Урок окружающего мира в 4 классе Природные зоны.Зона степей


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя школа»
Ясногорского района Тульской области
Урок окружающего мира по теме
"Природные зоны. Степи".
Класс: 4.
учитель начальных классов
Гераскина Светлана Александровна
Цели:
обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.
Оборудование: карта природных зон, картина «Степь», презентация с изображением растений и животных степей, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, тетрадь «Окружающий мир».Урок сопровождается презентациями Microsoft Power Point, что поможет преподнести материал интересно и повысит степень восприятия представляемой информации.
Ход урока:
Организационный момент. Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок! Постарайтесь всё понять, Ответы полные давать.
Актуализация знаний.
Внимание, внимание!
Первое задание:
Схему леса здесь нарисовать,
И всё по схеме рассказать
Индивидуальный ответ по теме «Роль леса в природе и жизни людей»

-Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха.
Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костёр,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Веселились, как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки.
Две размокшие баранки-
Словом, мусора гора!»
(В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные, пластиковые предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище надо закрыть дёрном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать и они сгниют.)Тест «Природная зона лесов» (презентацией Microsoft Power Point)
Индивидуальная работа по тестам (фронтальная проверка)
Природная зона лесов состоит из…а) пяти частей;б) трех частей;в) двух частей;г) одной части.
Самую большую территорию занимают:а) смешанные леса;б) широколиственные леса;в) хвойные леса.
Природные зоны России расположены так:а) тундра, арктическая зона, зона лесов;б) арктическая зона, зона лесов, тундра;в) арктическая зона, тундра, зона лесов.В тайге растут:а) пихты, ели, лиственницы;б) дубы, сосны, ели;в) березы, липы, лиственницы.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх;
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
Экологические проблемы лесной зоны связаны:а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;б) с неблагоприятными погодными условиями;в) с участившимися лесными пожарами.
2.Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1. Исправь географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу (к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (Богат). Большую территорию зоны
Занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.
Карточка2. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.
а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец ( в тундре)
б) лишайник ягель ----- олень ----- волк (в тундре)
в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса (в лесу)
Карточка 3. Вставь пропущенные названия зон:
а) …..(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.
б) …..(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
в) …..(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
Карточка 4.
Опишите животное, которое изображено на рисунке по плану:
а) название животного;
б) группа животных (птица, зверь, насекомое, земноводное, пресмыкающееся, млекопитающее);
в) чем питается (всеядное, растительноядное, насекомоядное, хищник);
г) значение в природе
III. Погружение в проблему.
– Куда приведёт нас дорога ? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее этот кроссворд разгадать. (Слайд 1.)
– Отгадай растения и животных зоны лесов. Загадки:
1. Хищная птица с круглыми крупными глазами
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
Станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова )2.Доктор он в лесной палате,
Носит пестренький халатик,
Он деревья клювом лечит,
Постучит – деревьям легче.( Дятел )
3.Хозяин леснойПросыпается весной.А зимой под снежный войСпит в избушке снеговой. ( Медведь ).
4.Показ иллюстрации.В народе это дерево часто называют « сладким ». Во время цветения к нему летят пчёлы и мёд потом будет самый душистый. ( Липа).
5.Меньше тигра,
Большая кошки,
Что за ушки, будто рожки,
С виду кроток, но не верь:
Очень страшен этот зверь.
(Рысь)
Ключевое слово – СТЕПЬ.
IV. Формулирование темы урока.
– Сформулируйте тему урока.
«Степь». (Слайд 2-3)
Что мы узнаем, изучая зону степей?
5. Постановка учебных задач урока.Учитель:
-Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах. – Посмотрите на карту природных зон. Что расскажет нам наша помощница? (работа проводится в парах) (Слайд 4)
На каждом столе карточка-«помогайка»
– Где расположена зона степей?
– Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
– Как выглядит земная поверхность зоны?
– Почему про степь говорят: «Безбрежные просторы»?
Проверка: о чём рассказала нам карта. Ответы учащихся.
–Верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты перегноем. (Слайды 5,6)
Там теплое продолжительное засушливое лето. Дуют горячие сухие ветры - суховеи. Они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко.
V. Работа над новой темой.
Формирование новых знаний. - Давайте составим план нашей работы. Степь 1) климат 2) растительный мир
3) животный мир 4) занятия населения 5) экологические проблемы (Слайды 7.)
Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования. Для этого вы будете работать в команде. 1 команда – ботаники, 2 команда – биологи, 3 команда– экологи. А что же это за люди? Чем они будут заниматься сегодня? (Ответы детей).
Но сначала скажите:
Почему на Земле разные природные зоны? Отчего это зависит?
Ответы учащихся.
-От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.). Работа с учебником стр.95- 103 . Постарайтесь рассказать о климате степей. (в зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла). - Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.
- Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы.
- Ботаники, пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
Карточка- «помогайка»
Общая особенность растений
2.Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений
-Зоологи , также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном и животном мире степей.
Карточка- «помогайка»
1.Отличительная черта степных животных.
2.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).
- Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах. (команды готовятся) Карточка- «помогайка»
1. Экологические проблемы степной зоны, возникающие по вине человека.
2.Растения и животные занесённые в Красную книгу.
VI. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы. - Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей.
1. Ботаник. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни степи по – разному: Например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.
2. Ботаник.Совсем по - другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
(Слайды 8-11)
1. Зоолог. В степях нет деревьев , но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: Степной жаворонок, дрофа серая куропатка, журавль – красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле.
2. Зоолог. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают нор, чтобы прятаться от хищников. В степи живут хомяки Слайд № 9, суслики, мыши –полёвки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
(Слайды 12 - 17)
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять Пальцы сжать, потом разжать Руки вниз и так стоять Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело -Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?( земледелием). В степи очень плодородные почвы почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота. Население степей ( монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище — юрта. - Почему? (Там плодородные земли) - Что же они выращивают? - Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота) - Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы.
Об этом нам расскажут наши экологи.
1.Эколог. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.
В Красную книгу занесены следующие животные степи: Степной орёл, журавль - красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный.
2.Эколог. Есть ещё одна проблема это браконьерство. Чтобы гнёзда , построенные на полях , не были разоренными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. (Слайды 18 -21)
-Большое спасибо исследователям.
VII. Закрепление изученного материала. 9. Работа в тетради с печатной основой.
Работа по тетрадям стр. 36-38.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания: 1, 2, 5, 6.
10. Рефлексия деятельности. Проверь себя. (Слайд 22)
VIII. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
IХ. Домашнее задание.
Подготовить доклады о степи.