Социально-значимый проект Посади дерево! (реализация практической природоохранной деятельности в социуме


Региональный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»)
Детская экологическая организация «ГУРАН», отряд «Зелёный патруль»
Социально-значимый проект
в номинации
«Практическая и природоохранная деятельность»
«Посади дерево!»
Автор работы:
Адамова Анна
обучающаяся 9 класса
МБОУ Николо- Березовской СОШ

Руководитель:
учитель биологии и химии
МБОУ Николо- Березовской СОШ
Адамова Светлана Алексеевна


2017 год
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3-4
Этапы и механизм реализации проекта 5-6
Результаты по реализации проекта и его практическая значимость 6-7

Приложения 8-23I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования: с каждым годом из-за чрезмерно «активной» деятельности человека изменяется состояние лесного пояса Маньковского участкового лесничества Селивановского лесхоза. Лесополосы и леса, находящиеся в ближайших окрестностях нашего населённого пункта – хутора Николовка, испытывают постоянную нагрузку от антропогенных воздействий. А мы знаем, что зелёные насаждения – это не только важный источник кислорода и фильтр воздуха, а так же главная защита наших почв от ветровой эрозии. Сейчас леса и лесополосы занимают 44 % всей территории нашей области. По данным Департамента Лесного хозяйства Ростовской области, 15 % этих территории находится в неудовлетворительном состоянии из-за вредителей, болезней, пожаров, неблагоприятных условий, а самое главное от стихийного туризма. В сложившейся ситуации актуальным становится вопрос охраны лесных насаждений и посильное их воспроизводство.
Охрана лесных насаждений учащимися нашей школы является приоритетной задачей, которая предусматривает природоохранные мероприятия, рациональное использование и посильное воспроизводство природных ресурсов лесных насаждений населённого пункта. Огромную работу по охране лесных и других растений выполняет экологический отряд «Зелёный патруль» - верный защитник растений и животных, часовой леса, страж родной природы. Девиз членов этого отряда – «Зелёный патруль» всегда на посту».
Работа отряда «Зелёный патруль» нашей школы достойный пример бережного отношения детей к лесу, к каждому её деревцу и правильному уходу за ним. Задачи и цели, поставленные в рамках работы этого отряда, дают свои результаты: ребята активно участвуют в практической работе; посильно восстанавливают объекты леса; ведут просветительскую работу среди населения; совместно с жителями посёлка проводят акцию «Посади своё дерево!» (Дни древонасаждения). Эта замечательная традиция, заложенная в России ещё в 19 веке, не потеряла своей актуальности и в 21 веке. В итоге эта инициатива была поддержана педагогической и ученической общественностью МБОУ Николо-Березовской школой и переросла в создание общешкольного проекта «Посади дерево», реализуемого с 2008 года и по сей день (Приложение № 1).
Цель проекта: продвижение активной гражданской позиции по возрождению природного богатства Родины через организацию и проведение природоохранных мероприятий, пропаганда рационального природопользования и посильное воспроизводство природных ресурсов зелёных насаждений населённого пункта.
Задачи:
1. Привлечь внимание общественности к проблеме экологического состояния лесных объектов, имеющих рекреационное и культурное значение, обеспечить осознание значимости природного наследия своей малой Родины через непосредственную заботу об объектах живой природы.
2. Воспитать чувство патриотизма,  любви и уважения к природному наследию малой родины; формирование нравственных качеств личности, знакомство местного социума с историческими фактами известных природных объектов местности. 
3. Оценить степень экологического состояния природных объектов.
4. Организация работы по решению выявленных экологических проблем данной местности и их практическому решению.
5. Расширить представления о различных способах вариации решения экологических проблем на местности.
II. ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Встреча и беседа с главой Николо- Березовского сельского поселения – Сычёвым В.А. и с государственным лесным инспектором Селивановского лесхоза Маньковского участкового лесничества Департамента Лесного хозяйства Ростовской области – Перебейнос М.А. (Приложение № 2 рис. № 1 и рис. № 2).
2. Изучение материалов лесхоза (таксационного описания и плана лесных насаждений) по данной проблеме (Приложение № 2 рис. № 3).
3. Анализ научной литературы и результатов исследования по данной проблеме (проведение социологических опросов и т.п.) (Приложение № 2 рис. № 4, 5).
4. Проведение исследований (согласно плану работы отряда «Зелёный патруль»), анализ экологического состояния Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща».  (Приложение № 2 рис. № 6, 7, 8).
5. Презентация проекта учащимся школы и родительской общественности по итогам работы с сентября по май (ежегодно) (Приложение № 2 рис. № 9, 10).
6. Рекультивация и благоустройство лесных участков Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща» (Приложение № 2 рис. № 11-14).
