Конспект урока по познанию мира на тему Растения и животные степей


17.01 Класс 4 «А» Урок № 2 Познание мира
Тема занятия: Растения и животные степей.
Общие цели: - познакомить учащихся с природной зоной – степь, с растениями и животными степи;
- развивать умения работать в группе с понятиями, анализировать, развивать речь, память, умения давать самооценку и взаимооценку; делать выводы;
- воспитывать любовь к природе родного края, стремление к сохранению природных богатств.
Результаты обучения: Ученики знают о природной зоне-степь, о растениях и животных степи
Умеют работать с понятиями, анализировать, делать выводы
ресурсы: Учебник, таблицы: таблички с основными понятиями темы, презентация со слайдами, иллюстрации.
Орг. момент 1м Проверка наличия принадлежностей, учебников.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
« Подари улыбку»
Этап Вызов 10м
Проверка домашнего задания
– Нас сегодня ждет дорога,И узнать нам надо много.Так возьмемся, ребята, скорей за работу,Чтобы времени зря не терять.О том, как потрудились дома,Поспешим результат показать.
- Назовите тему прошлого урока?
Проверку домашнего задания мы проведем в форме « Верные неверные суждения»
Я раздам карточки, возьмите ручки, подпишите и выполняйте
Желаю всем успеха!
Работают самостоятельноЛуг- участок земли с малым количеством влаги, на которых растёт скудная и редкая растительность Используются луга как пастбища и ценные сенокосы Дождевые черви обогащают перегноем почву и рыхлят ее, внося в почву остатки высохших растений На лугах можно встретить клевер, рябину, шиповник, мяту, полынь, На лугах можно встретить крупных диких животных, им есть чем поживиться Взаимопроверка, ключ ответов на экране, оценку поставили в лист оценки
-Кто доволен своими результатами, просигнализируйте рукой. Молодцы!
Остальным ребятам прошу не расстраиваться, у вас будем время на уроке исправить оценку.
У вас было задание подготовить информацию о растениях и животных луга, давайте, систематизируем нашу работу о растениях и животных. Вы разделены на группы, каждая группа делает сборник о животных и растениях, и представляете этот сборник.
Оцените свою работу в группе, от 1 до 5 баллов
Этап Осмысление новой информации 30 мин Сообщение темы и целей урока
– Куда приведет нас дорога? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее 
Картинки рассматривать: Слайд 2-5
- Что изображено на фотографиях?
-Схожи ли эти фотографии с фотографиями лугов?
- Как вы думаете, чем отличается луг от степи?
- Сегодня мы с вами изучим еще одну природную зону нашей страны- степь, узнаем о растениях и животных степей, будем работать в группах учиться оценивать себя и товарищей. Слайд 5
-Открываем тетради, записываем число и тему урока.
“Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная...” – поется в песне. Представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи?
Попытаемся найти ответ на сегодняшнем уроке.
- Посмотрите на иллюстрацию, что вы можете сказать о поверхности земли? (она ровная),
- Чем она покрыта? растительностью
-Значит что такое степь?
Степь- это ровное, безлесное пространство, покрытое растительностью (слайд 6) – запись в тетради
- Сегодня вам предстоит изучить новую тему самостоятельно, без моей помощи и разобраться с предложенными вопросами в группах.
- Внимательно послушайте инструктаж.
Каждая группа будет работать над своими вопросами, а так же по учебнику. Выберите главное и кратко оформите в виде кластера. Один из вашей группы должен будет объяснить остальным учащимся то о чем вы узнали, а поможет в этом кластер, который вы составите. На партах вопросы, на которые вы должны найти ответы.
-На эту работу я даю вам 10 минут.
Работа в группах по изучению нового материала
Вопросы 1 группы
1.Общие сведения о степи. стр.72
2.Климат степи.
3.Охрана степей
Вопросы 2 группы
1.Растения степей стр.72-73
2.Какие растения растут в степной зоне? Какую пользу они приносят? пища для животных, укрытие
3. Как они приспособились к жизни в степи? Обратите внимание на листья, корни. корни луковичками, пучками,
Вопросы 3 группы
1. Животные степи стр.74-75
2. Какие группы животных обитают в степи? грызуны, птицы, насекомые, хищники.
3. Как они приспособились к жизни в степи? окраска, мелкие, впадают в спячку
Презентация работ в группе
(по одному учащемуся с каждой группы отвечают на вопросы) (сопровождается слайдами)
Игра по группам «Потребители» (доказать свою точку зрения в течении 1 минуты)
1 гр.- потребители - Хорошо или плохо нарвать букет
2 гр.- юные хранители природы. цветов?
3 гр.- эксперты
« Потребители» : нарвать букет хорошо. Цветы красивые, их можно подарить, они хорошо пахнут, создают уют в доме.
«Юные хранители природы»: нарвать букет плохо. Цветы быстро завянут и их выбросят. Если рвать большие букеты- нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Луга станут некрасивыми и пустыми.
«Эксперты»: степи- богатство нашего края. Их нужно беречь. Находясь в степи нужно помнить правила поведения , чтобы не нанести вред природе.
- Какие правила нужно помнить?
-Проверим как вы усвоили тему нашего урока. Проведем мини-тест, по усвоению нового материала.На партах лежат тесты выполняем, на выполнение 3 минуты.
1. Степи– это…
А) ровное, безлесное пространство, покрытое растительностью
В) отсутствие сплошного растительного покрова
С) обилие мхов, лишайников, кустарников
Д) участок земли, на котором произростают влаголюбивые, травянистые растения.
2. К степным птицам относятся…
А) белый журавль, краснозобые казарки, розовые чайки
В) ястребы, кедровки, сойки
С) журавли, дрофы, орлы
Д)воробей,филин,лебедь3. К степным растениям относятся:
А) ежевика, малина, черника
В) верблюжья колючка, молочай, саксаул
С) тюльпан, ковыль, гусиный лук
Д) борец , клевер, тимофеевка луговая
4. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
А) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины
В) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей
С) загрязнение бытовым мусором, вырубка деревьев.
Д) распашка земель, неумеренный выпас скота.
5. К животным степей относятся
А) тигр,барс, медведь
В) суслик, сурок, сайга
С)сайга,барсук, медведь
Д) лиса,дятел, суслик
Взаимооценивание, ключ ответов на экране.
№ п/п1 2 3 4 5
А С С Д В
Физминутка1 м «Театр экспромт» (изображать звуки и действия)
Жаркий летний день. Далеко-далеко протянулась степь. Ярко светит солнце. Дует ветер. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга ,тушканчик растениями питается, а куропатка ловит насекомых.
Инклюзивное образование Мезенев Никита работа с группой по учебнику, работа по карточке, пользуясь учебником.
Этап
«Рефлексия» 2 м «Зайка-знайка»

