Урок-практикум по русскому языку для 6 класса по теме:Правописание приставок пре — при


ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАТРАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 484
ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ПОПКОВА
6 КЛАСС
«ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ - И ПРИ-»
УЧИТЕЛЬ: ВОРОНКИНА Е.Л.
Тема урока: Урок-практикум по теме: «Правописание приставок пре – при»
Цель урока: знать о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от их лексического (ясного) значения; уметь определять значение приставок, правильно писать их.
Оборудование урока: музыкальная композиция «Звуки природы», репродукции картин, иллюстрации на тему: «Летом в лесу».
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания:
1. Фронтальный опрос по изученному материалу:
- От чего зависит правописание приставок пре/при?
- Сколько значений у приставки при?
- Перечислите их. Приведите примеры.
- А сколько у приставки пре?
- Перечислите их. Приведите примеры.
2. Словарный диктант: прийти, прислушаться, приблизиться, прекрасный, презабавный, призадуматься, придорожный, прервать, преградить, присесть, премилый, прехороший, приречный.
- Объясните правописание приставок.
3. Пришла золотая осень и приукрасила стройные берёзки и клёны.4
- Приукрасила клёны.4
- Oceнь.1
2. Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения и задания:
1. Выборочный диктант: выбрать слова, в которых есть приставки пре/при, объяснить их правописание.
Владимир Андреевич приближался к родной Кистенёвке. «Боже мой! - прервала барыня,- да она премиленькая собачка».
Алексей приподнялся на руках - ноги совсем не двигались - и
поднял со снега пистолет. Валек, прибежавший вслед за мной на
гору, держал в руках булку.
- Откуда взяты эти предложения? Назовите автора и произведение.
2. «Угадай-ка»:
- Какую часть слова можно найти в земле? /корень/
- Почему в слове близсидящий не происходит замены
буквы з на с? /здесь нет приставки, а есть два корня/
3. Творческий диктант: данные словосочетания заменить близкими по значению словами, но с приставками пре/при; объяснить их правописание.
Участок при школе/ пришкольный/, полоса около моря/приморская/, город на Волге / приволжский/, чуть-чуть открыть окно/ приоткрыть/, умолкнуть на короткое время/приумолкнуть/, слегка затворить дверь/ притворить/, очень добрый человек/ предобрый/, очень красивый звук/ прекрасный/.
4. Творческая работа «Продолжи строчку».
- Объясните правописание приставок пре/при.
- Откуда эти строчки? Назовите автора и произведение. Если сможете, то продолжите строчки.
- Час обеда (приближался, топот по двору раздался)
- Там о заре (прихлынут волны на брег песчаный и пустой)
- Кто-то терем (прибирал да хозяев поджидал)
- Пирожок лишь разломила да (кусочек прикусила)
- Ещё ты дремлешь, (друг прелестный)
- Затихли ветерки, замолкли птичек хоры и (прилегли стада)
- Ну, всякий Ларчиком (прекрасным любовался)
5. Игра «Третий лишний»:
Приречный, приусадебный, прилепил.
Прескромный, пристанционный, прескучный.
Прискакал, привинтил, привязал.
6. Буквенный диктант:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и е и е и е и е и е
- Приклеить, преогромный, пригородный, преградить, прискакать, пресмешной, прижечь, преувеличить, прицепить, прервать.
7. Слово учителя:

Молодцы! Вы очень хорошо поработали. А теперь я приглашаю вас на прогулку в летний лес. Вначале прослушаем одну удивительную композицию. Называется она «Звуки природы»
/Звучит композиция/
Перед вами ещё иллюстрации и репродукции картин, посвящённые этому прекрасному времени года. Используя материал урока, в том числе и слова, словосочетания, напишите сочинение-миниатюру «Прогулка по лесу»
Необходимое условие: использовать как можно больше слов с приставками пре/при, обозначить их в тексте сочинения.
8. Работа над сочинением. Проверка. Рецензирование.
Д/З: повторить правила, выучить слова в рамках.