7. Разработка, изготовление и установка предупреждающих табличек и знаков рекламных буклетов и информационных листовок (Приложение № 2 рис. № 15-18).
8. Проведение экологических акций «Чистый лес – без мусора!», «Синица», «Муравей» и «Посади своё дерево» (Приложение № 2 рис. № 19-23).
9. Выступление агитбригады «Зелёный патруль – всегда на посту!», проведение PR-акции «Мой экослед» и эколого-просветительской работы среди населения (Приложение № 2 рис. № 24-27).
10. Опубликование результатов деятельности в средствах массовой информации (Приложение № 2 рис. № 28-30).
11. Ознакомление с результатами исследований работников Маньковского лесничества Селивановского лесхоза Ростовской области (Приложение № 2 рис. № 31, 32).
12. Оформление стенных газет и баннеров по итогам работы и подведение промежуточных итогов проекта (Приложение № 2 рис. № 33-36).
III. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ЕГО ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
1. Рекультивация и благоустройство лесных участков Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща» - очистка территории от мусора, сушняка; уничтожение вредителей деревьев и кустарников; изучение биологии и экологии растений и животных данной экосистемы; сбор коллекции насекомых леса, растений леса (для составления гербария) в рамках работы эколого-краеведческого музея школы (Приложение № 3 рис. № 37-40).
2. Изготовление и размещение кормушек и скворечников различной конструкции (55 единиц), посадка саженцев деревьев лесных пород (сосна обыкновенная – 186 единиц, ясень зелёный – 53 единицы, дуб байрачный – 27 единиц), создание и размещение предупреждающих знаков для туристов леса (22 единицы) (Приложение № 3 рис. № 41-47).
3. Озеленение населённых пунктов хуторов Антоновка и Николовка. В 2015-2016 гг. сельская администрация закупила 150 саженцев деревьев в Селивановском лесопитомнике и совместно с отрядом «Зеленый патруль» провели акцию «Посади дерево!» (Приложение № 3 рис. № 48-49).
4. Предотвращение эрозии почв. Учащиеся проводят обследование местности, составляют план оврагов и противоэрозионной работы – закрепление оврагов (ставится опыт по выяснению лучших пород деревьев для закрепления оврагов).
5. Расселение муравьёв. Новые муравейники учащиеся устраивают на расстоянии 50 м друг от друга из расчёта 4 гнезда на 1 га. За 5 дней в мае 2016 года расселили 8 гнёзд. Переселённые семьи муравьёв лучше приживаются на открытых, солнечных местах (небольшие полянки), по краям просек, в сосновых борах (наличие иголок), около деревьев, пней.
6. Заготовка 10 кг шиповника, 6 кг боярышника, сбор 3 кг лекарственного сырья (травы) для последующего высева на территории школьной фитозоны.
7. Проведение экологических акций и пропагандисткой работы среди учащихся школы и общественности (Приложение № 3 рис. № 50-53).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА
«ПОСАДИ ДЕРЕВО»
Номинация и форма конкурсной работы Социально-значимый проект в номинации «Практическая и природоохранная деятельность»
Ф.И.О. руководителя проекта Адамова Анна Витальевна
Название проекта Социально-значимый проект «Посади дерево» (долгосрочный проект, направленный на сохранение и восстановление лесов, обустройство зелёных зон населённого пункта; развитие общественного интереса в деле сохранения и приумножения лесных богатств родного края)
География проекта Николо-Березовское сельское поселение, Милютинский район, Ростовская область.
Срок реализации проекта Долгосрочный  
продолжительность проекта (дд, мм, гггг)
Май 2008 года 
начало реализации проекта (дд, мм, гггг)
Бессрочно 
окончание реализации проекта (дд, мм, гггг)
1. Краткая аннотация В последнее время государство уделяет огромное значение практической охране природных богатств нашей необъятной Родины. Важное место отводиться бережному и разумному отношению к визитной карточке нашей страны – лесным угодьям. Мы живём в степной зоне нашей страны и, поэтому для нас вопрос охраны лесных насаждений является приоритетной и первостепенной задачей.
Постепенно мы становимся экологически образованными людьми и главная задача нашего поколения – воспитать достойную смену, которая будет смело решать вопросы взаимоотношений человека и природы.
В МБОУ Николо- Березовской СОШ более 25 лет функционирует детская экологическая организация «ГУРАН», которая осуществляет научно-исследовательскую и практико-ориентированную деятельность. На базе этой организации созданы разнообразные экологические отряды, одним из действующих является отряд «Зелёный патруль».
Работа отряда «Зелёный патруль» нашей школы достойный пример бережного отношения детей к лесу, к каждому её деревцу и правильному уходу за ним. Задачи и цели, поставленные в рамках работы этого отряда, дают свои результаты: ребята активно участвуют в практической работе; посильно восстанавливают объекты леса; ведут просветительскую работу среди населения; совместно с жителями посёлка проводят акцию «Посади своё дерево!» (Дни древонасаждения). Эта замечательная традиция, заложенная в России ещё в 19 веке, не потеряла своей актуальности и в 21 веке. В итоге эта инициатива была поддержана педагогической и ученической общественностью МБОУ Николо-Березовской школой и переросла в создание общешкольного проекта «Посади дерево», реализуемого с 2008 года и по сей день.