Дом. зад 1 м Стр. 72-73 читать, отвечать на вопросы, подготовить сообщение о редких животных степей.
Вспомогательный материал
Характерная черта степи – безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Степь в физической географии — равнина, поросшая травянистой растительностью . Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоемов). Для климата степей характерны жаркое, сухое лето и холодная зима. Летом температура поднимается здесь до +40°, а зимой падает до —40°(с тонким снежным покровом). Осадков выпадает очень мало. СУХОВЕЙ—иссушающий ветер со скоростью от 5 до 20 м/с. Летом многие озера и мелкие речки пересыхают, а трава выгорает. Почвы в зоне степей черноземные. Практически вся территория степей распахана.
Характеристика степи:
1.Климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи.
2.Почвы: глинозём, чернозём.

Растения имеют узкие листья (типчак, ковыль), чтобы меньше испарялось влаги, или мясистые листья (очиток, молодило), в которых накапливается вода; у некоторых растений на листьях и стеблях имеются волоски (синяк, шалфей), которые помогают снижать испарение влаги, другие же растения имеют на листьях и стеблях восковой налет (типчак, житняк), которых помогает экономно расходовать влагу. Тюльпаны, ирисы, таволга запасают питательные вещества в луковицах. Большинство степных растений (ковыль, полынь, типчак) имеют длинные ветвистые корни, которые помогают растениям добывать воду из глубоких слоёв почвы.
Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Сайгаки способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это им помогает спрятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к добыче. Некоторые из них (сурки, суслики, хомяки, полевые мыши) роют норы, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода, запасают корм. Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела, степные орлы). Некоторые животные на период зимних холодов, а также летней бескормицы впадают в спячку (суслики, сурки, черепахи и ящерицы).