Урок русского языка в 6 классе Правописание приставок пре- и при-

Сценарий занятия по русскому языку

Автор: Кулеш Светлана Анисимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ «Анастасьевская СОШ» Шегарского района Томской области
Направление конкурса: гуманитарное
Курс: Русский язык
Тема урока: Правописание приставок пре- и при-.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Класс: 6
Используемый учебно-методический комплект:
1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.6 класс. - М.: Просвещение, 2009.

Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-.
Задачи:
выработать умение распознавать приставки пре- и при-; учить анализировать изучаемое орфографическое правило;
развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;
воспитывать потребность овладения грамотным письмом.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока
I. Оргмомент (1 мин.)

II. Эмоциональный настрой (1 мин.)
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

III. Актуализация знаний учащихся (8 мин.)
1.Беседа
- Я хочу начать урок с чтения стихотворения Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Во время моего чтения постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем недолго
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
(Ответы учащихся)
- О чём стихотворение Сергея Есенина?
(О поздней осени)
- Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении, рассказывая нам о поздней осени?
(Образы солнца, дороги, месяца)
- К каким приёмам прибегает автор, создавая эти образы?
(Олицетворение, сравнение)
- Сергей Есенин воспевал красоту природы в стихотворениях, и его орудие – слово, а великие русские художники выражали своё восхищение в полотнах, с помощью красок и кисти, а композиторы перекладывали стихи на музыку.
- Сегодня я предлагаю вашему вниманию музыкальную композицию на стихи С.Есенина.
(Музыкальная композиция)
- Помогает ли музыка и репродукции картин усилить настроение Есенина, переданное в стихотворении «Нивы сжаты»?
(Ответы учащихся)
2. Выборочный диктант.
- Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание. Но прежде чем вы приступите к выполнению этого задания вспомните, на какие три группы делятся приставки. В зависимости от чего они разделяются на 3 группы.
(Ответы учащихся)
Сжаты
Скатилось
Взрытая
Прмечталось
Осталось
Увидал
Запрягал

IV. Изучение нового материала (10 мин.)
1. Проблемный вопрос
- Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова прмечталось.
- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
(Ответы учащихся)
- Правильно, сегодня мы познакомимся с правописанием приставок пре-, при-, условием выбора гласной в этих приставках. Нас ждет плодотворная работа.
2. Самостоятельная работа.
- Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-).
(Работа с учебником)
- Заполните 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».
(Заполнение таблицы)
Приставка
Значение приставки
Примеры


При-
1.
2.
3.
4.


Пре-
1.
2.


Самопроверка. Проверьте правильность заполнения таблицы. Исправьте, если есть, ошибки.
Таблица на экране
Приставка
Значение приставки
Примеры


При-
1. Приближение
2. Присоединение
3. Близость к чему-либо
4. Неполное действие


Пре-
1. Сходно со значением слова очень
2. Сходно со значением приставки пере-


3. Вывод по теме.
- Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?
- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?
(Ответы учащихся)
V. Закрепление (20 мин.)
1. Работа с текстом
Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Восстановите структуру текста.
Устанешь, прсядешь на пргорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что прнес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.
«Советую тебе, Сережа, прсмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он пробрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь прближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
Пркрасно в осеннем лесу. Музыка в траве пртихла. Мелкая листва облетела с прбрежных лозин. Ветер осторожно пргнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес прзадумался. Пртаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает прспокойно сидеть.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь прближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
«Советую тебе, Сережа, прсмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он пробрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Пркрасно в осеннем лесу. Музыка в траве пртихла. Мелкая листва облетела с прбрежных лозин. Ветер осторожно пргнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес прзадумался. Пртаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает прспокойно сидеть.
Устанешь, прсядешь на пргорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что прнес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

-Докажите, что у вас получился текст.
- Озаглавьте его. Какова тема текста? Основная мысль?
(Ответы учащихся)
- Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста.



Таблица на доске
Приставка
Значение приставки
Примеры


При-
1. Приближение
2. Присоединение
3. Близость к чему-либо
4. Неполное действие
1.Приближению
2.Приобрел, принес
3.Прибрежных, пригорке
4.Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь

Пре-
1. Сходно со значением слова очень
2. Сходно со значением приставки пере-
1.Прекрасно, преспокойно


- Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?
(Ответы учащихся)
- Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).
-Найдите в тексте слова соответствующие схеме: ¬
·
·
·
·
(присмотреться, забираться).
- Найдите слово в тексте соответствующее схеме: ¬¬
·
·
·
· (призадумался)
- В третьем абзаце укажите слова, у которых нет окончания.
( Прекрасно, осторожно, преспокойно)
- Выпишите из текста все глаголы с приставкой при-. Укажите вид глаголов.
(Присмотреться, приобрела, притихла, пригнул, притаился, присядешь, принес – все они совершенного вида)
- Почему они все совершенного вида? (гл. сов.в обозначают результат действия, а несов. в. – процесс действия)
- Выполните синтаксический разбор предложения «Вот притаился на ветке березы дятел».
- Укажите номера сложносочиненных предложений.
(5,12)

VI. Подведение итогов (2 мин.)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?
(Ответы учащихся)

VII. Выставление оценок (1 мин.)

Домашнее задание (2 мин.)
Творческая работа.
По заданному началу написать сочинение.
Приближалась осень и с каждым днем природа менялась все быстрее и быстрее. Окружающий мир наполнился палитрой разнообразных красок и оттенков, поражающих воображение прекрасными сочетаниями цветов. Ранее зеленая сочная трава теперь приобрела тепловатый желтый оттенок, а кроны деревьев приоделись в золотое убранство, преобразив весь лес в яркое, насыщенное цветом и богатое оттенками полотно.
Пожалуй, осень самое прекрасное время года. Каждый год осенью приоткрываются двери в чудесный, переполненный фантазией мир, открывающий преогромные возможности для воображения.


15