И самое главное, ребята в живой природе соприкасаются с живыми объектами, чувствуют их, наблюдают за ними, то есть путём наблюдений каждый ребёнок приходит к определённым выводам. На практике применяют свои знания, умения, тем самым формирует навыки бережного отношения к лесу, роще, парку и другим экологическим объектам. А это, есть неоспоримая и ведущая форма познания природы.
2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект
С каждым годом из-за чрезмерно «активной» деятельности человека изменяется состояние лесного пояса Маньковского участкового лесничества Селивановского лесхоза. Лесополосы и леса, находящиеся в ближайших окрестностях нашего населённого пункта – хутора Николовка, испытывают постоянную нагрузку от антропогенных воздействий. А мы знаем, что зелёные насаждения – это не только важный источник кислорода и фильтр воздуха, а так же главная защита наших почв от ветровой эрозии. Сейчас леса и лесополосы занимают 44 % всей территории нашей области. По данным Департамента Лесного хозяйства Ростовской области, 15 % этих территории находится в неудовлетворительном состоянии из-за вредителей, болезней, пожаров, неблагоприятных условий, а самое главное от стихийного туризма. В сложившейся ситуации актуальным становится вопрос охраны лесных насаждений и посильное их воспроизводство.
Актуальность проекта для молодежи Охрана лесных насаждений учащимися нашей школы является приоритетной задачей, которая предусматривает природоохранные мероприятия, рациональное использование и посильное воспроизводство природных ресурсов лесных насаждений населённого пункта. Огромную работу по охране лесных и других растений выполняет экологический отряд «Зелёный патруль» - верный защитник растений и животных, часовой леса, страж родной природы. Девиз членов этого отряда – «Зелёный патруль» всегда на посту».
«Зелёный патруль – добровольческий экологический отряд, главная цель работы которого заключается в продвижение активной гражданской позиции по возрождению природного богатства Родины через организацию и проведение природоохранных мероприятий, пропаганда рационального природопользования и посильное воспроизводство природных ресурсов зелёных насаждений населённого пункта. В этих мероприятиях участвуют все: обучающиеся, педагоги, местные жители и просто неравнодушные люди, с активной гражданской и жизненной позицией.
Отряд «Зелёный патруль» - это лаборатории для закрепления знаний по биологии, ботанике, зоологии, химии, математике; база для проведения исследовательских работ с опорой на природные объекты (лес, рощу, муравейник, представителей флоры и фауны разных экосистем).
Члены «Зелёного патруля» пропагандируют определённые правила поведения в лесу, организуют повсеместное изучение экологии и биологии леса, воспитывают у каждого школьника любовь к родной природе и желание её оберегать, а в случае опасности – постоять за неё. Массовое вовлечение учащихся является более удачной формой привлечения подрастающего поколения в дела охраны леса и природы в целом.
Основными объектами исследования являются - северо-западная часть Николовского леса и экологическая учебная тропа «Сосновая роща» - участок искусственного происхождения (посадка 2003 года). Деятельность членов отряда «Зелёный патруль» определяется Положением, утверждённым Советом школы МБОУ Николо- Березовской СОШ Милютинского района РО.
3. Основные целевые группы, на которые направлен проект 1.Учащиеся МБОУ Николо- Березовской СОШ.
2.Жители Николо-Березовского сельского поселения и Милютинского района.
4. Цель проекта Продвижение активной гражданской позиции по возрождению природного богатства Родины через организацию и проведение природоохранных мероприятий, пропаганда рационального природопользования и посильное воспроизводство природных ресурсов зелёных насаждений населённого пункта.
5. Задачи проекта 1. Привлечь внимание общественности к проблеме экологического состояния лесных объектов, имеющих рекреационное и культурное значение, обеспечить осознание значимости природного наследия своей малой Родины через непосредственную заботу об объектах живой природы.
2. Воспитать чувство патриотизма,  любви и уважения к природному наследию малой родины; формирование нравственных качеств личности, знакомство местного социума с историческими фактами известных природных объектов местности. 
3. Оценка степень экологического состояния природных объектов.
4. Организация работы по решению выявленных экологических проблем данной местности и их практическому решению.
5. Расширить представления о различных способах вариации решения экологических проблем на местности.
6. Методы реализации проекта
(описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач)
1. Название метода Работа с государственным лесным инспектором Селивановского лесхоза Маньковского участкового лесничества Департамента Лесного хозяйства Ростовской области – Перебейнос М.А. Изучение таксационного описания и плана Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща».
Описание метода Проведение исследовательских работ по выбранным темам (согласно плану работы отряда «Зелёный патруль») и эколого-просветительской работы среди населения
