мы пригласили к нам на заседание круглого стола специалистов, которые нам могут дать знания о картофеле. Встречаем:
Учитель биологии - ФИО воспитанника
Учитель истории –-------------------------
Учитель английского языка ----------------------–
Учитель химии ----------------------------------
Врач-------------------------------------------
Повар --------------------------------------
Агроном -----------------------------------------
(в роли специалистов выступают воспитанники)

ВЕДУЩИЙ (2): Ведущими производителями картофеля являются Китай, Россия, США, Польша и Индия. Сегодня в мире 50 процентов производимого картофеля идет в пишу, 35 процентов — на корм скоту и около 10 процентов оставляется на посадочный материал. Пищевая промышленность выпускает картофель жареный, сушёный, быстрозамороженный, в виде картофельных хлопьев для пюре и т. п.
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: Картофель - растение семейства паслёновых, возделываемое ради его съедобных клубней. Род, к которому принадлежит картофель, насчитывает около 2000 видов, но лишь несколько десятков из них образуют клубни. В культуре широко распространены в основном два близких вида — картофель андийский, издавна выращиваемый в Южной Америке, и картофель Чилийский или клубненосный.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
Для начала обратимся к истории корнеплода. Европейцы впервые обнаружили картофель в 1536—1537 гг. в индейском селении Сорокота (ныне Перу). Они назвали найденные клубни трюфелями за их сходство с соответствующими грибами. В Европу, в Испанию, картофель был завезён в 1551 г. Испанцам новый плод не понравился. И немудрено: рассказывают, что они пробовали есть сырые клубни. Так начались странствия чудо-овоща по всей Европе. В течении примерно 15 лет картофель здесь возделывали в садах как декоративное растение, и лишь с 1580 г. он получил широкое распространение.
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА:Итальянцы сначала называли картофель «перуанским земляным орехом», а потом за сходство с трюфелями — «тартуффоли ». Немцы впоследствии превратили это слово в «тартофель», уже совсем близкое к нашему современному и общепринятому «картофель».
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
Первая попытка разведения картофеля в России была предпринята Петром I. Правда, по некоторым данным, его выращивали на восточной окраине России еще раньше. Как бы то ни было, но картошка обязана своим появлением на наших столах всё-таки не Камчатке, а Западной Европе. Живя за границей, Пётр Великий оцепил вкус блюд, приготовленных из картофеля. Он прислал из Голландии графу Б.П. Шереметеву мешок картофельных клубней с наказом заняться их выращиванием. Но из этой благой затеи ничего не получилось. Крестьяне не были охочими до всяких нововведений.
Так бы и остаться в России картофелю заморским овощем, если бы за дело не взялась Екатерина II. По её распоряжению за границей была закуплена большая партия картофеля и разослана по разным российским губерниям для разведения.
ВЕДУЩИЙ (2): Какая же польза от этого заморского корнеплода?
ВРАЧ:
Далеко не все справочники по лекарственным растениям содержат информацию о картофеле. Однако на самом деле он обладает определёнными свойствами, позволяющими отнести его к полезным для здоровья продуктам. Особенно это утверждение справедливо в отношении картофеля молодого: в 100 г свежих клубней содержится 20 мг аскорбиновой кислоты, что составляет треть суточной потребности организма человека в витамине С.
СОБЕРИ СЛОВА
ВЕДУЩИЙ (1): А сейчас мы немного поиграем.
Если взять большое слово, Вынуть буквы — раз и два!
А потом собрать их снова. Выйдут новые слова!
ВЕДУЩИЙ (2): Кто из вас составит больше слов из слова «картофель» за 2 минуты?
(Рот, тор, торф, форель, кофе, ель, лот, фтор, кот, ток, каток, лак, лето, река, лор, тара, артель, рак и т. д.)В течение 2 минут ребята выполняют задание. Ведущие подводят итоги и раздают жетоны.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А правда, что жизнь хороша и жить хорошо?
(Ребята хором отвечают: «А я люблю картошку!»)ВЕДУЩИЙ (2): Продолжаем заседание круглого стола.
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ:
Помимо аскорбиновой кислоты, картофельные клубни содержат витамины группы В, фолиевую кислоту, соли кальция, магния, фосфора и особенно калия. В пищеварительном тракте картофельный крахмал быстро расщепляется до простых сахаров, что и создало картошке славу легкоусвояемого углеводистого продукта.
ВРАЧ:
Лекарственные свойства этого овоща полезны для многих систем человеческого организма. Особая ценность его признана при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрита, изжоги, склонности к запорам. Полстакана сока картофеля существенно ослабляют симптоматику болезни, а для язвенной болезни являются ещё и неплохим средством для профилактики обострения.
ВЕДУЩИЙ (1): В России давно были известны лечебные свойства картофеля. Например, многие лекари советовали больным туберкулезом обязательно употреблять этот овощ в пищу.
ВРАЧ:
Правильно. Рекомендовали картофель и при мочекаменной болезни. Прикладывали его к обожжённым местам, им лечили язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Картофельная кашица применялась для лечения трофических язв, острых дерматитов, гнойничковых поражений кожи. Сегодня диетологи назначают картофель в варёном и печёном виде больным сердечно-сосудистыми заболеваниями и гипертонией. Особое значение картофель имеет для тех, чья работа связана с постоянными физическими перегрузами, сопровождающимися значительным потоотделением. Картофель возмещает эти потери и предупреждает возможное развитие сердечной недостаточности.
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ:
Благодаря большому содержанию витамина С он повышает защитные силы организма, ограничивает возможность заболеваний дыхательных путей, улучшает эластичность сосудов.
