Правописание приставок пре-, при-. Урок русского языка в 6 классе


Урок русского языка в 6 классе
Правописание приставок пре, при.
Путешествие за лотосом
Цель урока: 
-обучающие: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по правописанию приставок пре-, при-,
-развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности; фантазии и воображения, интереса к предмету.
-воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к к родному краю.
Тип урока -усвоение новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска компьютер, проектор
Структура и ход урока
Вступительное слово учителя.
Введение в тему.
Актуализация новых знаний.
Овладение новыми знаниями.
Проверка полученных результатов. Коррекция.
Физкультминутка.
Заключительный этап.
Домашнее задание.
Рефлексия
 Учитель сообщает задачи урока:
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, красивых, жизнерадостных, полных творческих сил!
-Каким вы хотите видеть наш урок? (познавательным, интересным.)
-А я хочу пожелать, чтобы сегодня каждый из нас на уроке сделал маленькое открытие.
I.Мотивация
Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю к самому удивительному цветку – лотосу. Видео «Лотос – символ чистоты»
Введение в тему.
Но путешествие наше лингвистическое. В этом нам поможет часть слова. Какая? Попробуем это определить вместе.
Представьте, что вы туристы, расскажите друг другу о цели своей поездки и о том, как добрались в Астрахань. Используя слова, составьте предложения.
( На доске слова приглашение, претворить мечту в жизнь, пребывать в Астрахани, встретить приветливо, приехать, приплыть, прилететь.)
Работа по группам.
- Какие приставки встречаются в глаголах?
Приставки при-, пре-. - Какие части слова помогут нам совершить путешествие? Правильно, приставки.
Напишите дату отправления (число), место (классная работа) и тему «Правописание приставок пре-, при-.»
. В путешествие мы отправимся на катере. Чтобы преодолеть все препятствия во время путешествия, нам необходимо быть дружными, сообразительными, наблюдательными, проявить смекалку и находчивость. Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
Повторить … правописание приставок
Открыть … значение приставок пре, при,
Сегодня мы научимся определять значения приставок пре-при, а также повторим правописание остальных приставок .III.Актуализация знаний учащихся.
Чтобы, наконец, отправиться в путь, нужно приобрести проездные билеты. Проездным билетом станет для вас правильный ответ на поставленный вопрос. Отвечать надо словами да или нет (лотос).
Вопросы
- Я утверждаю, что морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. (Да.)
-На мой взгляд, приставка-это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Нет.)
-Трудно оспорить тот факт, что корень является основной частью слова. (Да.)
-Я утверждаю, что окончание - изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа и падежа, лица. (Да.)
-На мой взгляд, суффикс - значимая часть слова, которая не служит для образования новых слов. ( Нет.)
-Я утверждаю, что в приставках, оканчивающихся на з (с) перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими –с. (Да)
- Вы согласны, что неизменяемые приставки пишутся так, как слышим? (Нет)
Итак, вы приобрели билеты, верно ответив на поставленные вопросы.
Давайте посмотрим на маршрутные листы, что ждет нас впереди?
 Карта путешествия.
Река «Орфографическая задача»
Поляна «Поэтическая»
Привал «Советы радионяни».
Бухта Новых Знаний
Причал «Дивный цветок»
Наше путешествие начинается. В добрый путь !
Звучит музыка
( про путешествие)
1.Орфографическая задача (повторение ранее изученных групп приставок).
На интерактивной доске.
Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.
1)Лодочник …толкнул лодку от низкого берега.
2)Путешественники …делали привал.
3)Они ра…положились у речки.
4)…дешние жители быстро …дружились со мной.
5)Ночью мальчик не …тдыхал, а по…держивал огонь в костре.
6)По всей окрестности стал ра…пространяться туман.7
)Тучи ра…ходились, небо стало ра…чищаться.8)Туристы …тыскали хорошее место для ночлега.9)От зари алый свет ра…ливается.
- Над какой орфограммой мы работали?
Правописание приставок неизменяемых и приставок на з, с.
- Что мы повторили?