2. Название метода Работа с главой Николо- Березовского сельского поселения – Сычёвым В.А.
Описание метода Анализ экологического состояния Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща». Согласование плана по практической реализации социального проекта.
3. Название метода Рекультивация и благоустройство лесных участков Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща».
Описание метода Привлечение к участию в социальном проекте учащихся и родителей, учителей, работников школы, представителей учреждений культуры, сельскую администрацию.
7. Этапы и механизм реализации проекта
(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)
№ Мероприятие Сроки (дд.мм.гггг) Количественные показатели реализации
1.    Встреча и беседа с главой Николо- Березовского сельского поселения – Сычёвым В.А. и с государственным лесным инспектором Селивановского лесхоза Маньковского участкового лесничества Департамента Лесного хозяйства Ростовской области – Перебейнос М.А.  В течение всего проекта  
2. Изучение материалов лесхоза (таксационного описания и плана лесных насаждений) по данной проблеме. Постоянно 3.    Анализ научной литературы и результатов исследования по данной проблеме (проведение социологических опросов и т.п.)  По необходимости  
4.    Проведение исследований (согласно плану работы отряда «Зелёный патруль») и эколого-просветительской работы среди населения  В течение учебного года (ежегодно)  
5. Анализ экологического состояния Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща». Презентация проекта учащимся школы и родительской общественности по итогам работы с сентября по май (ежегодно). В конце учебного года (май) 6.    Рекультивация и благоустройство лесных участков Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща». Постоянно  
7. Разработка, изготовление и установка предупреждающих табличек и знаков рекламных буклетов и информационных листовок  По необходимости 8. Проведение экологических акций «Чистый лес – без мусора!», «Синица», «Муравей» и «Посади своё дерево». Постоянно 9. Выступление агитбригады «Зелёный патруль – всегда на посту!» По необходимости 10. Проведение PR-акции «Мой экослед». По необходимости 11.    Оформление стенных газет и баннеров по итогам работы. По необходимости  
12. Опубликование результатов деятельности в средствах массовой информации По необходимости 13. Ознакомление с результатами исследований работников Маньковского лесничества Селивановского лесхоза Ростовской области По необходимости 14. Подведение промежуточных итогов проекта. Во время весенней и осенней посадки деревьев 8. Результаты по реализации проекта и его практическая значимость
(описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе)
Количественные показатели(указать подробно количественные результаты, включая численность участников вовлеченных в мероприятия проекта) 1. Рекультивация и благоустройство лесных участков Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща» - очистка территории от мусора, сушняка; уничтожение вредителей деревьев и кустарников; изучение биологии и экологии растений и животных данной экосистемы; сбор коллекции насекомых леса, растений леса (для составления гербария) в рамках работы эколого-краеведческого музея школы.
2. Изготовление и размещение кормушек различной конструкции (35 единиц), посадка саженцев деревьев лесных пород (сосна обыкновенная – 186 единиц, ясень зелёный – 53 единицы, дуб байрачный – 27 единиц), создание и размещение предупреждающих знаков для туристов леса (22 единицы).
3. Озеленение населённых пунктов хуторов Антоновка и Николовка. В 2015-2016 гг. сельская администрация закупила 150 саженцев деревьев в Селивановском лесопитомнике и совместно с отрядом «Зеленый патруль» провели акцию «Посади дерево!».
4. Предотвращение эрозии почв. Учащиеся проводят обследование местности, составляют план оврагов и противоэрозионной работы – закрепление оврагов (ставится опыт по выяснению лучших пород деревьев для закрепления оврагов).
5. Расселение муравьёв. Новые муравейники учащиеся устраивают на расстоянии 50 м друг от друга из расчёта 4 гнезда на 1 га. За 5 дней в мае 2016 года расселили 8 гнёзд. Переселённые семьи муравьёв лучше приживаются на открытых, солнечных местах (небольшие полянки), по краям просек, в сосновых борах (наличие иголок), около деревьев, пней.
6. Заготовка 10 кг шиповника, 6 кг боярышника, сбор3 кг лекарственного сырья (травы) для последующего высева на территории школьной фитозоны.
7. Проведение экологических акций и пропагандисткой работы среди учащихся школы и общественности.
Качественные показатели(указать подробно качественные изменения) 1.Сохранность и благоустройство памятников природного наследия.
2.Мотивирование молодежи на социально-значимую деятельность, формирование активной гражданской жизненной позиции.
3. Создание условий для воспитания личности гражданина-патриота Родины.
4. Повышение уровня воспитанности подрастающего поколения и их нравственных качеств через значимую деятельность и видение результатов своего труда.
9. Детализированная смета расходов
№ Статья расходов Стоимость (ед.), руб. Кол-во единиц Всего, руб.
     