ВЕДУЩИЙ (1): Мы пригласили к нам в гости повара, который проведет мастер- класс для нас.
ПОВАР: Важно правильно приготовить картофель и научиться извлекать из этого простого овоща всё, чем так щедро наградила его природа.
Хочу научить вас готовить простое блюдо – Картофельники. Желающих научиться прошу помыть руки.
(ребята моют руки, одевают фартуки и колпаки )
ПОВАР:
Нам понадобится:
• варёная картошка (можно использовать оставшуюся вчерашнюю варёную картошку или «в мундире», или картофельное пюре);
• яйцо;
• мука;
• соль, перец —-по вкусу;
• зелень (укроп или петрушка);
• печёночный паштет.
Способ приготовления.Варёный картофель тщательно разминаем, вбиваем яйцо, перчим и солим по вкусу. При желании можно добавить немного очень мелко нарезанной зелени. Перемешиваем всё до однородного состояния, добавляя по необходимости немного муки. Готовая картофельная масса должна быть однородной, без посторонних комочков, и не липнуть к рукам. Смазав руки растительным маслом, формируем из картофельной массы оладушек, а затем прижимаем его в ладошках. В центр кладём ложечкой немного паштета, после чего складываем приплюснутый картофельный оладушек пополам и округляем его края, сформировав таким образом овальную форму.Жарят картофельники на предварительно прогретой сковородке в растительном масле с обеих сторон до золотистого цвета. Готовые картофельники можно посыпать мелко порезанным укропом. Подаём со сметаной к столу.ПОВАР: Спасибо, помощники! Готовые картофельники я принесу вам в конце мероприятия.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Жизнь хороша, и жить хорошо?
(Ребята хором отвечают: «А я люблю картошку!»)МИНИ ВИКТОРИНА
ВЕДУЩИЙ (2): Давайте теперь закрепим ваши знания о картофеле.
(Ребята отвечают на вопросы Ведущего (2).)
Вопросы
Назовите родину картофеля. (Америка.)
Кто завёз картофель в Европу? (Колумб.)
Кто завёз картофель в Россию? (Пётр I.)
Для чего выращивали в петровские времена картофель? (Для украшения на одежду.)
Почему возникали картофельные бунты в России? (Крестьяне отказывались выращивать картофель.)
Почему крестьяне отказывались выращивать картофель? (Люди не знали, что нужно употреблять в пищу клубни картофеля, и, поедая ягоды, травились.)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Жизнь хороша, и жить хорошо?
(Ребята хором отвечают: «А я люблю картошку!»)ВЕДУЩИЙ (1): Существует множество разнообразных сортов картофеля, разобраться и которых способны лишь агрономы.
АГРОНОМ:
Один из самых распространённых сортов с синеватой кожурой, выращиваемых на наших огородах, называется «синеглазка». Однако мало кто знает, что по-научному сорт этот имеет другое название — «Ганнибал». И назван так в честь прадеда А.С. Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провёл опыты по селекции и хранению картофеля в России. Поскольку вкус картофеля зависит от количества крахмала и нём, стоит знать, какие его сорта наиболее крахмалистые. Оказывается, количество крахмала в картофеле напрямую зависит от его скороспелости.
ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА
ВЕДУЩИЙ (2): Наверное, вы уже проголодались. Давайте поиграем в игру «Горячая картошка» (Ребята встают в круг, Ведущий (2) бросает мяч: кто ловит, тот и должен назвать блюдо из картофеля. Если игрок затрудняется ответить, то садится в центр круга.)Молодцы! Для тех, кто оказался в круге, будет особое задание.
(Ведущий (2) раздаёт игрокам, оказавшимся в кругу, карточки с частями пословиц. Ребята собирают пословицы.)Пословицы
Картошка поспела — берись за дело.
Картофель — хлебу подспорье.
Картошка созреет — человека согреет.
Картошка да каша — еда наша.
Голодному и картошка — лакомство.
Картошку копать, не руками махать.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята, жизнь хороша, и жить хорошо?
(Ребята отвечают хором: «А я люблю картошку!»)Входит повар с блюдом картофельников.
ПОВАР: Прошу вас отведать картофельники. Желаю всем приятного аппетита!
(Воспитанники угощаются картофельниками).
ПОВАР: В заключение мне хотелось бы поделиться с вами несколькими рецептами простых блюд. (Раздает несколько рецептов.)
III.Заключительный этап. (5 мин.)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Картофель - главный продукт на нашем столе. Мы едим его ежедневно — утром, днём и вечером, и считаем его главным врагом стройной фигуры. На самом деле картофель — это отличное средство для похудения и нормализации обмена веществ. Он дарит людям красоту и избавляет от многих болезней.
Мы с моими помощниками решили провести конкурс творческих работ «Это все о нем!». Можно придумать стихотворение, загадку или необычный рецепт блюда из картофеля, нарисовать рисунок или сделать поделку. Доверяем вашей фантазии и творчеству. Самое главное – работы принимаются до конца недели. В воскресенье мы подводим итоги и вручаем победителям призы.
Вот и закончилось наше мероприятие.
Подсчитываются жетоны.
Победители награждаются----------------------
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, жизнь хороша, и жить хорошо?
(Ребята отвечают хором: «А я люблю картошку!»)ЛИТЕРАТУРА
Большая книга загадок. — М.: Астр ель; Донецк: Сталкер, 2008.
Бульба; попул. энцикл. справ, по биологии, возделыванию, хранению, и использованию картофеля в кулинарии. –Минск: БелЭн; 1994.
Русские пословицы и поговорки. – М.: Худож.лит; 1998г.