Неизменяемые приставки надо запомнить, а в приставках, оканчивающихся на з (с) перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими –с.
IV.Овладение новыми знаниями.
Станция «Поэтическая »
У нас в гостях немецкий поэт Пауль Флеминг, который посетил Астрахань в 1636 году.
Ученик, представляющий поэта, читает наизусть стихотворение:
Цвети и здравствуй здесь, о город прикордонный,
Степями и ордой ногайской окруженный.
Привет сынам Руси, что сильною рукой
Повергнувши врагов, владеть могли тобой,
Чьи камни Тамерлан еще топтал конями,
А ныне вновь стоит, царям Руси оплот.
Здесь три недели мы гостили без забот.
Так здравствуй и цвети! Теперь-то мы узнали,
Какой прекрасный край в пути мы повстречали.
- В каких словах встречаются приставки при, пре ( прикордонный и прекрасный)
-Какое слово вас заинтересовало? Прикордонный.
Словарь открытий:
Кордон – приграничный отряд, место, где находится такой отряд (толковый словарь)
Привал « Советы радионяни»
Чтобы знать, какую приставку надо писать в этих словах, мы должны знать значение приставок при-, пре-.При- имеет 4 значения
Приближение Присоединение Нахождение около Неполнота действия
Задание на маршрутных листах. Ученики должны подчеркнуть слова с приставками при- и определить значение приставки. Таблица вывешивается на доску и заполняется примерами из карточек.
I группа
Пр…был ли поезд, пр…плыл пароход,
Космонавт пр…летел из Вселенной –
Обо всех, кто пр…дёт, пр…летит, пр… плывёт
Пишется пр…-, несомненно.
II группа
Винт пр…винтил, пр…крутил колесо
Пр…клеил, пр…шил умело –
Помни, что пр…- говорят обо всём,
Что добрые руки пр…делали…
III группа
На пр…горке пр…дорожном
В пр…городе пр…морском…
На пр…школьном участке пр…гожем
Даже пр…вередливому – пр…волье.
IV группа
Язык пр…кусил – не совсем откусил.
Пр…горело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем.
Пишут с приставкой пр…-.
Учитель – В каких случаях пишем приставку при-?
Ученики делают вывод: приставка при- пишется со значениями «приближения», «присоединение», «нахождение недалеко чего-то», «неполное действие».
Учитель – Какое значение имеет приставка пре- мы узнаем, прочитав упражнение 321 на стр.141.(Ученики выписывают слова с приставками при- и пре- в два столбика, определяя лексическое значение приставок.)
Учитель – Какие значения имеют приставки пре-?
Ученики делают вывод: в словах пишем приставки пре-, если значение «очень», «весьма», «через», «по-иному».
Назовите слова с приставкой пре-, определите значение.
Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Кто очень такой, или очень сякой, Пре- мы напишем об этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,Но грамотным дождь не преграда.Где очень похожи пере и пре,там только пре ставить надо.
3.-Сколько значений имеет приставка при-? Назовите их.
- Сколько значений имеет приставка пре-? Назовите их.
V. Проверка полученных результатов.Итак, мы открыли тайну приставок .
Наше путешествие в бухте Новых Знаний продолжается.
Теперь на практике проверить можно точно,
кто теорию усвоил прочно.
Экскурсоводы приготовили для вас задание.
Экскурсовод:
Многих исследователей прельщал прекрасный цветок. Штабс-капитан Цявловский приехал из Варшавы, чтобы посмотреть на каспийскую розу и прихватить один из экземпляров для Варшавского ботанического сада. Однако поездка была бесплодной. Отыскать указанное место не удалось. Поиски пришлось приостановить.
Задание группам (выборочный диктант):
Выписать в 2 столбика из прослушанного текста слова с приставками пре-, при- объяснить написание.
 У учеников будет следующая запись:
Прельщал                              
прекрасный   
                       
приехал                                 
пришлось 
приостановить                     
- Ребята, обратите внимание на слово прельщать. Какое значение оно имеет? Обратитесь к Толковому словарю. Есть слова, где трудно определить значение приставки. Такие слова необходимо выучить.