 ИТОГО: 0 0 0
10. Партнёрство
(партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями в реализации проекта)
Администрация Николо-Березовского сельского поселения, Селивановский лесхоз Маньковского участкового лесничества Департамента Лесного хозяйства Ростовской области
11. Публичность проекта
(привлечение СМИ, использование социальных сетей, иные способы продвижения проекта)
Общественно значимая деятельность экологического отряда «Зелёный патруль» неоднократно освещалась в СМИ с целью привлечения общественности к совместной деятельности и публикация отчетов о проделанной работе:
Статья «Зелёный патруль всегда на посту» в районной газете «Луч» «18» от 15.11.2010 г., на сайте МБОУ Николо- Березовской СОШ http://10.86389.3535;
Статья «Не сжигайте, люди, листья!» в районной газете «Луч» «22» от 10.10.2012 г., на сайте МБОУ Николо- Березовской СОШ http://10.86389.3535;
Статья «Сердце родного края» в районной газете «Луч» «05» от 12.02.2016 г., на сайте МБОУ Николо- Березовской СОШ http://10.86389.3535;
Статья «Защитим природу» в районной газете «Луч» «14» от 01.04.2016 г., на сайте МБОУ Николо- Березовской СОШ http://10.86389.3535;
участие во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» и «Славен Дон»;
Издание информационных буклетов.

