Конспект открытого урока по изобразительному искусству Наброски графическими материалами. Рисование птиц и животных


Конспект открытого урока по изобразительному искусству (5 класс)
Тема: «Наброски графическими материалами, рисование птиц и животных»
Учитель изобразительного искусства: Столповская Н.В.
Формат: урок-лаборатория
Длительность: 45минут
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукции произведений Э. Ханта; плоские контурные фигуры животных и птиц (заготовки); несколько вариантов сюжетных фонов (педагогический рисунок).
ИКТ: мультимедийная установка, магнитофон.
Лабораторное оборудование: магнитная доска, магниты, пикколы, флип-чарт, скотч, графические материалы (разных видов).
Цель и задачи: ознакомление с анималистическим жанром как видом искусства через знакомство с творчеством художника-анималиста Э. Ханта;
обогащение и углубление элементарных знаний школьников о домашних животных и птицах;
закрепление умения применять на практике технику графической рисования; развитие умения анализировать пропорции, размеры;
обогащение словарного запаса, активизация речи, расширение понятийного аппарата.
Развитие познавательных процессов: памяти (актуализация ранее полученных знаний и обогащение новыми), мышления (анализ, синтез, категориальное мышление и пр.), внимания, восприятия (цвета, объема, перспективы), воображения и фантазии. Формирование интереса и любви к природе, осознание себя, как её части, через актуализацию и формирование метапредметных (возможность применения полученных знаний в жизни), межпредметных (литература, окружающий мир, геометрия и т.д.) и надпредметных умений (расширение спектра графических материалов) в условиях психологического комфорта (звуковой ряд, эмоциональный настрой, доверительные отношения, свободное общение, творческая обстановка).Здоровьесбережение: «включенные» физминутки разного целевого назначения (рисвание под музыку – релаксация, свободное перемещение в формате «творческой лаборатории» - динамика, крупная моторика; работа со скотчем, с мелкими фигурами, разными видами графических материалов: уголь – регуляция усилия давления, толщина, величина и твердость разных видов графических материалов и т.д.) – развитие тонкой моторики; элементы офтамольтажа – необходимость фокусировки в процессе перевода взгляда на ближние и дальние объекты).
Ход урока
I. Организация класса.
Доброе утро! Меня зовут Надежда Васильевна, я рада приветствовать вас и наших гостей в самой настоящей творческой лаборатории.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня у нас с вами будет не обычный урок. Мы будем работать в творческой лаборатории. А говорить мы будем о животных и птицах. И это не случайно, потому что животные постоянно окружают человека.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель задает классу вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.
Каких домашних животных и птиц вы знаете?
Верно, это – коровы, овцы, свиньи, утки, куры.
Почему их называют домашними?
Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу. Мы получаем от них такие ценные продукты питания, как молоко, мясо, яйца. Шерсть и кожа отдельных животных идут на изготовление одежды и обуви. Трудно перечислить все, что дают нам домашние животные. Поэтому люди круглый год заботятся о них. Люди охраняют домашних животных и заготавливают для них корма.
А где их обычно содержат?
Домашних животных и птиц обычно содержат в специальных помещениях. Эти помещения ремонтируют, утепляют к зиме.
А кого еще мы относим к домашним животным?
Верно, кошки, собаки, кролики также домашние животные. Собаки охраняют дом, а кошки ловят мышей. Поэтому об этих животных надо также заботиться: кормить, чистить, а собак еще мыть и выводить на прогулку.
У кого из вас есть собака или кошка?
Везде ли можно выгуливать?
Верно,  с  собакой  гуляют  в  специально  отведенных  для  их  выгула местах.
IV. Работа над новым материалом.
Учитель. Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин. Их называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что означает «животное».
Животный  мир  бесконечно  разнообразен  и  красочен.  Как  ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек!
Но рисовать животных не так-то просто – позировать они не умеют. Анималисту  приходится  усердно  наблюдать  и  изучать  их  повадки, характер.