Напишем их в Словарь Открытий.
Преследовать
Прельщать
Преклонный
VI.Физкультминутка.- Мы продолжаем наше увлекательное путешествие.
Перед нами остров Словоискателей.
3)Игра « Образуй словечко».
(Учитель называет сочетания слов, учащиеся заменяют их словами с приставками при и пре. Слова записываются на доске, обозначается изученная орфограмма).-Как мы скажем о человеке, который остановился ненадолго? (Приостановился)
-Как называется домик, находящийся у моря? (Приморский)
-Если нужно загородить дорогу. (Преградить)
-Очень красивая местность. (Прекрасная)
-Как называется ветер, немного утихший? (Притихший).
-Очень трудная дорога. (Претрудная)
4) Остановка «Дивный цветок»- видео
Устная работа с текстом.
Слово имеет следующий экскурсовод:
Наконец-то мы добрались до чуда  астраханского заповедника – лотоса. Послушайте легенду о нем. Эта легенда была записана работником Астраханского государственного заповедника Ганюшкиным.
Пока солнце двигается по небосводу, трепетные лепестки меняют окраску множество раз.    
Точно так же изменчиво было и сердце восточной красавицы. Она любила одного юношу, но делала вид, что недоступна. И юноша, думая, что его разлюбили, бросился в реку и утонул. А этот юноша приходился сородичем великому божеству. Бог посылает за сердцем девушки орла.
На землю спустился посланец могучий,
С кровавою ношей стремительно взмыл.
И вдруг это сердце из лапы могучей
Он в воды священной реки уронил.
 Как только сердце девушки коснулось воды, оно превратилось в дивный цветок. Разгневанный владыка приказал орлу найти сердце красавицы. С тех пор прилетает орел, кружит над зарослями лотоса, и цветы в ужасе склоняют свои головки, бледнеют от страха.
-О чём этот текст? (Легенда о рождении лотоса)
-Какое предложение в тексте отражает его главную мысль? ( Как только сердце девушки коснулось воды, оно превратилось в дивный цветок.)
-Найдите яркие фразы, которые украсили текст? (Трепетные лепесточки, сердце восточной красавицы, посланец могучий, священные воды, склоняют свои головки,с кровавой ношею).
- Какие вы назвали средства выразительности?
Эпитеты, метафора, олицетворения.
-Какую роль выполняют в тексте эти выражения? (Они помогли автору придать тексту эмоциональность, выразительность)
Ребята, экскурсовод приготовил для вас сообщение, но ветер всё перепутал. Соберите текст.
Астраханский селекционер Федор Иванович Перегудов на небольшом приусадебном участке в поселке Приволжье занялся выращиванием лотоса. Он добился превосходных результатов.
И лотос прижился. Но из-за небрежного ухода и плохого надзора за режимом проточной воды заросли редкого цветка погибли. Но, несомненно, они расцветут вновь и будут радовать город своей красотой и шепотом прекрасных легенд
 1.В 1963 году была сделана попытка рассадить лотос в центре города, на Лебедином озере. 2.Но, несомненно, они расцветут вновь и будут радовать город своей красотой и шепотом прекрасных легенд.3. И лотос прижился
Астраханский селекционер Федор Иванович Перегудов на небольшом приусадебном участке в поселке Приволжье занялся выращиванием лотоса. 4.Но из-за небрежного ухода и плохого надзора за режимом проточной воды заросли редкого цветка погибли.5. Он добился превосходных результатов.
VII Заключительный этап.
- Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.
Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?
Что нам в этом помогло?
Что вам понравилось на уроке?
Что нового вы узнали?
Оценки за урок
VIII . Домашнее задание напишите сочинение-миниатюру « Каспийская роза», используя слова с приставками при, пре. Вы можете составить кроссворд. Желаю успехов!
VIII Рефлексия
Оценка содержания урока:
занимательно
интересно
познавательно
полезно
Оценка деятельности на уроке:
запутался
задумался
удивился
убедился
осознал
принял решение
Оценка внутреннего состояния на уроке:
тревожное
приподнятое
отличное