12. Дальнейшая реализация проекта
(развитие проекта после достижения цели, долгосрочный эффект проекта)
Перспективной и заслуживающей внимания является идея создания в нашей школе «Лесной республики» (девиз которой «Берегите лес – чудо из чудес»).
13. Приложения
(список приложений: фотографии, видео, статьи в СМИ, ссылки на сообщения о проекте и т.д.)
Фотоматериалы, рисунки и таблицы.
Копии статей в газете «Луч».
Размещение информации о проекте на сайте школы: http://10.86389.3535.ruРуководитель проекта __________________________ /Адамова А.В./
(подпись)
Приложение № 2

Рис.1. Встреча и беседа с главой Николо- Березовского сельского поселения – Сычёвым В.А.

Рис.2. Встреча и беседа с государственным лесным инспектором Селивановского лесхоза Маньковского участкового лесничества Департамента Лесного хозяйства Ростовской области – Перебейнос М.А.

Рис.3. Изучение материалов лесхоза (таксационного описания и плана лесных насаждений) по данной проблеме

Рис. 4, 5. Анализ научной литературы и результатов исследования по данной проблеме (проведение социологических опросов и т.п.)


Рис. 6, 7, 8. Проведение исследований, анализ экологического состояния Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща». 

Рис. 9, 10. Презентация проекта учащимся школы и родительской общественности по итогам работы с сентября по май (ежегодно)


Рис. 11-14. Рекультивация и благоустройство лесных участков Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща»


Рис. 15-18. Разработка, изготовление и установка предупреждающих табличек и знаков рекламных буклетов и информационных листовок.


Рис. 19-23. Проведение экологических акций «Чистый лес – без мусора!», «Синица», «Муравей» и «Посади своё дерево»


Рис. 24-27. Выступление агитбригады «Зелёный патруль – всегда на посту!», проведение PR-акции «Мой экослед» и эколого-просветительской работы среди населения.

Рис. 28-30. Опубликование результатов деятельности в средствах массовой информации.

Рис. 31, 32. Ознакомление с результатами исследований работников Маньковского лесничества Селивановского лесхоза Ростовской области.


Рис. 33-36. Оформление стенных газет и баннеров по итогам работы и подведение промежуточных итогов проекта
Приложение № 3


Рис. 39-40. Рекультивация и благоустройство лесных участков Николовского леса (северо-западная часть) и экологической учебной тропы «Сосновая роща»




Рис. 41-47 Изготовление и размещение кормушек и скворечников различной конструкции (55 единиц), посадка саженцев деревьев лесных пород (сосна обыкновенная – 186 единиц, ясень зелёный – 53 единицы, дуб байрачный – 27 единиц), создание и размещение предупреждающих знаков для туристов леса (22 единицы).

Рис. 48-49. Озеленение населённых пунктов хуторов Антоновка и Николовка.


Рис. 50-53. Проведение экологических акций и пропагандисткой работы среди учащихся школы и общественности