Перед вами рисунки с изображением животных, написанные известным Британским художником – анималистом Эдгаром Хантом (1876-1953). Родился в семье художников. Эдгар Хант больше всего известен своими картинами, нарисованными на маленьких холстах. По большей части они были сценами из фермерского двора: цыплята, куры, голуби, утки, пони, кролики и козы. Чувствительные англичане находили всё это очаровательным и красивым... У него был скромный характер, и он редко выставлял свои работы, предпочитая проводить жизнь с животными, которых он с любовью рисовал. Он не был публичным человеком и редко выставлял свои работы. Хант писал простые картины, которые можно понять без интеллектуального напряжения. Сюжеты очень доступные и вызывают самые нежные чувства у зрителей. Вам нравятся эти работы? Потом вы сможете внимательно …
  Многие художники-анималисты выполняли свои работы в графике.
Ребята, а как вы понимаете слово «Графика»?
Ответы детей:
Графика  — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
А какие графические материалы вы знаете и какими Вы уже работали?
Ответы детей:
Это графитные и цветные карандаши, уголь, сангина, соус, тушь, однотонная акварель, пастель.
Молодцы!
Я думаю, сегодня в нашей творческой лаборатории вы примените все свои знания и навыки, которые получили в течение всей четверти.
VII. Объяснение работы.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.
– Ребята посмотрите на доску. На ней я уже заранее подготовила несколько фонов, для наших работ. Так же здесь находятся фигуры  животных и птиц,  которые вы будите использовать в своих работах.
Я не случайно сказала, что мы будем работать в творческой лаборатории.
Вы сидите по 4 человека и будете работать в группах, договариваться, обмениваться мнениями и видами, составлять единую композицию.
На ваших столах находятся разные графические материалы, которыми вы будете пользоваться по своему желанию и усмотрению.
У каждого из вас лежит лист бумаги, который будет одновременно и палитрой и подложкой. Спросить
Перед тем как вы начнёте работать, ещё раз посмотрите на доску. Обговорите своей группой, какой фон вы выберите, каких птиц или животных вы будете использовать, как вы их раскрасите, какими материалами.
После того как, вы определитесь с тем или иным животным, раскрасите его. Вы при помощи двух- стороннего скотча, должны наклеить своих животный на ваш фон. При этом вспомнить, как строиться композиция, какие по величине предметы находятся на первом плане, какие на заднем.
Ваши вопросы? Что нужно пояснить? Можно общаться, задавать мне вопросы в ходе работы и использовать любые материалы по вашему усмотрению на моем столе.
И так я желаю вам успеха! Картины Эдгара Ханта станут вам подсказками. Можно подойти и внимательно рассмотреть детали, цвет и т.д.
Приглашаю по очереди группы к доске за фигурками и фоном
(выполнение творческой работы 12-15 минут под музыку)
(пока дети работают, убрать с доски оставшиеся фигуры, настроить проектор)
IX. Итог урока.
1. Выставка коллективных работ учащихся.
Учитель. Мы работали как настоящие анималисты, поэтому можем расположить наши работы в нашей галерее. Во всех работах натуралистично передан окрас домашних животных, правильно составлена композиция, учтены з-ны перспективы.
Давайте внимательно рассмотрим наши работы и подумаем, сюжет из какого детского литературного произведения они напоминают?
Ханс Кристиан Андерсен «Гадкий утёнок»
Сюрпризный момент (прикрепляю фигуру утёнка)
2. Обобщение изученного материала.
В каком жанре мы сегодня с вами работали?
АнималистикаС творчеством какого художника вы сегодня познакомились?
Эдгара Ханта.
Вспомнили Г.Х. Андерсена – знаменит. Сказочника и его героев….
У меня есть еще один сюрприз (ТВ. Лаборат.) – я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на экран и послушали…(фрагмент мультфильма «Гадкий утёнок»)
Учитель: Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя и нашел своих друзей…
И я хочу, чтобы вы, несмотря на разные трудности и сложности, которыми полна наша жизнь, всегда находили тех, кто вас поймет и поддержит …
Сегодня мне было приятно и интересно с вами работать в нашей лаботатории и делить радость творчества. Спасибо.